Русская линия
Сайт Синодальной богословской комиссииСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)14.11.2005 

Слово на открытии богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви»

Ваши Высокопреосвященства, преосвященные архипастыри, всечестные отцы, высокие гости, возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сердечно приветствую вас — участников международной богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви».

Отрадно, что многие благие начинания в нашей Церкви становятся добрыми традициями, неотъемлемой частью церковной жизни

Традиционной стала и Богословская конференция Русской Православной Церкви, проводимая один раз в два года. Это уже четвертый богословский форум со времени возобновления традиции проведения общецерковных богословских конференций в 2000 году.

Мы рады тому, что богословские конференции Русской Православной Церкви приобретают международный характер и служат всей церковной Полноте. В них участвуют православные богословы и ученые из Поместных Церквей, а также представители иных конфессий.

Нынешний период мирового развития характеризуется процессами глобальных, то есть всемирных, изменений. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается наша Церковь и христианство в целом, в немалой степени обусловлены именно этими процессами. Чтобы разрешить существующие проблемы, необходим «глобальный», а лучше сказать, вселенский, ответ Церкви. Для этого нужно привлекать лучшие богословские и научные силы Поместных Церквей и проводить соборные обсуждения.

Как Предстоятель Русской Православной Церкви со всей определенностью хочу сказать: нам нужна сегодня сильная богословская наука.

Свято сохраняя духовную силу Предания, следуя Святоотеческой традиции, богословие сегодня должно быть авторитетным голосом Церкви, важным инструментом для разрешения стоящих перед Нею задач.

Богословие по своей сути неразрывно связано с молитвой и духовным опытом Церкви. Но не следует забывать о том, что богословие — это и деятельность разума. Многие святые отцы были выдающимися мыслителями своего времени. Победа христианства над язычеством была победой духовной. Но это была также победа культурная и интеллектуальная.

Традиция церковной учености оказала решающее воздействие на формирование европейской философии, науки и культуры в ее лучших проявлениях. Так что богословие и церковная наука и поныне остаются неразрывно связанными с традицией философских и научных изысканий.

Поэтому развитие богословия и церковной науки является предметом Нашей особой заботы. Мы с удовлетворением отмечаем укрепление богословских сил Церкви, развитие ее научных учреждений и совершенствование богословского образования.

Нынешняя конференция является знаком и свидетельством этого процесса. В то же время она сама вносит важный вклад в развитие церковной науки и богословия.

Тема, которой посвящена настоящая конференция, весьма значима и актуальна. Она актуальна не потому, что проблемы, связанные с эсхатологией, появились в Церкви недавно.

С самого начала исторического бытия Церкви христиане должны были противостоять двум искушениям, дабы не впадать в крайности. С одной стороны, всегда существовала опасность обмирщения Церкви, опасность забвения того, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5:19), и отождествления христианства с мирскими установлениями. С другой стороны, проявлялась склонность к полному отвержению мира, к отказу видеть богозданную благость мира (Быт 1:31), несмотря на его падшесть, видеть направляющий историю спасительный Промысл Божий. С этим последним искушением связаны и неоднократно возникавшие в истории Церкви ложные апокалиптические страхи.

Подобные искушения христиане испытывают и сегодня. Одни люди, уверенные в успехе социального прогресса, хотят «обновить» Церковь, согласовать ее учение с духом времени. Другие, видя греховность мира, впадают в апокалиптическую истерию и призывают Церковь отгородиться от окружающего мира.

По сути, и те и другие воспринимают Церковь как один из социальных институтов, который должен действовать в соответствии с мирской логикой.

Эсхатологическое видение Церкви заключается в том, что, пребывая в мире и выполняя свое призвание освящения и свидетельства, Церковь и каждый отдельный христианин должны духовно пребывать в состоянии «не от мира сего». «Неотмирность» в данном случае означает причастность Царству Божию — духовной реальности, которая уже явлена в мире благодаря действию Духа Святого, но во всей полноте откроется в «будущем веке». Знамением и таинством этой реальности и является Церковь, пребывающая «в веке сем».

Как социальный институт Церковь существует для того, чтобы служить восхождению от дольнего к горнему. Церковь не имеет в этом мире «земных» интересов. Она объемлет весь мир, всё творение, ибо Ее Главой является Иисус Христос, Господь и Промыслитель всей твари. Мир — это объект миссии и заботы Церкви. А Ее миссия заключается в том, чтобы являть, то есть делать присутствующим, в «этом мире» Царство, которое «не от мира сего» (Ин 18:36). В свете изначального эсхатологического видения Церкви должны решаться все проблемы взаимоотношений Церкви с миром и осуществления ее миссии в истории.

Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры! От всего сердца молитвенно желаю благословенных успехов и помощи Божией в предстоящих трудах всем вам, участникам международной богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви».

Москва, 14 ноября 2005 г.

http://www.theolcom.ru/ru/full_text.php?TEXT_ID=2


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru