Сайт СПб митрополии | Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) | 25.11.2005 |
По милости Божией мы с вами прожили еще один год, и сегодня наше собрание должно подвести итоги этого прошедшего года. Поэтому давайте сейчас еще раз рассмотрим основные события уходящего года, соборным разумом дадим им оценку и сделаем необходимые выводы.
Обзор епархиальной жизни за текущий год
Уходящий 2005 год был насыщен многими благоприятными событиями и церковными торжествами.
Этот год начался и закончился пребыванием великих святынь в нашем городе. 15 января из Москвы на Московский вокзал прибыли 2 ковчега со святыми мощами: большой и малый. В первом находилась десница преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, а в малом, изготовленном из досок гробов преподобномучениц, размещены два мощевика с частицами мощей святых преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, а также золотой крест, в основании которого находится Святая Земля из Алапаевска и Иерусалима. Большой ковчег направился в Александро-Невскую Лавру, а малый в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Шпалерной улице. Этот малый ковчег со святыми мощами побывал также в Мариинской больнице, в городской больнице N15, где располагается Елизаветинское сестричество, в Александровской больнице, в медсанчасти N122, в братстве св. Анастасии Узорешительницы, в г. Кронштадте, в Лахте. Везде множество верующих смогло приложиться к св. мощам и получить благодатную помощь.
Большой ковчег после Лавры прибыл в Казанский кафедральный собор, где мною с духовенством епархии был отслужен молебен великомученицам. Я хотел бы поблагодарить священника Вячеслава Харинова — настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Шпалерной улице за активное участие и умелую организацию пребывания св. мощей в Санкт-Петербурге.
22 сентября, накануне праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня благодетель нашей епархии Константин Вениаминович Голощапов привез нам из Афона св. мощи Георгия Победоносца и частицу Животворящего Креста Господня, которые все время находились в Новодевичьем монастыре., Господь сподобил меня в канун праздника Воздвижения прикоснуться к Его Честному Древу, на котором Он был распят, и благословить, как некогда Патриарх Иерусалимский Макарий, наш город Святого Петра и его жителей. Я пережил непередаваемые чувства, держа в руках сам Крест Христов — упование всех христиан!
Следующим по важности событием в жизни нашей епархии в этом году был визит в августе в Санкт-Петербург Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх Алексий посетил нашу епархию после освящения верхнего храма во имя Преображения Господня в Валаамском монастыре, где мы с Владыкой ректором также принимали участие. После Валаама Святейший Патриарх на вертолете прибыл в Иоанновский женский ставропигиальный монастырь, где совершил Божественную литургию. По пути в аэропорт Святейший Патриарх Алексий и сопровождающие его лица по моей просьбе посетили Александро-Невскую Лавру. Я показал Святейшему Патриарху, как у нас с помощью губернатора В.И.Матвиенко ведутся ремонтно-восстановительные работы фасада Лавры. Святейший Патриарх Алексий остался очень доволен нашей работой, и благодарил всех, кто принимает в этом активное участие.
Важнейшим событием в жизни нашего государства в этом году было празднование 60-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Нам отрадно отметить, что Русская Православная Церковь не осталась забытой в праздновании этого великого юбилея. Среди клириков, прошедших войну и отмеченных наградами и подарками Святейшего Патриарха Алексия, есть также и наши священники. Это протоиерей Аркадий Васильевич Иванов — профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерей Михаил Владимирович Сечейко, настоятель Спасо-Парголовского храма в Шувалово, протоиерей Василий Тимофеевич Ермаков — настоятель храма прп. Серафима Саровского, протоиерей Василий Иванович Стойков, настоятель храма св. Иоанна Милостивого в г. Отрадное Кировского района, протоиерей Иоанн Егорович Миронов — настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ, протоиерей Василий Емельянович Бутыло. Мы поздравляем наших ветеранов и желаем им долгих лет жизни и многолетнего служения Матери Церкви.
Слава русского воинства всегда по достоинству оценивалась их соотечественниками. Первого октября с.г. перед Лейб-гвардии Свято-Троицким Измайловским собором по инициативе Санкт-Петербургской епархии мы открыли вновь восстановленную колонну «Воинской славы» в честь победы российского оружия в русско-турецкой войне в XIX веке. Настоятель собора протоиерей Геннадий Бартов смог привлечь к восстановлению этого памятника известных государственных мужей — Представителя президента в Центральном федеральном округе Георгия Сергеевича Полтавченко и Представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе Илью Иосифовича Клебанова, которые помогли ему материально и организационно восстановить этот чудный памятник русской воинской славы. На освящении памятника присутствовали вышеуказанные полпреды президента, губернатор города В.И.Матвиенко, генералы разных родов войск, а также курсанты военных училищ в количестве 1000 человек, которые в конце освящения памятника прошли перед памятником парадным строем.
Из внешних связей нашей епархии хочу отметить 13-е богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви в Финляндии в г. Турку на тему: «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность», которое по поручению священноначалия нашей Церкви возглавлял ваш митрополит. Должен вам сказать, что в Русской Православной Церкви с Лютеранскими Церквами в Европе самые хорошие отношения. Они никогда не претендовали на нашу территорию и никогда не занимались прозелитизмом. Все их усилия всегда были направлены на внутриобщинную деятельность, не затрагивая интересы нашей Церкви. Поэтому у нас прекрасные отношения не только с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, но и с Евангелическо-Лютеранской Церковью Гамбурга — побратима нашего города, чему свидетельством является официальный визит в Санкт-Петербург в мае сего года руководителя церкви г. Гамбурга Марии Епсен и руководителя Диаконической службы Гамбурга Эдельтрауд Энгель.
Накануне собеседования с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии я находился с официальным визитом в г. Куопио, где имел встречу с архиепископом Львом, главой Автономной Православной Церкви Финляндии. Мы обсуждали с Владыкой Львом вопросы взаимного сотрудничества. В ходе визита я посетил Ново-Валаамский монастырь, где молился перед чудотворной Коневской иконой Божией Матери и имел встречу с немногочисленной братией монастыря. В ходе собеседования мы имели также встречу в Турку с Генеральным консулом Российской Федерации Вадимом Вадимовичем Розановым. На территории консульства имеется храм Московской Патриархии, которому мы подарили два комплекта иерейских облачений и наградили Генконсула серебряной медалью апостола Петра за его радение о русском православии на территории Финляндии.
Вторым важным событием во внешних связях нашей епархии был визит в наш город 2 октября епископа Манхэттенского Гавриила — секретаря Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.
Вы знаете, что Русская Православная Церковь активно ведет собеседования с Русской Зарубежной Церковью. Уже состоялось несколько раундов переговоров, на которых обсуждались принципиальные вопросы, мешающие объединению наших Церквей. Со стороны Русской Православной Церкви за границей в качестве условий объединения выдвигались достижения договоренностей между нашими Церквами по следующим вопросам:
1. Канонизация в Русской Православной Церкви Московского Патриархата собора новомучеников и исповедников российских, включая царскую семью.
2. Переосмысление значения декларации митрополита Сергия 1927 года в истории Русской Православной Церкви XX века.
3. Изменение отношения Русской Православной Церкви Московского Патриархата к экуменическому движению.
В связи с канонизацией собора новомучеников и исповедников российских на Архиерейском Соборе 2000 года первый вопрос был благополучно разрешен. По второму вопросу весной этого года в ходе переговоров РПЦ МП и РПЦЗ (Л) было достигнуто взаимоприемлемое соглашение, которое должно получить одобрение священноначалия обеих церквей. Вопрос об отношении к экуменическому движению сейчас находится в стадии обсуждения.
Со стороны нашей Церкви был поставлен вопрос о дальнейшей судьбе приходов Зарубежной Церкви на территории Российской Федерации и статусе клириков Зарубежной Церкви, перешедших в ее юрисдикцию из Московского Патриархата.
Представители Зарубежной Церкви признали этот вопрос очень актуальным и сложным для его разрешения и фактически наложили мораторий на открытие новых приходов Зарубежной Церкви на территории Российской Федерации.
Диалог идет непросто, и это понятно, так как с 1927 года официальные отношения между Синодом Русской Православной Церкви за границей и руководством Московской патриархией были прерваны.
Мы с пониманием относимся к позиции Зарубежной Церкви, так как многие их прихожане выросли вне культурных и исторических традиций России. Мы возлагаем большие надежды на Собор Зарубежной Церкви, который состоится в мае следующего года в Сан-Франциско и верим, что он восстановит единство двух частей Русской Православной Церкви.
Во время своего визита епископ Гавриил молился за Божественной литургией в Казанском кафедральном соборе и был принят мною в Митрополичьих покоях Александро-Невской Лавры. Общение было открытым, искренним и полезным. В интервью одной из московских газет епископ Гавриил выразил свое удивление и восхищение тем, что храм «Спас-на-крови» «понемногу становится действующим храмом».
Уходящий год мы завершили двумя юбилеями. 2 ноября мы молитвенно отмечали 10 лет со дня кончины моего предшественника по кафедре — митрополита Иоанна (Снычева).
Владыка Иоанн совершал свое служение в нашей епархии в непростое время. Развалилось великое государство — Советский Союз. Начались экономические реформы, Церковь оказалась в тяжелейших финансово-экономических условиях. Из Запада хлынули различные проповедники. Внутри Церкви начались нестроения. Открывались массово новые приходы. Владыке Иоанну пришлось вплотную заниматься всеми этими проблемами. Одной из его заслуг по стабилизации церковной жизни в Санкт-Петербурге можно назвать его активные призывы против открытия приходов Зарубежной Церкви в нашей епархии. Его воззвания возымели силу. И в нашем городе, в отличие от других Епархий, нет таких проблем с Зарубежной Церковью.
Вторым юбилеем в уходящем году было празднование 50-летие со дня кончины митрополита Григория (Чукова), который управлял нашей Епархией 10 лет. Это был удивительный человек. Господь судил мне иметь с ним общение в начале моего пастырского служения.
Настоятель Князь-Владимирского собора и профессор нашей Духовной Академии прот. Владимир Сорокин издал о нем монографию, очень емко и правильно ее озаглавив — «Исповедник». Вся жизнь святителя-исповедника была направлена на служение Святой Церкви в разных послушаниях.
В день его кончины, 5 ноября, в Александро-Невской Лавре, где он похоронен, мы молитвенно отметили эту дату. После Божественной литургии я зачитал послание Святейшего Патриарха Алексия, а затем с духовенством епархии совершил панихиду по святителю Григорию. После этого в крипте собора, где покоится прах Владыки Григория, была совершена лития и возложены на его могилу цветы.
6 ноября в наших Духовных школах после чтения Евангелия за Божественной литургией я зачитал это же послание Святейшего Патриарха Алексия, обращенное также к преподавателям и студентам Санкт-Петербургских Духовных школ. На запричастном стихе проф.прот.Владимир Сорокин рассказал о митрополите Григории и его деятельности на ниве духовного просвещения. После Божественной литургии в академическом храме была отслужена панихида.
9 ноября в Духовском корпусе Александро-Невской Лавры состоялся вечер памяти, посвященный юбилею святителя, и презентация книги прот. Владимира Сорокина «Исповедник». На вечере присутствовали ученые и богословы из Москвы и других городов, а также духовенство и миряне нашей Епархии. Я в третий раз зачитал послание Святейшего Патриарха Алексия, обращенное к санкт-петербугской пастве. Четвертый раз я огласил послание Его Святейшества 7 ноября в Казанском кафедральном соборе перед молебном всем новомученикам и исповедникам, в земле Санкт-Петербургской просиявшим.
Вечная память святителям, верой и правдой послужившим в нашей епархии!
Теперь позвольте перейти к вопросам внутриепархиальной жизни.
Первейшей обязанностью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, как и в прежние годы, является совершение богослужений, освящение храмов, часовен, богаделен, посещение приходов и обителей.
В этом году мною было совершено 108 богослужений. За это время рукоположено 18 священников, 32 диакона.
На данный момент в епархии насчитывается 442 прихода и приписных храма. Из них в городе — 218, в области — 224. Богослужение совершается в 338 храмах и 139 часовнях. На приходах служение совершают 509 священников и 139 диаконов. Всего за штатом числится 55 священнослужителей. Из них 12 запрещено в священнослужении.
Подготовку кандидатов в священство осуществляет Санкт-Петербургские Духовные Академия и семинария. В текущем учебном году в наших Духовных школах обучается 390 студентов на стационаре и 150 на экстернате.
Преподавание в Духовной Академии и семинарии, а также в регентской и иконописной школах и на Факультете иностранных студентов осуществляют 90 преподавателей, из них 18 профессоров, 8 доцентов, 37 кандидатов богословия.
По моему представлению в этом учебном году Святейший Патриарх Алексий II присудил ряду преподавателей Санкт-Петербургских Духовных школ звания профессора и доцента.
Звание профессора присвоено: архимандриту Ианнуарию (Ивлиеву), протоиерею Георгию Митрофанову, Петру Александровичу Дудинову. Звание доцента присвоено: протоиерею Александру Ранне, протоиерею Кириллу Копейкину, Игорю Цезаревичу Мироновичу.
Клир нашей епархии, пополняется, в основном, за счет выпускников наших Духовных школ, священнослужителей, перешедших к нам из других епархий, а также лиц, рукоположенных по рекомендациям настоятелей храмов и обителей.
В этом году из других епархий и из заштатных священников штат епархии пополнили 12 человек.
Но не только пополнение клира сопутствовало нам в текущем году:
9 клириков почислено за штат с правом служения; 1 клирик перешел в другую епархию и 4 клирика отошли в мир иной:
1. Прот. Георгий Януленок
2. Прот. Алексий Коровин
3. Священник Александр Конин
4. Протодиакон Алексий Васильев
Всемилостивый Господь да упокоит их в селениях праведных. Пропоем им всем «Вечную память».
27 декабря с.г. исполняется 10 лет, как Господь судил мне совершать свое архипастырское служение в Санкт-Петербургской епархии и быть Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. В этой епархии я получил высшее богословское образование, был преподавателем наших Духовных школ; с берегов Невы я был призван на заграничное служение Русской Православной Церкви. Свое возвращение через 33 года в родной для меня город уже митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским я воспринял как особую милость Божию и благословение на труды во славу Святой Матери Церкви.
За эти годы по моему благословению заново построено 65 храмов, 10 храмов-часовен и 45 часовен.
После долгих лет забвения вновь освящено 139 храмов, 12 храмов-часовен, 66 часовен. Открыто 6 монастырей. Начала возрождаться монашеская жизнь в Александро-Невской Лавре, бывший некогда музей религии и атеизма — Казанский собор — стал кафедральным, в левом приделе Исаакиевского собора совершаются регулярные богослужения. В храме Воскресения Христова (Спас-на-крови) начались богослужения.
За истекший период в нашей епархии совершено 478 хиротоний: 241 во священники и 237 во диаконы. Только 638 клириков удостоены патриарших и 377 клириков архиерейских наград.
В сентябре 1996 года совершился долгожданный переезд епархиального управления в стены Александро-Невской Лавры. Этого момента ждали многие из моих предшественников по кафедре, но этому историческому событию суждено было совершиться в начале моего архипастырского служения в Санкт-Петербургской епархии. Сейчас Санкт-Петербургская епархия занимает почти всю дореволюционную территорию Александро-Невской Лавры кроме двух зданий станций переливания крови, Благовещенской усыпальницы — музея городской скульптуры и части Духовского корпуса, которую также занимает станция переливания крови. Общая площадь переданных помещений составила 24 419,6 м². Из них 12.236 м 2 передано монастырю, а 12.183,6 м2 — Епархиальному управлению. Переданные здания требовали срочного капитального ремонта кровли, реставрации фасадов и внутренних интерьеров, а также капитального ремонта инженерных коммуникаций.
На собственные средства Епархиальным управлением было отремонтировано 70% площади кровли, часть кровли Митрополичьего корпуса над парадными залами капитально отремонтировано благотворителем в лице Балтийской строительной компании. Всего было отремонтировано 4.067 м2 кровли. На собственные средства Епархиального управления и при финансовой помощи благотворителей, таких как генерал Салов Олег Альбертович, княгиня Голицына, Найвальт Игорь Александрович, Лапин Алексей Станиславович и др. было отреставрировано 12 парадных залов и лестница Митрополичьего корпуса с полной заменой систем отопления, водопровода, канализации, освещения, паркетных полов, штукатурки, реставрацией росписей потолков, лепного декора, позолоты, окон и дверей.
Общая площадь отреставрированных помещений 1026,9 м². Установлено 50 дубовых оконных рам и 20 металлопластиковых со стеклопакетами. Воссоздано 860 м² высокохудожественного наборного паркета из 6 сортов дерева. В трех залах смонтировано оборудование кондиционирования воздуха, в одном зале — притяжная вентиляция. Отреставрировано 4 камина.
В Просфорном корпусе создается гостевой дом на 18 номеров на деньги благотворителей в лице Североэльбской Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии и собственные средства Епархиального управления. На сегодняшний день капитально отремонтирован 2-й этаж Гостевого дома на 12 номеров для 23 постояльцев общей площадью 383 м².
В Духовском корпусе отремонтированы помещения и смонтировано оборудование для просфорно-пекарного производства, подаренное Санкт-Петербургскому епархиальному управлению Североэльбской Евангелическо-Лютеранской Церковью. Общая площадь производства составила 600 м². Также в Духовском корпусе отремонтированы помещения и организована благотворительная трапезная общей площадью 476 м². Отремонтированы помещения епархиального гаража общей площадью 313 м².
В Митрополичьем корпусе отремонтированы помещения и открыт оптовый церковный магазин общей площадью 216 м² и Епархиальный архив общей площадью 155,2 м². В Митрополичьем корпусе отремонтированы помещения для Епархиальных отделов: Миссионерского, Молодежного, Отдела по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, Отдела религиозного образования и духовного просвещения, трехгодичных Свято-Иоанновских богословских педагогических курсов общей площадью 893,6 м². Работы по ремонту и реставрации помещений епархиальных отделов проводились на средства благотворителей, привлеченных руководителями вышеперечисленных отделов и Епархиального управления. Во всех вновь реконструированных помещениях Епархиального управления смонтирована охранно-пожарная сигнализация.
В настоящее время проводится работа по ремонту для епархиального Отдела взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями общей площадью 149,6 м². Работы, выполненные на 60%, будут завершены в 1-м квартале 2006 года и также проводятся за счет финансовой помощи благотворителей, привлеченных руководителем данного отдела и Епархиального управления.
С первых дней и по настоящее время проводится планомерная работа по замене трубопроводов холодной и горячей воды, отопления, канализации и электросетей Епархиального управления. Всего капитально отремонтировано:
1. Трубопроводы холодной воды диаметром от 50 до 100мм — 570 погонных метров,
2. горячей воды диаметром от 50 до 130мм — 250 погонных метров;
3. Отопление — 350 м погонных
4. Силового электрокабеля — 350 м
5. Проводов освещения 850 м погонных
6. Канализации диаметром 100 мм — 320 погонных метров
Проводится планово-предупредительный ремонт силовой подстанции. Установлен новый узел учета теплоэнергии. В Митрополичьем корпусе капитально отремонтированы 4 туалетных комнаты.
Со стороны Митрополичьего сада вдоль одноименного корпуса проведены работы по благоустройству прилегающей территории с полной заменой асфальтового покрытия, с устройством тротуара из штучного бетонного камня, установлены газоны и расширена проезжая часть общей площадью 5 495 м2. Также организовано 36 мест для парковки автомашин. С 2005 года и по настоящее время проводятся масштабные работы по реставрации фасадов и кровли Митрополичьего корпуса и двух угловых башен. Общая площадь фасадов составляет 7150м2и кровли 1633 м². Также заменено 334 деревянных оконных рам, 119 решеток и одни въездные ворота.
В 2006 году планируется провести комплексный реставрационнный ремонт фасадов и кровли Просфорного и Семинарского корпусов. Все работы проводятся благодаря организационнной и финансовой помощи губернатора города Валентины Ивановны Матвиенко.
В настоящее время проводятся работы по ремонту новых помещений благотворительной трапезной в Митрополичьем корпусе общей площадью 220 м² на 40 посадочных мест. Работы выполнены на 80% и будут завершены в 1-м квартале 2006 года.
На Каменном острове отреставрированы фасады и кровля 3-х зданий, а также интерьеры внутренних помещений общей площадью 1183 м². Также проведено благоустройство прилегающей территории общей площадью 4037 м², реставрация бетонной ограды с отделкой путиловским камнем общей площадью 638 м².
Епархиальная дача в поселке Комарово. Капитально отремонтирован двухэтажный дом общей площадью 212 м² и построен дом для обслуживающего персонала общей площадью 144 м².
Я благодарю всех клириков, монашествующих и мирян, которые всегда были рядом со мной и помогали мне совершать свое архипастырское служение. Прошу вас и в дальнейшем не оставлять меня в своих молитвах и трудах на благо нашей Епархии.
Теперь я хотел бы перейти к важнейшему разделу — «Приходская жизнь».
Приходская жизнь
Прошло уже больше десяти лет, как Русская Православная Церковь живет в новых, непривычных для нее условиях свободы от давления на нее со стороны государства.
Жизнь приходских общин возрождается во всей своей полноте. Чем только не приходится заниматься священнику! Строительством, издательской, торговой, социальной деятельностью, преподаванием, административной работой, юридическими вопросами, возрождением церковных искусств, педагогикой, поиском благотворителей, установлением добрых отношений с государственными чиновниками и многим другим. Мне только приходится удивляться: как вы, отцы, успеваете так много делать? Но за всеми этими делами в повседневной суете священник не должен забывать о самом главном в своем служении: совершении Евхаристии, богослужении и душепопечительстве.
Некоторые священники по разным причинам уклоняются от частого совершения богослужений, считая исполнение своей чреды тяжелой обузой. Как может священник не любить служить?! Если церковная служба не является для него источником высшей радости, главным утешением во всех скорбях, если он сердцем не понимает, что, совершая Литургию, он соединяется со Христом, входит в Царство Небесное, то разве он может войти в радость Господа своего?
Каждый настоятель с момента назначения юридически становится главой приходской общины. Главное — чтобы он стал главой общины и фактически, а не был чиновником, чтобы храм для священника был вторым домом, а не вотчиной.
Клирики прихода не должны быть безразличными к жизни прихода, к его нуждам. Они должны вкладывать душу в жизнь церкви, а не быть наемниками: отслужил службу и исчез. Необходимо быть ближайшими помощниками настоятеля.
В наше тяжелое время народ тянется к Церкви. Многие, не зная, как вести себя за богослужением, приходят в храм во внебогослужебное время и зачастую застают его либо закрытым, либо, в лучшем случае, пустым. Нет ни священника, ни диакона, могущего вести катехизаторскую работу, дать ответы на возникающие у людей вопросы. Нужно, чтобы во всех храмах был дежурный священник, а в больших храмах в такие дежурства надо включать и диаконов с тем, чтобы они учились разговору и общению с людьми, научаясь подобным образом этой ответственной стороне священнослужения, ибо каждый диакон — потенциальный будущий пастырь.
Не менее важно то, как встречают людей, пришедших в церковь, сотрудники храма. Сторож, свечница, уборщицы — не случайные люди в Церкви. Настоятелям следует объяснять им важность и ответственность церковного служения. Сотрудники храма должны быть вежливыми, отзывчивыми, должны уметь ответить на первые, элементарные вопросы приходящих. В связи с этим считаю весьма полезным проведение настоятелем храма регулярных бесед с работниками прихода. Такие встречи позволят всем труждающимся в храме обсудить ответы на основные вопросы, с которыми обращаются люди.
На одном из епархиальных собраний я уже говорил, что особое внимание на приходах нужно уделять подбору тех лиц, которые стоят за свечным ящиком и регистрируют таинства. Они первыми встречают людей, пришедших крестить, отпевать, заказать молебен. Среди приходящих много невоцерковленных, и они часто задают вопросы, которые для людей церковных кажутся странными. Но надо с любовью ответить на эти вопросы и проявить внимание к каждому приходящему. Часто поступают жалобы на грубость со стороны тех, кто стоит за свечным ящиком. Стоящие за свечным ящиком обязаны в полной мере осознавать свою ответственность, понимать, что от них во многом зависит душевное состояние приходящих в храм людей, которых должна встречать христианская любовь к ним, а не грубость и обидные реплики.
Обнаруживая в храме невежество, грубость, бестактность, равнодушие к проблемам современного мира, люди уходят из Церкви, идут в другие места искать ответа на свои вопросы.
Чувство недоумения и грусти вызывает внешний вид некоторых молодых священнослужителей, одетых в яркие спортивные куртки, из-под которых виднеется подрясник, на голове у которых спортивные шапочки, а на ногах спортивная обувь. Если бы не подрясник, то подобного человека трудно было бы принять за священнослужителя. На первом нашем епархиальном собрании в гостинице «Санкт-Петербург» я обращал внимание на благообразный внешний вид, но, вероятно, многими не был услышан. Даже на архиерейских богослужениях нередко видны непроглаженные рясы и подрясники, нечищенная обувь, не говоря уже о прическах — это либо коротко остриженные волосы, либо, наоборот, длинные, перевязанные цветными ленточками или резиночками.
Все большее распространение получают разноцветные камилавки. В дореволюционное время существовали камилавки лишь двух цветов: черного — для монашествующих и фиолетового — для белого духовенства. Этой старой практики нужно придерживаться нынешнему духовенству, тем более, что возможность приобретения фиолетовых камилавок сейчас есть в магазине «Софрино».
Часто встречаются у священнослужителей нетрадиционные наперстные кресты, начиная от мощевиков. Напоминаю вам, что крест-мощевик может носить только клирик, награжденный крестом с украшениями.
Поведение некоторых священнослужителей в алтаре оставляет желать лучшего. Во многих приходах священнослужители своим неблагоговейным, поведением подают плохой пример младшим церковнослужителям, алтарникам, среди которых бывают дети. Многие позволяют себе во время богослужения беседовать в алтаре по мобильному телефону. Во многих храмах наблюдается отсутствие элементарного порядка во Святая Святых, где не должно быть ничего лишнего. Интерьеры ряда действующих храмов, в том числе и не закрывающихся, напоминают складские помещения со множеством икон, занавесок, случайных предметов. Алтарь должен быть местом возвышенным не только по своему расположению, но и по содержанию.
Большим соблазном для простого верующего народа, живущего в нищете, является подчеркнутое проявление роскоши, благоденствия ряда священнослужителей нашей епархии. Это, как мы отмечали и на предыдущих собраниях, проявляется и в поведении, и в одежде, и в таких предметах роскоши, как, например, дорогие иностранные машины. Далеко ходить не стоит. Достаточно выйти из этого зала и увидеть множество автомашин, преимущественно иномарок, которые вызывают нарекания. Как правило, ответ один — подарили. Многим дарят, но одни, продав эти машины, жертвуют средства на реставрацию храма, у других — наоборот, средства исчезают, что вызывает нарекания в адрес служителей.
В наше время, когда автомобиль стал главным средством передвижения, многие священнослужители сами водят машины. Велик риск дорожно-транспортных происшествий, к тому же священник может стать участником дорожной аварии. Если в результате аварии погибли люди, то вина за их смерть ложится на того, кто был за рулем, даже если он не нарушил правил дорожного движения. По церковным законам, в этом случае водитель становится невольным убийцей и должен нести епитимью за этот тяжкий грех. Священник в этом случае может быть навсегда лишен сана. Поэтому крайне желательно священнослужителям воздерживаться от вождения автомобиля, учитывая опасность оказаться невольным убийцей и лишиться священного сана.
Некоторые священники подрабатывают, исполняя требы на кладбищах и в моргах городских больниц, даже там, где рядом есть действующие храмы. При этом они зачастую отговаривают людей обращаться в храм, предлагая свои услуги подешевле и побыстрее.
Обращает внимание резкое различие в понимании устава богослужения и практическое его применение в различных приходах. В Русской Православной Церкви всегда было принято, что кафедральный собор являлся образцом приходского устава и традиции для других приходов. С учетом того, что в нашем кафедральном соборе была прервана традиция, думаю, что нашей епархиальной богослужебной комиссии необходимо выработать примерный устав совершения богослужений и треб.
Особое внимание следует уделять таинству покаяния, которому в ряде приходов придается «поточное», а не глубокое духовное значение. Частную, личную исповедь кающийся не везде может получить. Поэтому было бы хорошей практикой, если бы вечером после всенощного бдения все священнослужители оставались на исповедь и принимали у кающихся покаяние в той полноте, в какой обязывает делать священнический долг, либо начинать ее задолго до начала Божественной Литургии. Недопустимой является практика в некоторых приходах, когда исповедь совершается в течение всей Литургии.
Оставляет желать лучшего проблема проповеди. После каждой Божественной Литургии, особенно в воскресные и праздничные дни пастырь обязан обратиться со словом назидания к прихожанам. Однако часто Божественная Литургия завершается несколькими приветственными словами пастыря и ознакомлением расписания богослужения на предстоящие дни.
Как вы знаете, существует правило подготовки к причащению Святых Христовых Таин. Но, прежде чем требовать их исполнения от прихожан, священник должен терпеливо обучать приходящих в церковь, а не возлагать поспешно бремена неудобоносимые. Исполнение любых церковных правил должно применяться с рассуждением и учитывать духовный уровень развития человека, возраст, семейное положение, состояние здоровья, образовательный ценз, степень воцерковленности и всегда помнить слова Спасителя «приходящего ко мне не изгоню вон» (Иоан 6,37).
Православный священник должен призывать, увещевать, учить, помогать, а «не держать и не пускать». Народ страдает, недоедает, мерзнет, порой в регионах сидит без электричества, не в состоянии купить себе элементарного лекарства, а приходит в храм, его встречают люди, не знающие любви: там не стой, тут не проходи, не так одет. «На всенощной был?" — спрашивают. А он и не знает, что такое всенощная. Разве это по-христиански, по правилам церковным? Пришел человек, он достояние Божие, и вот этим достоянием нужно распорядиться достойно, с любовью и благоговением.
Несмотря на наши рекомендации иметь священнослужителям не более двух выходных дней в неделю, в некоторых храмах расписание череды служения составляется так, что священнослужители имеют возможность отдыхать по целым неделям. Весь народ имеет два свободных дня, а почему священник должен иметь пять дней? Даже молодые настоятели служат только по праздничным и воскресным дням!
Во многих приходах неоправданно малая богослужебная нагрузка диаконов, которые служат иногда только две литургии в неделю. Такое явление недопустимо. Как священник, так и диакон может иметь выходные дни, но не более двух в неделю.
Многие священнослужители в последние годы совершают паломнические поездки как во Святую Землю, так и по иным святым местам. Многие совершают их многократно, не один раз в год. При совершении паломничеств следует учитывать, что они включаются в счет отпуска, который не должен превышать для клириков многопричтовых приходов одного месяца, а для настоятеля одноклирного прихода — не более двух недель. Напоминаю вам, что все заграничные поездки должны получать благословение правящего архиерея.
На некоторых приходах в течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются общие соборования. Продиктовано это чаще всего не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов. Чтобы было больше народа, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием Таинства елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей.
Одним из основных направлений нашей деятельности должна стать работа с молодежью. Работа эта не должна быть сведена к деятельности соответствующих Епархиальных отделов и учреждений. Молодежь — это завтрашний день нашей Церкви, нашего народа, нашей Родины, каждой семьи.
Годы безбожия не прошли бесследно. Как мы видим сегодня, вытравить веру они не смогли, зато религиозный вакуум заполнился суевериями. Многие люди, искренне считающие себя верующими, остаются на уровне языческого сознания. Они часто по неведению не считают зазорным даже гадание, гороскопы и посещают экстрасенсов, оправдывая их тем, что у них в центре нетрадиционной медицины висят иконы. Священнослужитель должен бороться с такими неоязыческими суевериями. Первое требование, предъявляемое ко всякому пастырю и миссионеру, — жить в полном соответствии с той верой, которую ты проповедуешь. Люди, и особенно молодежь, удивительно чутки ко всякой фальши. Давайте же, дорогие отцы и братья, будем с достоинством выполнять ту миссию, которую возложил на нас Пастыреначальник Христос.
Социальное служение
Мы не раз говорили о важности служения милосердия в современном мире и о том, что оно имеет миссионерский характер. Люди сегодня разуверились в словах и верят только делам. И мне отрадно отметить, что есть у нас в епархии люди, которые дела милосердия ставят во главу угла своей деятельности. Константин Вениаминович Голощапов в церковном комплексе в пос. Ленинское построил 3-х этажную богадельню для престарелых, где им будут оказаны надлежащее внимание и помощь. Можно только приветствовать такие благие начинания.
22 марта 2005 года в Санкт-Петербургском Епархиальном управлении был подписан договор между Санкт-Петербургской епархией, Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии и фондом «Мартинус», представляющим собой организацию, учрежденную евангелическо-лютеранскими приходами г. Тампере. Договор имеет социальную направленность и предусматривает восстановление финской стороной Дома Милосердия, который включает в себя приют для бездомных детей дошкольного возраста при Свято-Троицком Измайловском соборе и сестричество св. Анастасии при храме св. вмц. Анастасии Узорешительницы, что на наб. Лейтенанта Шмидта, д. 39. Согласно договору в сестричестве св. Анастасии Узорешительницы работы по устройству мансарды около 200 квадратных метров будут завершены в феврале будущего года.
14−16 июня с.г. по благословению Святейшего Патриархи Алексия II в Духовском корпусе Александро-Невской Лавры проходила Вторая международная конференция «Церковь и медицина», посвященная вопросам взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в области охраны здоровья российских граждан, а также проблемам православной биоэтики. Организаторами конференции являлись Санкт-Петербургская митрополия, отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, Санкт-Петербургское общество православных врачей им. Святителя Луки, архиепископа Крымского. В конференции приняли участие представители Администрации Санкт-Петербурга, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, Церковно-общественного совета, преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии, председатели и члены российских обществ православных врачей Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Волгограда, Архангельска, Иванова, Коломны, Тулы, Республики Коми. В работе конференции приняли участие почетные гости из Греции, США, Австрии, Италии, Чехии, Украины, Белоруссии и других стран. К участником конференции с приветственным словом обратился Святейший Патриарх Алексий II. Я присутствовал на заседаниях конференции и должен вам сказать, что там поднимались очень актуальные темы, в частности, о недопустимости использования в медицине эмбриональных стволовых клеток человека; о принятии правовых норм, согласно которым врач не должен настаивать на аборте, стерилизации, контрацепции по немедицинским показаниям; о праве медицинских работников на отказ от медицинских действий, противоречащих их нравственным и религиозным убеждениям. Думаю, что важность этих тем говорит сама за себя.
В ноябре этого года в сестричестве Святой Анастасии Узорешительницы под непосредственным руководством прот. Александра Степанова проходил международный семинар по семейному жизнеустройству беспризорных детей. На семинаре присутствовали представители из 15 регионов России, а также гости из Франции. Актуальность этой темы не вызывает ни у кого сомнения. Только в нашем городе по неофициальной статистике имеется от 5 до 30 тысяч беспризорных детей.
18−19 ноября в Санкт-Петербурге проходила Международная конференция, посвященная созданию службы пробации — службы помощи несовершеннолетним нарушителям, в которой принимал активное участие Епархиальный отдел по социальной работе и благотворительности.
Наша епархия уже несколько лет оказывает благотворительную помощь хлебом «Ночлежке» — негосударственной организации, занимающейся юридической и социальной стороной помощи бездомным.
По инициативе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в этом году была собрана информация о социальной деятельности в епархиях. И мне приятно отметить, что наша епархия занимает одно из ведущих мест по социальной работе в нашей Церкви.
Наш отдел по социальному служению и благотворительности получает много благодарственных писем от государственных учреждений и общественных организаций, а также частных лиц с благодарностью за оказанную помощь. Я благодарю протоиерея Александра Степанова за его многоплановую разностороннюю работу как на радио «Град Петров», так и в сфере благотворительности, которую он осуществляет по велению своего сердца, а не по принуждению.
Издательская деятельность
С юбилейного 2000-го года выходит в свет уникальное, не имеющее аналогов научное издание: 25-томная «Православная энциклопедия».
Уже издано 10 томов. Энциклопедия предназначена, прежде всего, для священнослужителей, студентов духовных школ, для церковной библиотеки, для воскресных школ. К сожалению, далеко не все священнослужители сумели по достоинству оценить этот труд. Данные о распространении энциклопедии свидетельствуют об отсутствии интереса у священнослужителей к новому изданию, которое с удовольствием хотели бы иметь светские вузы. Если в храме будет стоять на полке 25 томов «Православной энциклопедии», это будет украшать любую библиотеку.
С 1943 года регулярно издается «Журнал Московской Патриархии». С того момента и по сей день это главное официальное издание нашей Церкви, ее голос и летопись ее истории. Долгие годы это был единственный источник информации о Русской Православной Церкви. И сегодня, несмотря на большое количество православных изданий, этот журнал остается важнейшим источником официальной информации о жизни нашей Церкви. И нас огорчает то, что многие приходы до сих пор не являются подписчиками или выписывают журнал в единичных экземплярах. Прошу священнослужителей позаботиться о том, чтобы каждый приход имел свои библиотеки, официальный журнал нашей Церкви, где бы верующие могли регулярно знакомиться с церковными новостями и черпать необходимую информацию. Такая же проблема распространения печатных изданий существует и в распространении наших епархиальных изданий. У нас издается журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и «Санкт-Петербургский церковный вестник», а также газета «Православие и жизнь». Газета распространяется бесплатно, а вот с журналами существует та же проблема, что и с «Журналом Московской Патриархии». Неужели наших клириков не интересует то, что происходит в жизни епархии? Я не нахожу ответа.
Нужно быть осторожным при подборе литературы для прихода. Не все издания отвечают современным запросам верующего народа, порой они поддерживают и насаждают различные суеверия и зловерия. Отцы настоятели и председатели приходских советов должны надлежащим образом осуществлять контроль за тем, что продается в церковных лавках и за свечным ящиком. К печатной продукции следует подходить не с критериями ее прибыльности, но, в первую очередь, душеполезности.
Многие приходы сейчас издают свои газеты. Это похвально. Но у нас нет молодежных изданий. А подростковый период — самый тяжелый в воспитательном плане. На приходе этому надо уделять особое внимание. Мы ищем подходящий вариант молодежного и детского издания и изучаем этот вопрос.
Монастырская жизнь
Монастыри на Руси всегда были местом духовного паломничества. Даже когда в Советском Союзе их оставалось всего 17, они привлекали людей. Люди стремились в монастыри, чтобы приобщиться к монашеской жизни, помолиться перед святынями.
В нашей епархии в настоящее время имеется 12 монастырей. Из них 8 мужских и 4 женских.
По-прежнему остро стоит проблема духовничества. Нередко духовник не содействует устроению внутренней жизни обители, а стремится реализовать собственные властные претензии, забывая при этом, что он не вправе вмешиваться в управление монастырем. Основная задача духовника — направлять монашествующих и послушников на путь духовного делания, созидая себя в смирении, послушании и нестяжании.
Обращаю внимание наместников, настоятелей и настоятельниц монастырей на то, чтобы они проявляли особое внимание в вопросе посещения насельниками своих духовников, часто находящихся вне пределов данной обители. Невозможно сохранить строй монашеской жизни, если насельники будут окормляться вне пределов своей обители. В каждом монастыре есть священнослужитель, который может принять исповедь и который является свидетелем совести. Поступающий в монастырь всегда должен глубоко осознавать, для чего он пришел в обитель и к какой цели он должен стремиться.
Есть случаи, когда монашествующие отказываются выполнять монастырские послушания и указания настоятелей, ссылаясь на то, что их духовник, находящийся за пределами обители, не благословил их на это, забывая о том, что при постриге они отрицались от мира и давали обеты полного и беспрекословного послушания настоятелю или настоятельнице обители. Никакой духовник, кроме духовника обители, не вправе руководить ее насельниками.
К сожалению, приходится констатировать, что многие поступившие в монастырь и принявшие постриг, не пройдя в должной мере монашеского искуса, не имея необходимого жизненного и пастырского опыта, пытаются изображать из себя старцев и быть руководителем и непререкаемым авторитетом для паломников. В то же время у посещающих монашеские кельи подобных «младостарцев» невольно возникает недоумение, почему у монаха, отрешившегося от мира, в келье есть телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты далеко не религиозного содержания. Почему эти монахи имеют в личной собственности дорогие иномарки, и то, что монаху не предусмотрено по уставу иметь? «Городские» монахи утратили традиционный внешний вид. Напоминаю, что на последнем Архиерейском Соборе была высказана критика того, что на городских приходах служит слишком много монашествующего духовенства, в то время, когда в монастырях иногда нет насельников. Мы вынуждены будем исполнять соборное предписание.
Привычным стало видеть монаха с мобильным телефоном, порой беседующим даже во время богослужения. Мобильным телефоном может пользоваться наместник обители, благочинный, эконом, но для рядового монаха или монахини пользование мобильным телефоном должно быть исключено.
Отцам наместникам и матушкам настоятельницам хорошо известно, сколь серьезно стоит вопрос о послушании в возрождаемых обителях, особенно среди новоначальных послушников и иноков, не получивших в детстве христианского воспитания и имеющих небольшой опыт церковной жизни. Поэтому им следует внимательно и рассудительно относиться к приему поступающих в монастырь и особенно ответственно подходить к ходатайствам о пострижении и рукоположении в священный сан.
Вызывает беспокойство низкий уровень образования некоторых монашествующих. У нас в Епархии имеется уникальная возможность получить прекрасное богословское образование в наших Духовных школах. Это касается не только монашествующих. В нашей Епархии насчитывается без духовного образования 76 священников и 41 диакон. Это недопустимо для такой епархии, как Санкт-Петербургская. Все принявшие сан без надлежащего духовного образования должны в обязательном порядке закончить как минимум экстернат в наших Духовных школах. Этого требует сама жизнь и статус Санкт-Петербургской епархии. И надо отдать должное отцу наместнику Назарию, который постоянно направляет в Духовные школы своих послушников и насельников для повышения духовного образования.
Монастыри всегда были на Руси рассадником духовного просвещения и культуры. К сожалению, сейчас в некоторых монастырях мы наблюдаем такую картину, когда монастыри становятся местом кликушества, эсхатологических и других отрицательных настроений. В результате благочестивый христианин вместе с духовным утешением выносит из монастырей, особенно женских, ряд ложных мнений и суеверий. Из уст в уста передаются лжепророчества, фантастические слухи и даже раскольнические и антииерархические настроения.
Были случаи, когда монашествующие отказывались от принятия нового паспорта. Как-то Святейший Патриарх рассказывал случай, когда он, уезжая из Валаамского монастыря, стоял на палубе. К нему обратилась женщина с вопросом: «Ваше Святейшество, можно ли брать новый паспорт?» Он спросил у нее: «В чем проблема?» — «А вот наш батюшка говорит, что нельзя брать новый паспорт». Он ей ответил: «А ему что, «серпастый и молоткастый» советский паспорт дороже чем российский с двухглавым орлом и Георгием Победоносцем?». Она ему ответила: «Спасибо, все ясно». Подобные бредовые идеи надо искоренять самым решительным образом.
Монашествующим следует помнить об этом и знать о постановлениях, принятых на последних Архиерейских Соборах и заседаниях Священного Синода, в частности, касающихся монашества и духовного окормления мирян.
Внутренние проблемы монашеской жизни известны были и в прежние времена. Тревожит то, что некоторые явления приобретают все более негативный характер. Конечно, все мы дети своего отечества, и многое в жизни обителей связано с общей ситуацией в стране и в мире. Однако каждый монах должен помнить о своих обетах, принесенных Богу, и не оправдывать себя, а помышлять о том, каким он предстанет на суд Божий.
Миссионерская деятельность
После десятилетий тоталитаризма Россия вступила в новый период своего бытия, который сейчас принято называть эпохой свободы. Однако человек часто склонен забывать, что свобода подразумевает ответственность, которой сегодня так не хватает. Наиболее ярко это проявляется в деятельности средств массовой информации. Часто они становятся проводниками безнравственности, насадителями культа насилия и распущенности. Особую тревогу вызывает отношение к православию. Периодически на страницах газет и экранах телевизоров появляются материалы, проникнутые неприязнью к христианству, а иногда и откровенная клевета на Церковь. Тем не менее, несмотря на всю сложность сегодняшнего положения, задачи, стоящие перед Церковью, остаются неизменными.
Современное общество все чаще называют постхристианским. Это означает, что перед нами необъятное поле для миссионерских трудов. Прежде всего это касается богослужебной деятельности. Богослужение само по себе есть форма миссии. Даже людей малоцерковных может привлечь к вере истовое совершение богослужений.
Совершение богослужений должно быть неспешным, с внятным чтением и стройным пением, способным послужить просвещению людей, даже если они не часто приходят в церковь. Каждого человека, зашедшего в храм, священник обязан встречать с любовью, как желанного гостя, памятуя, что он не хозяин в храме, а смиренный служитель Господа и народа. Поэтому следует проявлять особую снисходительность к тем, кто впервые переступил церковный порог. С ними нужно вести себя особенно осторожно, чтобы случайно не оттолкнуть и не возложить на их плечи бремена неудобоносимые.
Соответственно, и внехрамовая деятельность священника должна быть продолжением христианского свидетельства. В первую очередь пастырю следует идти к тем, кто сам не может прийти в храм. Наиболее остро нужда в духовной помощи и поддержке ощущается в таких местах, как воинские части, детские дома, интернаты, дома престарелых, тюрьмы, изоляторы.
В миссионерскую деятельность нашей епархии должны быть активно вовлечены наши духовные школы, для которых миссионерство является целью их дальнейшего пастырского служения. Это могут быть и миссионерские поездки в отдаленные приходы нашей епархии, а также посещение детских домов, домов престарелых, больниц, тюрем, благотворительных столовых для бедных, центров реабилитации, армии и флота. Если мы не будем активно работать в этих направлениях, то на наше место придут и уже приходят различные сектанты, которые заполнят духовный вакуум.
Сегодня одной из самых важных форм миссионерского служения является православная журналистика. Средства массовой коммуникации играют все возрастающую роль в нашем обществе. Поэтому участие православных газет, журналов, интернет-сайтов, радио- и телепередач в освоении информационного пространства можно только приветствовать. Люди устали от негативной информации, от навязывания им культа денег, насилия, потребления и развлечения. Сейчас особенно ощущается насущная потребность в правдивых журналистских материалах, свободных от специфических интересов политиков, экономических кланов и развлекательной индустрии. Образовавший вакуум обязана заполнить православная журналистика, способная взять на себя ответственность перед Богом и людьми за состояние души нашего народа.
Мне отрадно отметить, что наше епархиальное радио «Град Петров» успешно заполняет эту нишу. 25 ноября с.г. в этом зале мы будем отмечать пятилетие радиостанции «Град Петров». В течение этого короткого периода времени сотрудники радиостанции сумели не только выжить в непростых для них условиях, но и донести свет Христовой истины своим слушателям. Я хочу поблагодарить руководителя радиостанции «Град Петров» протоиерея Александра Степанова и клириков нашей епархии, которые активно участвуют в радиопередачах «Града Петрова» и христианской радиостанции «Мария».
У нас, к сожалению, еще не отработана система передачи Епархиальной информации как в самом Епархиальном Управлении, я имею ввиду канцелярию, протокол, секретарей и руководителей Отделов, так и сотрудников Радио «Град Петров», отвечающих за своевременность и точность передачи информации. Когда у меня имеется время, я сам сообщаю на Радио о своих богослужениях, встречах и т. д. Но бывает такой ритм жизни, что я не имею возможности своевременно подать информацию на радио. «Град Петров» умолкает, и верующие и все радиослушатели не знают, что случилось. Например, проходила в Москве конференция «Церковное учение об эсхатологии», в которой участвовали 2 архиерея нашей епархии, или праздник Св. Архистратига Михаила в Токсово, где служил митрополит Санкт-Петербургский и 20 священнослужителей. Телевидение об этом сообщило, а «Град Петров» «замер или уснул».
Следует отметить, что у нас имеется положительный опыт работы вне приходов. Я имею в виду чтение лекций и участие в семинарах в таких учебных заведениях, как Санкт-Петербургском государственном университете, педагогическом университете им. А.И.Герцена, институте богословия и философии и др.
Религиозное образование
Одним из важнейших направлений по возрождению христианской жизни русского народа является духовное образование: подготовка новых пастырей, катехизаторов, миссионеров, певчих, иконописцев, людей, хорошо знающих учение Православной Церкви и ее историю. Эта образовательная деятельность дается нашей Церкви с огромным трудом из-за отсутствия необходимых церковных кадров, а также в связи с общим экономическим кризисом. То, что сегодня делается, это подвиг православных преподавателей, с готовностью, бескорыстно отдающих свои силы на служение Матери Церкви. И я хотел бы особо отметить труды протоиерея Александра Зелененко, создателя и бессменного руководителя трехгодичных Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсов, на которых обучается 400 человек. Они готовят большую армию православных учителей-катехизаторов, готовых в любое время заполнить недостаток духовного образования в светских школах, когда это законодательно будет возможно.
Мы неоднократно заявляли о необходимости введения в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры». Преподавать его должны педагоги-миряне, прошедшие обучение на катехизаторских курсах. Основная цель преподавания данной дисциплины — знакомство детей с основами той традиции, в контексте которой происходило историческое, культурное и религиозное становление Государства Российского. Но нас туда пока не пускают.
Сегодня многие настоятели приходов обременены заботами о восстановлении храмов и преодолении материальных трудностей, и забывают о необходимости оказания особой поддержки воскресным школам на приходах. Это говорит о недостаточно серьезном отношении к данному вопросу. Между тем деятельность воскресных школ не менее важный вопрос, чем любая другая проблема прихода.
К сожалению, в воскресных школах часто царит формализм, преподавание ведется сухо и никак не соотносится с реальной жизнью. В результате число учащихся воскресных школ ежегодно снижается.
В годовых отчетах приходы дают завышенные цифры, в реальности же число учащихся намного ниже. Объяснить это можно только формальным исполнением священнослужителями и мирянами своих обязанностей в воскресных школах, неспособностью открывать детские и юношеские сердца к духовным знаниям.
Следует заботиться о том, чтобы преподавание было живым и интересным, чтобы оно давало возможность слушателям применять полученные знания в жизни. Необходимо ввести штатные единицы на приходах для педагогов воскресных школ.
Все виды творчества приемлемы для верующего, лишь бы они были наполнены соответствующим духовным содержанием. И на приходах должны быть кружки, школы, клубы — неважно, как они будут называться, как, например, детский спортивный клуб при Покрово-Тервеническом женском монастыре, где православная молодежь могла бы реализовывать свои творческие стремления и потребности. Прекрасным средством, способным объединить детей прихода и дать им возможность творчески раскрыться, может стать выпуск детской приходской газеты со стихами, рассказами разного рода, обсуждением интересных проблем, в том числе и острых. Воскресные школы должны перерождаться в своего рода дома творчества христианской молодежи.
Одной из проблем в этой области является возрастной состав учащихся наших воскресных школ. Основную массу обучающихся здесь составляют дети от 5 до 12 лет. То есть, за некоторым исключением, в наших воскресных школах почти полностью отсутствуют учащиеся подросткового возраста. А это такой период, когда юношам и девушкам как никогда нужно духовное руководство и близкая по духу среда общения со сверстниками. Они сталкиваются с различными трудностями, ищут ответы на все вопросы и не получают их. Поэтому очень важно, чтобы подростковые группы в воскресных школах вели опытные наставники. В качестве примера для подражания я могу привести воскресную Епархиальную школу под руководством Елены Михайловны Гундяевой. В этой школе обращают особое внимание на подростков, которые стоят уже на пороге выбора жизненного пути. Выпускники очень любят свою школу и даже по окончании постоянно собираются в ее стенах.
Другой проблемой деятельности воскресных школ является их отчужденность друг от друга. Задача руководителей воскресных школ — преодолеть эту изолированность и найти общие интересы для творческого сотрудничества.
Координация жизни воскресных школ и управление их развитием является прерогативой соответствующего епархиального отдела. Сотрудникам этого отдела при организации работы необходимо учитывать данную проблематику.
Взаимодействие с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Летом этого года бессменный руководитель епархиального отдела по связям с армией и флотом доц. прот. Богдан Сойко подал на мое имя прошение об освобождении его от должности председателя отдела по состоянию здоровья.
Я удовлетворил его просьбу со скорбью в сердце. С одной стороны, я не мог не поддержать просьбу отца Богдана по моральным соображениям, а с другой, мне жалко было оставлять очень важный отдел без такого опытного руководителя. Отца Богдана знал весь военный Петербург. Ни одна встреча на высоком военном уровне в городе не проходила без участия отца Богдана. Он всегда нес слово Божие в различные воинские части как на суше, так и на море. Спасибо Вам, дорогой о. Богдан, за жертвенное служение на посту председателя епархиального отдела, пусть Господь и в дальнейшем укрепляет Ваши физические и телесные силы.
По примеру Московской Патриархии, мы решили объединить три отдела, существовавших до сих пор самостоятельно: по связям с армией, флотом и правоохранительными учреждениями в один отдел с названием: «Взаимодействие с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями». Председателем Отдела назначен прот. Александр Ганьжин, настоятель Троицкого храма в Красном Селе и благочинный Волосовского округа. Отец Александр не раз бывал в Чечне и имеет хорошие контакты с Вооруженными Силами.
Структура отдела выглядит следующим образом:
— Председатель Отдела — протоиерей Александр Ганьжин
— Заместитель Председателя Отдела по организационным вопросам — иерей Георгий Калинкин, настоятель храма Георгия Победоносца в Управлении Ленинградского Военного округа
— Заместитель Председателя Отдела, секретарь Отдела — иерей Димитрий Василенков, клирик Троицкого храма в Красном Селе
Заведующие секторов по взаимодействию с:
— ВМФ — протоиерей Алексий Крылов, настоятель Чесменского храма св. Иоанна Предтечи
— ВВС — подполковник Троицкий Игорь Викторович, псаломщик Спасо-Преображенского собора
— Сухопутными войсками — иерей Георгий Калинкин
— МВД — иерей Иоанн Соколов, штатный священник Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры
— МЧС — иерей Георгий Лаврушин, штатный священник храма Вознесения Господня в г. Колпино
— Казачеством — Прот. Константин Смирнов, настоятель храма Спаса-Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.
— Сектор тюремного служения — протоиерей Олег Скоморох, настоятель Екатерининского храма в п. Антропшино
— Сектор военно-медицинских заведений — иерей Александр Ткаченко, настоятель храма Успения Божией Матери на Северном кладбище в Санкт-Петербурге
— Сектор учебных заведений — иерей Димитрий Василенков
— Сектор по связям с общественностью — полковник Савельев Сергей Константинович, сотрудник орготдела администрации Красносельского района
— Информационно-издательский сектор — Фарафонов Алексей Николаевич
Я желаю новым сотрудникам Отдела помощи Божией в их ответственных трудах.
Сейчас все чаще становятся востребованными православные священники для участия в разного рода военных церемониях: при принятии присяги, в выпусках слушателей военно-учебных заведений, освящении боевой техники и оружия, напутствии новобранцев на призывных пунктах. И мы должны активно использовать эту возможность для проповеди Слова Божия, для миссионерского делания в нашей Епархии. Думаю, что деятельность этого отдела должна быть тесно сопряжена с работой Миссионерского и Издательского отделов для снабжения военных необходимой литературой антисектантского и просветительского направления.
Я благодарю всех участников сегодняшнего Епархиального собрания за внимание к моему выступлению, сердечно и от души поздравляю всех вас с наступающим Рождественским постом и желаю спасительно, в добром здравии, в душевном мире, в усиленной сердечной молитве, в благих делах совершить его.
Спасибо за внимание.
Призываю Божие благословение на Ваши труды во славу Святой Церкви и в помощь родному Отечеству.
http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/20052/1123_01mv.shtml