Православие.Ru | Священник Леонид Кудрячов | 20.08.2015 |
Плюновение — сатане, сочетание — Христу, звучит Символ веры — торжественные и важные минуты в преддверии Таинства Крещения, но проходят они не без приключений. Дело в ошибках, которые, бывает, вкрадываются в произнесение текста вероисповедания. Иногда причина в чрезмерном волнении крещаемого (речь идет о Крещении взрослого человека), иногда — в пренебрежении к происходящему. Иногда эти ошибки невинны, иногда возмутительны. Порой они типичны, а порой и удивляют.
Одна из типичных звучит ближе к концу Символа веры. «Исповедую едино Крещение во остановление грехов», — слышу я в очередной раз и улыбаюсь. Мне такое прочтение нравится: такая оговорка дает надежду, что огласительные беседы не прошли впустую и данный человек осознаёт шаг, который делает: Крещение несет для него не только отмену греховного прошлого, но и протест против греховного будущего. Апостол Иоанн пишет: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 18−19).
Мне кажется, что мир даже не лежит, а катится во всё горшее зло, скатывается в адову бездну, словно поезд, несущийся по широкой и прямой дороге, по надежным и мощным рельсам грехов и страстей. Пассажиры этого поезда располагаются в вагонах разного уровня комфорта, но атмосфера везде одинаково удушливая. В этом поезде знают: время в пути необходимо скоротать плотскими утехами, играми и зрелищами, легким чтивом и т. д. Из вагона в вагон переносятся сплетни и слухи, то здесь, то там вспыхивают беспорядки, впрочем, никого это особо не беспокоит.
Но вот один из пассажиров осознает, что он уже не любит «мира, ни того, что в мире» (см.: 1 Ин. 2: 15), вместо этого в нем зреет любовь к Богу и вера в Спасителя, ему уже не по пути с пассажирами порочного рейса. И тогда он набирается решимости и дергает стоп-кран — принимает Крещение во оставление и остановление грехов.
Визжат, подобно утопающим гадаринским свиньям, заблокированные колеса поезда, грязно ругается рогато-хвостатый машинист. Все тычут пальцами в возмутителя «спокойствия», осуждают, осмеивают, угрожают. Но он уже вышел.
Поезд снова тронется и наберет прежние обороты, но я верю, что каждое осознанно принятое Таинство Крещения, проникнутое искренним покаянием, от которого радуются ангелы Божии (см.: Лк. 15: 10), дает Вселенной отсрочку, удерживает наступление Последних Времен. В Таинстве Крещения человек должен пережить таинственное растождествление с миром сим.
Так бывает. Но бывает и не так.
Бывает, что кто-то дергает ручку стоп-крана, подражая предыдущему смельчаку. Кто-то от скуки, желая наступления каких угодно перемен. Кто-то полагает, что этим рычагом можно вызвать проводницу или уборщицу (ему просто лень прочитать инструкцию, прикрепленную рядом). Но поезд от этого не останавливается. Ничего не происходит, человек пожимает плечами и возвращается к своей, еще не успевшей остыть койке.
Рычаг — это одно, а тормоза — другое. В физическом мире между ними прямая механическая связь, но в духовном — особая, духовная, ибо «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3: 8). Но захочет ли Он дышать в жизни человека, которого и так всё устраивает?
«Исповедую едино Крещение во оставление грехов», — в этот раз я слышу уже безупречное, стройное пение Символа веры на Литургии, но внутри себя все-таки добавляю неграмотное, но такое подходящее слово: «и в остановление. и в остановление!»