Время новостей | Андрей Денисов | 21.10.2005 |
— Но до сих пор Совбез придерживался в отношении Косово принципа «сначала стандарты, потом статус».
— Стандарты, безусловно, занимают главенствующее место в определении дальнейшего процесса. Но их осуществление — дело долгое и непростое. Генсек ООН Кофи Аннан на основе доклада Эйде сделал представляющийся нам приемлемым вывод о том, что, продолжая осуществление стандартов, пора переходить и к статусному процессу.
— То есть оба процесса будут идти параллельно?
— Разговор о статусе вовсе не означает закрытия проблемы стандартов. В докладе подчеркиваются недоработки в Косово по таким принципиальным вопросам, как положение нацменьшинств, свобода передвижения, децентрализация управления, сохранение православных святынь, в том числе внесенных ЮНЕСКО в мировое культурно-историческое наследие. Роль Миссии ООН в Косово, следящей за этим, лишь возрастает. Проработка идеологии будущего косовского процесса идет и в Контактной группе (КГ), включающей четырех из пяти постоянных членов Совбеза ООН — США, Россию, Великобританию, Францию, а также Италию и Германию.
— Неужели у членов Совбеза нет сомнений в целесообразности начала переговоров по статусу Косово?
— Предварительные экспертные консультации крупных расхождений не выявили. Вопрос обсуждался в КГ. К тому же у нас в Нью-Йорке есть и своя КГ, куда помимо членов «большой КГ» входят нынешние непостоянные члены СБ ООН от Европы — это Греция, Дания и Румыния. Но в процессе обсуждения возможны разные мнения.
— А если изменение статуса Косово вызовет в мире эффект домино, вдохновив непризнанные сепаратистские режимы?
— Значение этого очень деликатного и болезненного вопроса действительно выходит далеко за рамки Косово. Но проблему решать надо. Как у Льва Толстого «каждая семья несчастна по-своему», так и каждый межэтнический конфликт имеет собственную природу. Но при всех международных усилиях главное слово должно принадлежать народам и соответствующим странам. В данном случае — косово-албанской и сербской стороне, включая Сербию и сербское нацменьшинство Косово, как наиболее крупное из проживающих там нацменьшинств. Решение будет принято прежде всего ими при содействии международных посредников под эгидой ООН. Подводя стороны к болезненным для них решениям, недопустимо открытое давление и принуждение.
— Компромисс между албанцами и сербами возможен?
— Пока ситуация не слишком оптимистична. Косово-албанская сторона готова разговаривать только о независимости. Позиция сербской стороны реалистичнее — она готова обсуждать варианты.
— Премьера Сербии Воислава Коштуницу ждут на обсуждении в Совбезе?
— Мы исходим из того, что присутствие представителей Белграда было бы целесообразно.
— Как, кстати, восприняты в ООН события в Нальчике?
— Наши собеседники согласны, что питательной базой подобных экстремистских проявлений во многом является сложная социально-экономическая ситуация. А это вновь доказывает важность работы ООН по стимулированию развития, в том числе и на Северном Кавказе. Там еще только предстоит определить оптимальную модель экономического развития. Нальчик в комментариях наших коллег в ООН звучит как еще одно подтверждение опасности террористической угрозы, борьба с которой — дело всего международного сообщества, а не отдельных стран.
Подчеркивается и необходимость оценки событий с позиций уже принятых документов ООН по противодействию терроризму, включая резолюцию СБ ООН N1624 от 14 сентября 2005 года. В ней, в частности, подчеркивается недопустимость подстрекательства к терроризму. Государства в этой связи обязываются скорректировать национальные законодательства. Сейчас главная задача Генассамблеи ООН — доводка проекта Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. Абсолютное большинство членов ООН надеется на завершение работы над конвенцией в достаточно сжатые сроки.