Интерфакс-Религия | Протодиакон Андрей Кураев | 08.12.2005 |
«Я сравнил обвинения в адрес автора и его книги с самим текстом: в половине случаев — полное несовпадение, то есть на указанных страницах нет просто ничего похожего на то, что инкриминируется. В остальных случаях Силантьев просто пересказывает, отнюдь не выражая свое согласие, мнение одного мусульманина о другом», — сказал отец Андрей в четверг в беседе с корреспондентом «Интерфакса».
«Жизнь в исламском мире России, — продолжил он, — весьма сложна, и этой сложности посвящена книга Силантьева. Со своей стороны он не высказывает никаких негативных оценок в адрес тех или иных мусульманских лидеров».
А.Кураев напомнил, что тираж книги всего одна тысяча экземпляров, «эта книга — для узкого круга религиоведов. Это не массовая брошюра, написанная ради того, чтобы вывести кого-то на улицы, зажечь и указать толпе на врага. Это добротная докторская религиоведческая диссертация».
По его словам, вполне понятно, что ученым, чиновникам необходимо иметь объективную информацию о том, «что происходит в мире ислама и что лидеры ислама друг о друге думают».
А в мире политики, отметил отец Андрей, «мысль имеет объективное значение, то есть если некий человек считает „так-то“ о другом человеке, то исходя именно из этих соображений — пусть даже очень неправильных — он и будет действовать».
Говоря о проблемах, которые переживает сегодня исламская умма России, А. Кураев отметил, что, в отличие от Католической или Православной церкви, мусульманское сообщество не имеет ясной иерархии, «в нем нет понятия благодатного священства и особых мистических даров, которые изливаются на того или иного чиновника».
Соответственно, место человека в умме определяется «степенью его компетентности и тем, как он исполняет законы шариата». Отсюда в свою очередь проистекает возможность «богословского хаоса в мусульманском ученом мире».
Во-вторых, существует проблема мусульманского ученого мира России, которая заключается в том, что это «мир, хотя и мусульманский, но не очень ученый», считает собеседник агентства. По его словам, мир российских мусульман был травмирован не меньше, чем мир православия за 70 лет советского атеизма, однако у Церкви сохранялись духовные академии, семинарии, а система богословского образования мусульман «была руинирована в большей мере, чем у православных».
«По этой причине опять же понятно, что активные мусульмане России далеко не всегда представляют себе, как решать те или иные вопросы вероучения и практики. Безграмотность — это всегда опасно: мы видим это и в церковной, и в мусульманской среде», — сказал А.Кураев.
В-третьих, продолжил он, Русская православная церковь достаточно автономна, «она не имеет зарубежных центров, которые влияли бы на нее», и поэтому способна самостоятельно решать те или иные богословские вопросы.
Что же касается российской уммы, то она, по мнению отца Андрея, и интеллектуально, и финансово зависит от мусульманских центров Ближнего Востока, «но и там мы видим разные центры притяжения». «В зависимости от того, с кем именно у конкретного муллы сложились личные связи — будь то в университетах Египта, Саудовской Аравии, Ирака или Ирана, туда он и будет ориентироваться, оттуда черпать знание о том, что означает истинный ислам», — пояснил А.Кураев.
Кроме того, добавил он, российский ислам многонационален: есть Поволжье, Северный Кавказ, огромные азербайджанские общины. «Это разный стиль, разное понимание, разные темпераменты. Помимо этого, свои сложности есть даже в отношениях татар и башкир», — пояснил отец Андрей.
«Задолго до книги Силантьева я и сам видел во время своих поездок по Поволжью и Сибири, что мусульманские общины далеко не всегда являются оплотами мира, а нередко становятся ареной конфликтов между самими мусульманами», — отметил православный миссионер.
«Так что книга Романа Силантьева на тех ее страницах, что вызвали негативную реакцию некоторых мусульман, просто предлагает анатомию взаимных антипатий людей мусульманского мира. При этом речь идет не о передаче конфиденциальных сведений и сплетен, а о реферировании опубликованных (в том числе и в Интернете) суждений», — сказал собеседник агентства.
«Критики же исламских святынь и верований в книге нет вообще. И поэтому тоже очень нечестно пересказ критики одних мусульман другими выдавать за нападки на ислам как таковой и исламофобию. Такое отождествление чиновника с верой — это неожиданный и острый приступ папизма у мусульманских критиков Романа Силантьева», — подчеркнул в заключение А.Кураев.