Русская линия
Газета.GZT.RuРаввин Симха Авраам Ашлаг25.11.2005 

«Когда еврейский народ нарушает заповеди, Творец посылает другие народы, чтобы наказывать евреев»

В Москве по приглашению Главного раввина России (КЕРООР) Адольфа Шаевича побывал раввин Симха Авраам Ашлаг, глава Центра по изучению Торы и знаток учения Каббалы. В Хоральной синагоге Москвы раввин Ашлаг рассказал специальному корреспонденту «Газеты» Надежде Кеворковой о неполезности изучения тайн Торы неевреями и о том, как видят знатоки Каббалы сегодняшние события на Святой Земле.

— Что такое Каббала, вокруг которой существует столько мифов? Что содержит это учение, как оно связано с Торой, священным писанием евреев?

— Истинная Каббала происходит от слова «принятие», если точнее, принятие учения одним человеком от другого. Линия передачи этого знания восходит к великому мудрецу Ари Кадош (рабби Ицхак Лурия Ашкенази).

Что же такое Каббала? Еврейский народ принял Тору с простой верой — просто потому, что так приказал Всевышний. Все годы народ хранила эта простая вера и изучение святых книг с этой простой верой.

Чтобы понять, зачем Всевышний приказал нам исполнять заповеди и изучать Тору, мы вторгаемся в область, которая именуется тайной Торы. Это и есть Каббала.

Когда еврейский народ стоял у горы Синай, он обещал Господу две вещи: делать и слушать. Делать — это изучение Торы и исполнение заповеди Всевышнего. А слушать означает постижение смысла указания Всевышнего.

Творец хотел, чтобы народ понимал, почему он исполняет ту или иную заповедь.

Каждое поколение пытается изменить порядок, обещанный у горы Синай, то есть сначала «слушать» (изучать тайны Торы), а потом, если понравится, исполнять заповеди. Это вступление на изначально негодную дорогу.

— Сейчас изучение Каббалы стало модным и доступным. Существуют курсы, на которые может записаться любой желающий, независимо от вероисповедания. Каково отношение к такой популяризации у знатоков Каббалы?

— Чтобы ответить, нужно напомнить о том, что у каждого народа есть свое предназначение в мире. Если человек, не являющийся евреем по рождению, хочет принять иудейскую веру, в отличие от других религий мира, у нас нет облегчения этого пути. Если человек другого народа хочет стать евреем и очень упорствует на этом пути, тогда, согласно Каббале, считается, что у него есть еврейская душа, которая с помощью сложных переселений попала к нему, и она стремится воссоединиться с другими иудеями. В этом случае ему дается такое разрешение, и его делают иудеем.

В Законе указано, что человеку, не являющемуся евреем, запрещается исполнять Тору и заповеди. Ведь он относится к тем, кто не принимал Тору, и у него есть свое предназначение. Тора и заповеди — это очень тяжелая ноша.

Тот, кто хочет стать иудеем, но пока не стал им окончательно, должен хотя бы чуть-чуть в чем-то нарушать субботу. Если он, еще не будучи евреем, соблюдет все, это окажется для него вредным — так написано в Законе. Вплоть до того, что это может быть опасно для его жизни и он может получить за это большое наказание от небес.

То же самое и в отношении изучения Торы. Если мы начнем обучать людей, не имеющих отношения к еврейскому народу, мы нанесем им личный вред перед небесами. Ведь у них есть иное предназначение. Для того чтобы изучать Тору, нужно быть частью того народа, который ее принял.

Все сказанное усиливается, когда представители других народов изучают Каббалу. В этом случае те тайны, которые объясняют, зачем нужно исполнять законы Торы, передаются представителям другого народа, которые их совершенно не обязаны исполнять. Получается, что человек ничего не исполняет, но при этом ему объясняют, зачем это нужно делать. Это нелогично и, как написано в святых книгах, очень вредно для него лично. Те, кто начал сейчас обучать тайнам Торы другие народы, не идут по дороге Торы и не заботятся о том, чтобы у каждого народа было свое предназначение, не заботятся о благе всех народов и мире между ними, не беспокоятся о людях.

— Каково отношение знатоков Каббалы к получившему широкое распространение изучению ее женщинами?

— Учить Зоар, основную книгу Каббалы, нужно обязательно в высшей чистоте и святости. Конечно, это относится и к любой части Торы, но изучение Каббалы нужно проводить в особой чистоте и святости, не только телесной, но и чистоте мыслей. Согласно Торе есть дни месяца, когда женщина не находится в чистоте. Если женщина придет изучать Каббалу в дни, когда она чиста, то тогда все автоматически будут в курсе, что у нее происходит в доме, в ее организме, находится ли она со своим мужем, отдаляется ли она от него. Из соображений скромности установили, что женщины не изучают Каббалу. Чтобы лишние глаза не наблюдали за распорядком ее жизни.

— Важно ли, на каком языке человек изучает Каббалу?

— Тайны Торы установили учить исключительно на святом языке. Специально предусмотрена дорога к этому изучению. Сначала ты должен понять, что ты просто изучаешь Тору на святом языке и черпаешь оттуда свет, должен понимать, что ты читаешь в молитве. Ты должен соединять буквы святого языка и черпать от текста духовные силы и божественный свет. И только когда ты уже понимаешь святой язык и понимаешь ступени, которые ведут к изучению мистики, тогда ты можешь приступать к изучению тайн Торы.

— Многие люди начинают изучать Каббалу, считая, что знание о ней помогает управлять ходом вещей. Что вы ответите таким энтузиастам?

— Это эгоистический порыв — властвовать над другими. Кто дал на это право? Всевышний даровал человеку свободу выбора — прежде всего для того, чтобы властвовать над самим собой, изменять свои человеческие качества к лучшему. Человек отличается от животного прежде всего тем, что оно беспокоится о себе, а человек прежде всего должен беспокоиться о других.

Три раза в день мы в молитве говорим о том, что Всевышний дал нам «Тору Жизни и любовь к милости». Изучение Торы только тогда является живым, когда оно сопровождается оказанием милости другим людям. Человек должен быть обеспокоен изменением себя к лучшему, а не тем, чтобы властвовать над другими или переделывать их. В прошлом цари часто брали в советчики праведных евреев. Они были уверены, что такие люди будут заботиться о благе государства, а не о своем эгоизме.

— Говорят, что какие-то раввины прокляли Ариэля Шарона? Вам известно что-либо об этом?

— Тот, кто умеет делать эту молитву проклятия, никогда не обнаглеет до того, чтобы ее действительно сделать. И никогда не расскажет, как она делается. Те, кто на самом деле не знает, пытаются показать несведущим людям, что знают. А несведущие думают об этих незнающих, что они могут. Это иллюзия.

Те, кто утверждал, что совершили такое проклятие, — не какие-то известные праведники и мудрецы Торы. Это такие особенные в наших кругах и несколько странные люди. Их утверждения о произнесении проклятия — ложь.

Даже 60 лет назад те, кто, возможно, и знал, и хотел произнести проклятие Адольфу Гитлеру, не сделали этого. Мудрецы сказали, что это запрещено. Те, кто болтает сейчас, просто не знают, что это такое.

— Как вы относитесь к идее ликвидации еврейских поселений на оккупированных территориях?

— Мы молимся во время праздников и говорим, что из-за наших грехов мы изгнаны из нашей земли.

Что это значит? Что другие народы нас выгоняют или что мы сами выгоняем себя со святой земли? Если отдаются территории арабам, это знак того, что нам нужно приумножать раскаяние и работать над возвращением к Творцу. Я говорил и продолжаю говорить, что демонстрации ничему не помогают, что еврей должен с полным сердцем исполнять заповеди и изучать святые книги.

Говоря простыми словами, наше исправление означает, что мы должны изменить свое постоянное желание получать для себя и направить свои помышления к Творцу. Мы должны думать прежде всего не о том, чтобы получать много удовольствия от того, что Всевышний дает нам, а о том, чтобы у Творца было удовольствие от того, что делаем мы.

Большинство заповедей в Торе — не об отношениях между Всевышним и человеком, а между одним человеком и другим. Это важнейшее указание Торы — беспокоиться о других, ломать свое эгоистическое побуждение, исполняя известнейшую заповедь возлюбить ближнего как самого себя. Не делать другому то, что ты сам себе не желаешь. Это — Тора.

— Среди поселенцев были те, кто был готов остаться там жить без защиты армии, какое отношение к ним?

— Вместо того чтобы удерживаться на территориях, лучше бы они искали способы усерднее исполнять заповеди Творца, и тогда, с Божией помощью, Святая Земля будет в руках еврейского народа.

Скажем, человек работает, богатеет и отдает 50−60% заработанного в качестве налога. На эти деньги содержатся суды и тюрьмы. Допустим, он нарушил закон. Приходит полиция и его арестовывает. Его тянут в суд, а он восклицает: «Какая наглость! Вы живете на мои собственные деньги, содержите на мои деньги суд, а теперь меня же в него тащите!» Ему объясняют, что пока он живет по закону, его защищают. Но когда он нарушает закон, приходится его арестовывать, хоть служба полиции оплачена и из его налогов.

У полицейского такая работа — арестовывать преступника.

В Торе написано: когда еврейский народ нарушает заповеди, Творец посылает другие народы, чтобы наказывать евреев.

Народ, как тот самый полицейский, может быть замечательным, но у него такая работа в мире — приходить и наказывать еврейский народ.

Всевышний не ищет возможности обязательно наказать злодеев. Всевышний помогает указать злодею правильную дорогу, путь к Себе. Перед Всемирным потопом Ной строил ковчег 120 лет для того, чтобы люди подходили и спрашивали: «Что ты делаешь?» И 120 лет подряд Ной им объяснял, что Творец покарает вас за ваше ужасное поведение. 120 лет Творец ждал от людей раскаяния. Когда же не дождался, тогда пришлось всех утопить.

Перед холокостом было то же самое. Гитлер постоянно угрожал евреям. Вместо того чтобы возвращаться к Всевышнему, эти люди вели кампании, обвиняя Гитлера в антисемитизме. Если бы вместо демонстраций люди приближались бы к Творцу, холокоста бы не было.

Если бы угрозы арабов вызывали бы не массовые публичные протесты, а возвращение к Творцу, то Святая Земля давно была бы в руках евреев. Более того, арабы бы уважали евреев за то, что они исполняют волю Всевышнего, ведь арабы — тоже верующие люди.

Еврейский народ имеет возможность исправить все. Когда какие-то народы нападают на еврейский народ, это повод не для обвинений других, а время задуматься о себе и исправлять себя. Другие народы — это жезл наказания Творца. Если бы все евреи понимали эту очень важную вещь, если бы каждый человек удерживался от поступков ради себя, но спешил бы доставить удовольствие Творцу, то не было бы зла в мире.

— Есть ли в сегодняшнем дне свидетельства того, что приближается приход Мессии и близок Суд? Позволяет ли ваше знание как-то прояснить тему приближающегося конца света, которую так широко тиражирует поп-культура?

— 52 года назад, когда я учился в школе, учитель как-то сказал, что мы все должны помолиться, чтобы следующий год стал годом Спасения, годом удач, чтобы пришел Машиах. И учитель сказал, что мы должны верить, что весь мир в одну секунду узнает о приходе Машиаха.

Как это может быть, задумался я. В те времена, чтобы заказать телефонный разговор с Европой, нужно было ждать неделю. А раввин сказал, что евреи во все времена верили так и должны продолжать так верить.

Многие сейчас говорят, что предыдущие поколения были гораздо более праведными. Неужели, продолжают они, в нашем поколении, таком низком и развращенном, может прийти Мессия? Но я помню те слова раввина, сказанные мне в детстве, о силе еврейской веры. В прошлые времена не было технической возможности, чтобы весь мир узнал весть в одну секунду. Сегодня техника делает это реальным. Поэтому мы говорим, что наступает время, когда Машиах может прийти. На наших глазах воплощается то, во что верили все поколения: Машиах может прийти в любой день, и все мгновенно узнают об этом.

Каждый день мы повторяем в молитве: я верю полнотой веры в приход Мессии, и несмотря на то что Он задерживается, буду Его ждать.

Надежда Кеворкова

http://www.gzt.ru/society/2005/11/24/212 140.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru