Русская линия
Интерфакс-Религия Владимир Пудов14.12.2005 

Заявление главы представительства Евангелическо-Лютеранской церкви в Москве в связи с характером освещения религиозной жизни в ряде СМИ

Вот уж никогда бы не подумал, что мне когда-нибудь придется выступать в защиту Русской Православной Церкви, хотя бы в силу того, что она не нуждается в моей защите. Но так уж получилось, что не мог я не высказать несколько слов в связи с нескончаемым мутным потоком, изливаемым на людей «независимыми» СМИ.

Речь нынче пойдет о покаянии. Покаянии, которого требуют как от Русской Православной Церкви, так и от других церквей, которые в годы гонений пошли на определенные компромиссы с безбожной властью ради возможности нести Слово Божие миллионам верующих. Попытка проводить здесь параллели с гонениями на первых христиан и представить это в качестве доказательной основы для обвинения современной Церкви в глубокой греховности совершенно несостоятельны. Да, Церкви смогли сохранить свои структуры, да, они попустились в определенных вопросах своей совестью, но никто не требовал от них взамен отказа от веры отцов. Компромисс же во имя сохранения этой веры — всего лишь успешный дипломатический ход во имя будущего Церкви. Вот об этом у нас забывают. Несомненно, эти годы не прошли бесследно для наших церквей, они сильно ослабли, но они живы и ждут от своих верующих, чтобы те дали им возможность встать на ноги и окрепнуть. А вы им норовите подножку подставить да пнуть побольнее. Ведь еще совсем недавно самым страшным ругательством в адрес священнослужителя было: «он сотрудничал с КГБ».

Но что больше всего настораживает, так это то, что постепенно эта тема, тема покаяния, перешла грань чисто религиозную и уже напрямую затронула общенациональные интересы России. Все, кому не лень, предъявляют сегодня претензии к нашей стране. Польша требует покаяться за расстрелянных польских офицеров в Катыни, Украина — за массовые смерти людей в республике от голода в тридцатые годы. Япония настаивает на возвращении ей островов, перешедших СССР после второй мировой войны. Требования Литвы, Латвии и Эстонии вообще надо представлять отдельным списком — столь велик размах загребущих рук прибалтийских иуд. Причем каяться мы должны постоянно и до скончания веков. Наглость «кредиторов» и «обличителей» возрастает прямо пропорционально тому молчаливому попустительству, которое царит в нашем обществе. Против россиян ведется наглая, ничем не прикрытая война. С экранов телевизоров, в прессе нам рассказывают, как все в нашей истории было «на самом деле». Информационным поводом при этом может служить что угодно. Основной упор делается на интерпретацию. Помните, как у Булгакова? В его «Мастере и Маргарите» это называлось проведением сеанса магии с разоблачением. Главная идея — пробудить в нас «чувство вины» за «безнравственные деяния» «варварского государства». И мало кто задумается над тем, что «правда» этих виртуозов составления паззлов составлена лишь из тех кусочков фактов, которые оказались на руку заказчику (или заказчикам).

Сейчас все храбрые. Но разве сложно быть храбрым, когда храбрым быть разрешено?! А уж когда за это еще и зарплату платят, то «сеансы разоблачения» становятся уже делом прибыльным. Тут-то мы за «свободой слова» не постоим, все скажем. А что тут будет правдой, что полуправдой, а что и вовсе враньем — дело десятое. При этом все беззастенчиво перевернули с ног на голову: плюс поменялся на минус, «плохиши» в одночасье стали «кибальчишами». Оказалось, что у нас есть и такая профессия — Родиной торговать. Они, оказывается, не Родиной торговали, они с системой боролись. Так боролись, что до сих пор остановиться не могут, только за ушами трещит. Предатели Родины и пособники фашистов стали героями, а ее защитники — оккупантами. Со всех сторон только и слышишь: «Покайтесь!», а еще лучше: «Уйдите и отдайте все нам, таким белым и пушистым!».

В свое время Россия проявила дружеский жест — при отделении бывших республик СССР оставила им все имущество (как недвижимое, так и движимое). Но этот жест был расценен как слабость, и в адрес России пошли самого разного рода претензии. Слабых не принято уважать. И нас не уважают. Иначе как воспринять, к примеру, тот же скандал вокруг поставок российского газа на Украину. А ведь это явная, наглая, ничем не прикрытая привычка к иждивенчеству, которую мы же сами годами и поддерживали в сознании наших бывших соседей по коммунальной квартире. Интересно только, мы опять утремся и уступим, или все же остановимся? И вообще, где тот предел, до которого мы будем отходить и уступать? И для чего нам все это надо? Вот интересно, есть ли хоть одно государство, к которому Россия имеет территориальные претензии?

Двадцать лет нам не переставая вбивали в голову, что Россия перед всеми виновата, что Русская Православная Церковь перед всеми виновата. Для чего? Для того чтобы мы осознали, в каком диком, безнравственном государстве мы живем, чтобы нам было стыдно за него, за нашу историю, за наши традиции, за нас самих. Вот только перед нами, оказывается, никто не виноват. Нет, хватит, пора уже перестать думать о себе в уничижительном смысле. Мы ни перед кем не виноваты, никому ничего не должны. А каяться мы будем перед Господом, а не перед вами, господа. Ибо если вы и говорите о России, то уж точно имеете в виду не восстановление исторической справедливости.


Владимир Пудов,
глава представительства Евангелическо-Лютеранской церкви в Москве, член Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ
13 декабря 2005 г.

http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=294


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru