Нижегородские новости | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 05.11.2005 |
Положение усугублялось тем, что внутренняя слабость Московского государства активно использовалась внешними силами, стремившимися распространить свое влияние на Россию. Интриганы и самозванцы, регулярные польские войска и вооруженные толпы изменников терзали тело страны. Стократ опаснее было настойчивое желание Речи Посполитой утвердить на просторах Руси чуждое ей католичество, в чем польский король Сигизмунд и оба самозванца пользовались горячей поддержкой Римского папы. Иными словами, смутное время могло окончиться не только уничтожением Московского государства, но и исчезновением Церкви Русской — тогда, как и сейчас, самой многочисленной в мире Поместной Православной Церкви. Смута, таким образом, угрожала нашему историческому бытию, ибо без Православия, которое стояло у истоков формирования России и населявшего ее народа, участью нашей нации могли стать духовное рабство, распад и исчезновение.
Среди противников воцарения самозванцев и покорения России Речью Посполитой были московские Патриархи Иов и Ермоген, впоследствии прославленные Церковью в лике святых. Святитель Иов, первый Московский Патриарх, за отказ признать в лице Лжедимитрия законного наследника престола московских государей был низложен и заточен в монастырскую тюрьму. Патриарх Ермоген, решительно и бескомпромиссно призывавший к сопротивлению иностранным захватчикам, способствовал объединению лучших сил народа. Грамоты, написанные им собственноручно, многих обратили с пути измены и братоубийственной ненависти. Создание народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов, в значительной степени является заслугой святителя Ермогена. Сам он принял мученическую кончину — умер от голода в темнице за несколько месяцев до освобождения Москвы. В народной памяти навсегда запечатлены имена и других русских архипастырей, с твердостью и упорством противостоявших изменникам, — Новгородского митрополита Исидора, Суздальского архиепископа Галактиона, Тверского архиепископа Феоктиста, Псковского епископа Геннадия, Коломенского епископа Иосифа.
Нужно назвать архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и келаря того же монастыря игумена Авраамия (Палицына). Храмы этой обители, выдержавшей шестнадцатимесячную осаду 30-тысячной армии поляков, по сей день хранят на своих стенах отметины от ядер польских пушек… Отец Авраамий много сделал для организации народного ополчения, призывая людей встать на защиту Отечества и его святынь. Он истратил всю монастырскую казну, и без того истощенную осадой, на оружие и провизию для ополченцев. Знаменем ополчения стала Казанская икона Пресвятой Богородицы — одна из величайших святынь нашей Церкви. Конечно, нужно почтить и подвиг Прокопия Ляпунова и Ивана Сусанина, а также многих простых людей, чьи имена не донесла до нас история. Благодарные потомки увековечили память ополченцев, вдохновляемых Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, монументом, установленным на Красной площади столицы. В наши дни подобный памятник будет установлен на одной из площадей Нижнего Новгорода.
— Сегодня мы говорим о единении народа. В то же время мы знаем, что у нас стремительно растут различия между богатыми и бедными, миллионы людей, в том числе дети и старики, живут на грани нищеты. Что нужно предпринять, чтобы желаемое нами народное единство стало реальностью? Как нам надо себя вести, чтобы мир и любовь смогли воцариться в людских душах?
— Чаемое нами народное единство не следует понимать как имущественное или социальное равенство. Разделение на богатых и бедных существовало всегда. Думаю, оно сохранится и в будущем. Но все-таки в общество должно возвратиться некогда утраченное чувство ответственности человека не только за себя, но и за свою семью, за ближних, за судьбу народа и страны. Именно это чувство объединило в 1612 году ополченцев, освободивших сердце России от интервентов. Оно легло в основу последующих славных побед нашего народа, его величественных свершений. Именно это чувство на протяжении столетий было источником внутренней крепости России.
К сожалению, нередко люди как бы ожидают возможности заботиться о ближних, ждут наступления подходящих условий для этого — материального благополучия, появления тех или иных социальных программ и так далее. Но «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11. 12), поэтому во главе угла нравственного преображения общества лежит личный подвиг отдельного человека. Деятельная любовь открывает душу для Божией благодати, делает ее восприимчивой к словам Истины. Вспомним лепту вдовицы, удостоившейся похвалы за свое благодеяние от Самого Господа. Жертвенное и милосердное расположение ее души было гораздо важнее материального измерения ее жертвы.
— Сегодня мы видим, как преображается наша земля — восстанавливаются некогда разоренные храмы, строятся новые. Усилия Русской Православной Церкви здесь просто выше всяких похвал. Но почему Церковь не так активна и настойчива в организации противостояния наркомании, бездуховности, массовой культуре, которая унижает и развращает человека? Неужели эти беды и катастрофы зашли так далеко, что у Церкви уже нет возможности собирать и объединять православных людей перед лицом постигших нас испытаний?
— Церковные труженики делают сегодня все возможное, а часто даже более возможного, дабы жизнь людей обрела смысл, возвратилась в русло следования Христовым заповедям. Восстановление порушенных святынь — важнейшая церковная задача, ибо полноценная христианская жизнь человека невозможна без участия в церковных Таинствах, наипаче — в таинстве Евхаристии, местом совершения которой является храм. Благодарение Богу, за последние годы удалось сделать многое — купола и кресты храмов и монастырей осеняют сегодня тысячи городов и весей нашего Отечества. Путь к жизни во Христе открыт сегодня перед каждым.
Однако неверно думать, что Церковь ограничивается лишь совершением богослужений. Вера Христова должна пронизывать всю человеческую жизнь, наполнять собой каждое место, где живет и трудится человек. Поэтому Церковь активно расширяет свое социальное служение. Повсеместно создаются общества трезвости, реабилитационные центры для наркозависимых, молодежные военно-патриотические клубы и многое, многое другое. Ведется пастырская работа в образовательных учреждениях, в армии, в местах лишения свободы. Стремительно расширяется присутствие Церкви в информационном пространстве — на телевидении и радио, на страницах печатных изданий, в интернете.
Пусть плоды этих трудов не всегда заметны с первого взгляда: слишком многое надлежит исправить, слишком многое было упущено, забыто, растоптано за долгие годы богоборчества, сменившиеся десятилетием пропаганды вседозволенности и безответственности. Но даже один человек, оставивший губительные навыки, обратившийся к жизни по заповедям Божиим — это огромное приобретение, ибо человеческая душа, созданная Творцом для вечности, бесценна.
Мы не только совершаем социальное служение силами церковных общин. Церковь стремится объединить труды православного народа, предпринимателей, деятелей государства и общества ради преодоления пороков и ради блага наших сограждан. Вот самый яркий пример: сейчас мы готовим всероссийскую конференцию «Власть, бизнес, общество — против наркомании в России». Надеюсь, что этот форум поможет поднять все здоровые силы страны против беды, затрагивающей многие и многие семьи, грозящей разрушением всему нашему народу. Настало время объединиться против наркотического дурмана. Иначе Россия просто может потерять свое будущее.
— Нижегородская земля становится притягательной для православных людей. Суда едут, чтобы поклониться мощам преподобного Серафима Саровского. Вот теперь, укрепляя память о народном подвиге 1612 года, его вождях Минине и Пожарском, Нижний Новгород приобретает в глазах россиян значение города, свято соблюдающего традиции и веру предков. Как Вы, Ваше Святейшество, относитесь к этой несколько новой для последних десятилетий роли Нижнего Новгорода?
— Нижний Новгород по праву может быть назван третьей столицей России. Неоценимы его заслуги перед Отечеством — в Смутное время город оставался чужд измене и вероломству, и именно от его стен выступило победоносное ополчение Минина и Пожарского.
История Нижнего Новгорода неразрывно связана с историей русской святости. Многие нижегородцы прославлены Церковью в лике святых. Среди них — основатель города благоверный великий князь Георгий Всеволодович, родоначальник местного летописания архиепископ Дионисий, его ученик, основавший монастыри на Волге и Унже, преподобный Макарий Желтоводский, уроженец Нижнего преподобный Евфимий Суздальский и другие. Нижегородская земля освящена подвигом преподобного Серафима Саровского — одного из наиболее любимых и почитаемых нашим народом святых.
Несомненно, возрождение духовной жизни на нижегородской земле питается сегодня славными традициями народного благочестия и верного служения Родине, по слову Священного Писания: «Благословением праведных возвышается город» (Притч. 11. 11). От всей души желаю нижегородцам помощи Божией. Пусть подвиг великих земляков вдохновляет и окрыляет вас.
— Ваше Святейшество! Разрешите поблагодарить Вас за внимание, которое Вы уделили нашим вопросам. Позвольте задать еще один вопрос: когда Вы сегодня размышляете о судьбах России, о чем Вы чаще всего просите Бога в своих молитвах?
— Молюсь, чтобы неизреченное богатство жизни во Христе ни от кого не было утаено. Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви, даровал нашим людям ревность о доброделании, мудрость и благоразумие. Молюсь о собирании сил народа, о том, чтобы эти силы не расточались в угождении пагубным страстям.
Пусть День народного единства станет днем добрых дел, обращенных ко всем без различия — ближним и дальним. Последуем словам древней Библии: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1. 17).
Опубликовано на сайте «Интерфакс-Религия»