Diaconia.Ru | Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) | 03.11.2005 |
Михаил Бударагин, Великий Новгород: Владыко, вопрос о добрых делах сегодня, разумеется, актуален, как никогда. Атомизированное российское общество испытывает настоящий дефицит ценностей. Но возникает вопрос: а поможет ли своеобразная «легитимизация добрых дел» человеку? Не получится ли у нас очередного 8 Марта? Не лучше ли Русской Православной Церкви развивать и совершенствовать миссионерскую деятельность, дабы восстановленные храмы не стояли без прихожан, а добрые дела вырастали из души человеческой от приближения к Господу, а не в «красный день календаря»?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Вы знаете, этот вопрос философский. Можно сказать так, что по учению церкви, в тот день, когда на земле злые дела будут перевешивать добрые — наступит конец света. Без добрых дел невозможно продолжение рода человеческого, поэтому неважно верующий ли человек или нет, но он должен делать добрые дела. Мы подчеркиваем 4-го ноября как день добрых дел для того, чтобы вспомнить о том, что единственный раз в истории России, русские люди сделали огромное доброе дело для нас живущих в настоящее время. Они видели, что правящий класс во главе с царями зашел в политический тупик. И они выгнали эту ложь, это зло, найдя средства собственные и собрав войско.
И после того, как Кремль был очищен от скверны, Дмитрий Пожарский не стал царем, а Минин получил только титул дворянина. Потом Пожарский одержал целый ряд побед в борьбе с литовцами, а русский народ взяв власть в свои руки созвал Великий Земский собор, на котором была определена форма власти и передана Михаилу Романову.
К сожалению, второго случая не состоялось в 17−18 годах прошлого столетия и М.А.Романов получив от Николая власть был императором всего несколько часов.
Михаил Бударагин, Великий Новгород: Владыко, меня (и, думаю, очень многих православных людей) сегодня волнует вопрос взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства. Должна ли или может ли Церковь выступать с государством «единым фронтом» (это, в частности, касается и праздника 4 ноября", в отношении которого и светские власти и Русская Православная Церковь проявили показательное единомыслие)? Ведь в Писании сказано: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36)?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Первое, что я хочу сказать, это инициатива не РПЦ, а Межрелигиозного совета России. Это общая была идея.
Мне кажется, что вопрос о том может ли или не может совпадать линия государства и церкви — риторический. Церковь отделена от государства, и она или принимает какую-то линию государства, или выступает против нее. Если бы церковь была государственной структурой этого бы не было. Поэтому мы стоим на позиции, что церковь не должна быть государственной. В данный исторический момент отношения между церковью и государством являются образцовыми: церковь не вмешивается в дела государства, но выступает по тем или иным вопросам, а государство не вмешивается в дела церкви.
Кедрин Андрей, Хакасия, Независимое информационное агентство: Если говорить о религии, как средстве объединить (или наоборот, разобщить) людей, стоит вспомнить многочисленные отделения религиозных движений. Не рискует ли РПЦ в будущем потерять доверие граждан, если сегодня она уже теряет молодежь? Что могут сделать представители разных конфессий для объединения народов России? Ведь они исповедуют разные учения.
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Здесь несколько вопросов. Я уже сказал, что на данном этапе молодежь не теряем, молодежь сейчас занимает очень активную позцию. У нас есть отдел по работе с молодежью и скаутское движение, мы организуем детские лагеря. Практика лагерей очень хорошая, когда половина детей верующих и половина детей из детского дома хулиганистых. А к концу смены дети меняются к лучшему.
То, что мы исповедуем разные учения, ничего не значит, потому что по вопросам благотворительности или сохранения мира мы имеем долголетнюю историю сотрудничества. Россия уникальная страна, которая не имела межрелигиозных войн. Политические были, но это была политика, а не религия. Поэтому разные конфессии России солидарны в вопросах воспитания молодежи, а для государства очень важно, чтобы молодежь была патриотически настроенная, нравственная, и умела отличать добро от зла.
Александр Васильевич Кашин, Воронеж: Ваше Высокопреосвященство! Настало время (и есть возможности) создания при медицинских колледжах отделений сестер-милосердия. Как эта проблема будет решаться в Воронеже?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: В Воронеже у нас есть патриархальный отдел, его возглавляет настоятель Cпасского храма, он вам подробно все расскажет.
Димитрий Еловский, Иркутск, газета «Конкурент»: Здравствуйте! 4-м ноября заменили другой праздник — 7-е ноября. А почему бы не начать осознание себя «единым народом с общей исторической судьбой и общим будущим» с того, чтобы признать право на существование 7-ого ноября? Зачем его отменять как общегосударственный праздник? Ведь несколько поколений, наших с вами сограждан его отмечали именно так? Почему бы не начать объединение нации с признания того, что почти столетие это был общенациональный праздник? С уважения к праву достаточно большого количества людей отмечать этот праздник. С уважения к сформировавшейся традиции? Зачем снова идти по тому же порочному пути: ломать старую традицию и придумывать новую? Заранее спасибо за ответ
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Я вам должен сказать, что никто этого праздника не отменял. 7 ноября остался днем памяти, ведь историю не перепишешь. И в этом году, по случаю 7-го ноября будет проходить очень большой праздничный парад. Но дело в том, что история идет вперед. И проходят какие-то вещи и тот опыт, который наша страна получила при всей его незабываемости, он уже в прошлом. Мы являемся страной свободной от какой-либо идеологии. Советский Союз нес на своем знамени, что это коммунистическая страна, и только идеи коммунизма являются правильными и верными. И инакомыслие преследовалось уголовно. И религиозные отправления культа допускались в качестве инакомыслия, я не буду перечислять, сколько людей принесено на алтарь утопии, и я не буду напоминать, что этот горький урок истории прошел. Это были люди, которые стали украшением нашей страны, в память о них нужно оставить этот день.
А государство нуждается в том, чтобы дать новый ориентир. Для того, чтобы народ объединился, этим ориентиром посчитали события 1612 года, когда стране реально грозило превратиться в маленькое государство, но народ нашел в себе силы объединиться. Именно поэтому этот праздник назван Днем объединения.
Сейчас актуальна благотворительность, завтра будет актуально объединение по другому признаку, но то, что нам нужен праздник объединения — это факт.
Александра Иорик, Челябинск, интернет-издание: Здравствуйте! Возможно ли примерение православной церкви с католической? При каких условиях? Сможет ли Папа Римский приехать в Россию? Как вы относитесь к проявленим, подобныим Григорию Грабовому? Как РПЦ может повлиять на то, чтобы подобных проявлений мошенничества было меньше? Спасибо.
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Что касается Рима и католической церкви, то этот вопрос не решить. Нужен серьезный диалог, который требует понимания с обеих сторон. Позиция католической церкви в этих вопросах одна — Вы признаете богословие Рима и Римского епископа, а все остальное свое забываете. Мы не согласны.
Мы — за свободный двухсторонний диалог, однако пока его не было.
Что касается приезда Папы Римского в Россию, то Его Святейшество всегда заявлял, что Папа может приехать в любой момент как глава Ватикана. Но Папа хочет приехать в Россию как глава католической церкви по приглашению Патриарха.
Мы полагаем, что при нынешней ситуации в России нам не нужно дестабилизации в обществе. Мы против практики Азербайджана: где всего около 100 человек католиков, но когда Папа приехал в Баку, то он увидел тысячи верующих католиков, которых привезли из других стран. Подобного рода инсинуации в России нам не нужны.
Что касается Гробового, то это типичный представитель шарлатанства, один из людей, которых было много на Руси. Жаль, что нет статьи, по которой его можно было бы привлечь к уголовной ответственности. Почему он имеет успех -оттого, что находит среду, которая его воспринимает. Несмотря ни на что. Поэтому мы должны сами себя научить восприятию истины, знать эту истину. Тогда нам никакие «Гробовые» не страшны. Церковь относится к таким людям отрицательно и категорически против их деятельности.
Дмитрий Торбеев, Пермь, «Единое Прикамье»: Добрый день! Сегодня православная церковь не без основания претендует на роль духовного пастыря для всех россиян. Однако при этом, как и любая религия, в ней есть масса незыблемых, по мнению церковных иерархов, канонов и постулатов. Между тем в наше стремительное время многие из них могут утерять актуальность (скажем, сегодня уже никто не возражает против факта, что Земля вращается вокруг солнца, а 500 лет назад сама мысль об этом считалась крамолой). Скажите, насколько «гибкой» окажется духовная идеология православной церкви в меняющихся условиях? Готова ли она к переменам для привлечения еще большего количества верующих?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: РПЦ как и другие религии консервативна, и она сильная своей консервативностью. Больше того, она считает, что учения преподнесенные в Новом Завете — это истина. Или если сказать современным языком — философия, которая никогда не окончит свою историю. Поэтому менять что-либо в угоду временным интересам человечества церковь никогда не будет. Потому что это Божественный закон, который принес Христос, и церковь не вправе его изменять. Да и человек мало, чем отличается от современников Христа. Те же проблемы встречает человек, когда рождается, делает те же ошибки, что и его родители. Закон христианский является учителем для людей любого поколения.
Юрий Борисов, Владимирская область, «Томикс. Владимирская газета»: Ваше Высокопреосвященство, в истории России было много конфликтов и войн, большинство из которых заканчивались победами российского оружия. Не кажется ли Вам, что выбор в качестве государственного праздника дня победы над каким-то народом может отрицательно повлиять на межнациональные отношения? Стоит ли, на Ваш взгляд, предать официальный статус дню Куликовской битвы или дню окончания стояния на Угре?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Я думаю, что «красные дни» нашей истории — и то, и то событие — они помнятся. Этих событий очень много, они не молодые, им тысячи лет. И одни события воскрешаются и берутся в пример, другие — выполнив историческую миссию, являются путеводной звездой и вы всегда можете поинтересоваться ее историей.
Мне кажется, что подчеркивать победу одного народа над другим исторически неправильно. Острая проблема стОит победы наших ветеранов над немцами. Но пройдет время и в памяти останется большАя боль, но исчезнет неприязнь народов. Это все общая боль и общая память, но не предмет для разжигания новой вражды.
Ковтуненко Елена, Ленинградская область: Скажите, на Ваш взгляд, вопрос веры, вероисповедания — личное дело каждого человека или сегодня это и важный государственный вопрос? Какова гражданская концепция РПЦ? На сайте Московской патриархии написано, что церковь может оказать гражданское неповиновение государству в определенной ситуации? Что должно случиться, чтобы церковь пошла на это, и в чем может быть выражено это неповиновение?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Во первых религиозность человека — частное дело и государство в это не должно вмешиваться.
Что касается гражданского неповиновения, то оно допустимо в том случае, когда законы государства будут противоречить законам религии. Например, государство примет, что оно защищает свободную любовь и соответствующие меньшинства. В данном случае, оно встретит в лице церкви противника.
Павел Седаков, Пенза, газета «Наша Пенза»: Здравствуйте! Скажите, как Вы относитесь к предложению ввести в общеобразовательных школах новый предмет «Основы православия»? Светский или церковный человек? И второй вопрос: как Вы относитесь к идее объединения РПЦ и зарубежной РПЦ? Спасибо.
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Я скажу одно, что преподавание основ православия противоречит принципу отделения церкви от государства. И если преподавать основы православной культуры — то это совсем другое. Мы не должны на этих уроках учить детей молитвам, мы должны рассказать о церкви, о ее значимости. А от самого человека зависит будет ли он верующим. Для этого есть воскресные школы, литература, специальные телеканалы «Спас», «Союз». И есть храм.
Второй Ваш вопрос очень сложный. Прост он, потому что нас не разъединяет догматика и обрядовая сторона. Если Вы зайдете в наш храм или зарубежной церкви, то и таи и здесь — одинаковые служения и проповеди. У них поминают митрополита Лавра.
Но сложность этого вопроса заключается в том, что всегда очень легко разъединиться. Если мы сейчас предполагаем, что сейчас мы получили полную свободу, то я не готов то же сказать о зарубежной церкви. Все-таки они осуществляют свое служение оглядываясь на соответствующие государственные структуры, и часто этот политический взгляд мешает нам объединиться. Например, Ельцин снял все ограничения между Западом и Россией, а лучше не стало. Тоже самое происходит и у нас. Существует комиссия, которая решает исторически рутинные вопросы: митрополит Строгородский в прошлом столетии подчинил церковь государству или нет. А мы ставим контрвопрос: а руководство церкви в Германии своими послениями в 30-х годах, где они пели дифирамбы Гитлеру, они были насколько искренними? Или остались чистыми? И сам факт постройки собора в Берлине в то время, когда Гитлер нес атеистичекую политику для завоеванных стран? И тот, кто активно не сотрудничал с гестапо — все сидели в лагерях. А наши братья православные процветали…
С моей точки зрения, это вопросы важные, но история уже ушла вперед. Мы освободились от гнета советской действительности, фашизма. Сейчас мы живем по-новому, нам нужно рассмотреть, каким образом удалось нашей церкви сохранить чистоту православия, мученников, которые отдали свою жизнь за чистоту церкви, а зарубежная церковь этим похвастаться не может. И мне бы хотелось, чтобы эти принципиальные вопросы не мешали объединению и настало то время, когда мы могли бы совершать Божественную Евхаристию вместе.
Анна Леонова, Хабаровск, телекомпания Даль-ТВ, участник проекта: Можно ли расценивать данную инициативу Русской Православной Церкви по поводу переноса праздников, отмены празднования седьмого ноября, как попытку проститься с традицией, когда люди почитали переворот, который главной своей целью ставил искоренение религии, в частности, православия?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Еще раз повторю, что это идея не русской церкви. Я должен пояснить, что вспоминать и мстить, никогда не было в практике церкви, и мы искренне молились за народ, потому что это историческая реальность. И мы не вмешивались тогда в политическую составляющую жизни страны. И после падения Советского Союза мы нигде не выступили с радостью, что монстр побежден.
Олеся Болышова, Липецкая область, газета «Молодежный вестник»: Отец Сергий, как Вы считаете, не станет ли День народного единства поводом для еще одной провокации скинхэдов и иных лжепатриотических движений? В чем Вы видите решение проблемы обеспечения безопасности иностранных студентов в России?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Для меня этот вопрос болезненный, потому что все СМИ обращены на Воронеж. Я должен заявить, что Воронеж ничуть не хуже других городов России, а криминогенная обстановка здесь спокойнее. И молодежь замечательная в Воронеже. Но в семье не без урода.
Воронеж является для многих сил площадкой, на которой хотят провести мероприятия. И проводят. Я не буду называть эти политические силы, но они заявляют, что они выведут молодежь. Очевидно, такого рода пропаганда у небольшой части молодежи находит добрую почву. И эти единицы дают негатив, который является взрывом бомбы.
Мне хотелось быть, чтобы люди которые приезжают в Воронеж, учитывали местные особенности. Здесь бояться абсолютно нечего, но будьте осторожны. Результатом Вашей доверчивости могут быть разные неприятности.
Мне кажется, что праздник не станет поводом, чтобы поддержать скинхэдов. В нынешнем времени вы не найдете ничего поддерживающего скинхэдов.
Клюева Ольга, р. Мордовия, «КП-Саранск»: Как Вы думаете, возможно ли священнослужителям заниматься политикой или публично выступать с комментариями или порицанием действий существующей власти? Подобного праздника в России ждали: в одном из интервью Вы высказались, чтобы матушки активнее участвовали в жизни епархии. И первым шагом станет создание комитета содействия нуждающимся. Каковы первые результаты?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Что касается вопроса об участии в политической жизни, то я — против. Церковь — это институт, который объединяет людей с различными политическими взглядами. Если священник себя будет ассоциировать с какой-то политической направленностью, то это плохо скажется на прихожанах и ему перестанут доверять.
Что касается воронежского опыта работы матушек, то я скажу, что мы работаем два года, и мы закрыли те ниши, которые батюшка со своей общиной закрыть не может. И люди очень довольны и мы сплотили священнослужителей.
Бондар Наталья, Ульяновск: Можно ли сказать, что 4 ноября станет вторым после Рождества церковным праздником, которому придали светскую словесную обертку? Как Вы сами собираетесь отмечать новый праздник?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: В день праздника я буду в Москве, а епархия Воронежская вместе с администрацией пойдут по детским домам, посетят людей в домах престарелых. И воронежские депутаты приобщатся к добрым делам.
Что касается первой части вопроса, то я бы даже в мыслях не допускал сравнивать День народного единства с религиозным празником. Тем более с Рождеством.
Это праздник светский, но цель его — чтобы праздновали все слои общества. И хорошо было бы, если бы его праздновали не с алкоголем, а с добрыми делами.
Дарья Иванова, т/к «ННТВ», Нижний Новгород.: Добрый день! Не раз слышала высказывания, что национальная идея, которая по-настоящему объединит страну, сможет родиться только в том случае, если возникнет реальная, ощутимая угроза суверинитету России, как, например, в 1612 году. Либо в результате другого подобного толчка извне. Иначе самосознание россиян не переломить. Как Вы относитесь к такому мнению?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Я глубоко уверен, что у нас есть национальная идея. И она стара, как наше государство. Цель идеи — объединить народы, живущие в России на основе. Я как верующий человек, признаю только корни православия, потому что вся жизнь до 1917-го года основывалась на православных принципах. И если эти принципы сейчас убрать, то тогда будет совершенно другое государство, ничего общего не имеющее ни с Толстым, ни с Достоевским, ни с другими знаменитыми людьми. Поэтому я не желал бы нашему государству катастрофы 1612 года.
Вера Конюхова, газета «Владивосток»: Сегодня на Дальнем Востоке появляется все больше и больше молодых людей, крайне негативно настроенных к иностранцам, в основном, конечно, китайцам. Эти молодые люди, называющие себя бритоголовыми, готовы просто выгонять приезжих с целью оставить Россию — русским. Хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу. Цель-то, на мой взгляд, благородная…
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Цель-то благородная, только ее нужно оформить по-другому. Дело в том, что ничего вы не сделаете, если будут «работать» банды скинхэдов и учинять погромы. Мне кажется, что было бы гораздо полезней продумать программу и на государственном, и на общественном уровне, чтобы цивилизованными мерами вовлечь китайцев в культурную сферу общения с местным населением. Чтобы они чувствовали, что они не должны ничего бояться. И потом Владивосток пользуется трудами китайцев. А соблюдая правила, они могут достичь много здесь, они здесь желанны.
Мы с двойным подходом относимся к ним. С одной стороны, они нас выручают в экономических трудностях, с другой стороны ругаем, что они пользутся нашими деньгами.
Алексей Громcкий, Новгород Великий, ЗАКС.Ру: Владыка Сергий, скажите пожалуйста, с Вашей точки зрения, введение почти через четыре сотни лет празднества по случаю освобождения православным ополчением Москвы от польских католических интервентов не ущемляют ли сегодня религиозные чувства и национальное самосознание граждан России польской национальности, а также наших сограждан католического вероисповедания?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Если брать народ, который является католическим в нашей стране, то я думаю что не ущемляет. Но если взять католических экстремистов — то ущемяет. Однако, история возрату не подлежит. Правда, мне кажется, что прав католических не ущемляли тогда, это была не была борьба части православных против католиков, это была интервенция политического характера. Но опыт народный состоял в том, что победив поляков и, в конце концов, когда Польша потеряла свою самостоятельность, то тогда католичество ни в коем образом не притеснялось на территории Польши.
Куприн Александр. Челябинск: Здравствуйте! 4-го ноября в России будет впервые отмечаться День народного единства. Главная идея этого праздника, насколько я понимаю — гражданское объединение жителей России. На ваш взгляд сможет ли он со временем действительно приобрести тот смысл, который в него заложен и стать подлинно народным?
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Все зависит от народа. Такое внимание уделяется этому празднику, чтобы народ почувствовал, что это свое, народное.
Когда я учился в школе, то мы начинали изучать историю с революции. Сейчас другое время и мы можем объективно посмотреть на исторические события, извлечь уроки, обдумать примеры. А они доказывают, что в таких сложных обстоятельствах Россия сохранила свою независимость.
Этот праздник уникален, этим празником мы ассоциируем себя с тем духом, которым жила россия 400 лет назад. И, мне кажется, что мы настолько уникальное старое государство, что никто в Европе не может похвастаться таким древним праздником! И идея была такова, чтобы этот праздник помог человеку сориентироваться в реалиях современной жизни.
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: До свидания!