Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 15.10.2005 |
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы является особым днем для учащих, учащихся, педагогов, сотрудников и всех, чья жизнь и деятельность связана с Московскими духовными школами. Сегодня мы «едиными усты и единым сердцем» возносили хвалу Господу и Его пречистой Матери за попечение, промышление и покровительство, благодаря которому благоустрояется Православная Церковь, обретая новых делателей в винограднике Божием.
Принося слова благодарности Всещедрому Богу за Его милости, мы должны с полной ответственностью сознавать, что вопрос богословского образования является одним из наиболее значимых для жизни Церкви. И сегодня от людей несущих свое послушание в духовных школах напрямую зависит будущее Православия.
Задача духовной школы вытекает из потребностей Церкви, которые во многом определяются условиями, в которых она совершает свое служение.
Обстоятельства жизни человека в современном информационном обществе существенным образом отличаются от условий бытия человека прошлых столетий. В соответствии с этим, наших современников волнуют проблемы, неведомые предшествовавшим поколениям христиан.
Однако, несмотря на все изменения, претерпеваемые человеческим сообществом, нам всегда нужно иметь в виду, что чрезмерное стремление к приобретению светских знаний, которыми живет общество, может нанести ущерб самому главному — способности осолять мир сей солью Евангелия: Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? (Мф.5,13) Основное дело духовных школ — воспитывать таких пастырей, которые могли бы всем вопрошающим дать адекватный и исчерпывающий ответ в духе святоотеческого предания.
Год назад, на Архиерейском Соборе я уже говорил о том, что «воспитанник семинарии, как будущий священник, в первую очередь призван стать духовным руководителем людей. Следует четко определить, что светское гуманитарное образование не должно являться самоцелью, оно лишь инструмент в деле общеобразовательной подготовки пастыря».
Неизменным остается основное призвание Церкви — свидетельствовать о Христе, дабы люди, среди которых осуществляется эта спасительная миссия «спаслись и достигли познания истины». (1Тим.2,4)
Это еще раз должно напоминать нам об апостольстве Церкви, о том, что сердца пастырей стада Христова должны быть открыты к нуждам не только «своих» прихожан, но и к потребностям тех, кто еще не обрел своего места внутри спасительной церковной ограды.
Церковь, по слову Писания, есть «Тело Христово» (1Кор.12,27), и дом Господень, промыслительно составляемый из христиан, призванных ко спасению благодатью Божией. В связи с этим ответственность пастырей, как «служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1Кор.4,1) весьма велика.
Следует иметь в виду, что пастырский долг — это не только профессиональная обязанность, связанная с необходимостью выполнения богослужебных функций, но ответственность перед Богом и Церковью за каждую душу, которую Господь привел в храм и за всех христиан, которых Христос вручил священнику.
Пастырство — это не профессия, которую можно освоить в профессиональном учебном заведении, это призвание, совершаемое Пастыреначальником Христом, свидетельствующим в Писании: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин.15,16).
Недопустимо отношение к пастырскому служению, при котором деятельность священника воспринимается в качестве варианта социального устройства и источника средств к существованию.
К сожалению, сегодня этот вопрос, ввиду продолжающейся секуляризации общества, становится одним их наиболее актуальных не только в области взаимоотношения Церкви и мiра, но и во внутрицерковной жизни.
Дух наемничества, совершенно недопустимый в трудах на ниве Христовой, неминуемо приводит к разрушительным для Церкви последствиям. Его невозможно скрыть от народа Божьего, всегда трепетно относящегося к облику и внутреннему устроению священника.
Христианство не может быть ограничено стенами храма. Оно призвано быть нормой повседневной жизни каждого члена Церкви Христовой и потому священник призван являть образец «здравого учения» (2Тим.1,13) и христианского жития по вере, как во время богослужения, так и во всех обстоятельствах своего земного пути.
Посему годы, проведенные в стенах духовной школы, должны стать не только периодом получения богословских и церковно-практических знаний, но и временем приобщения к духовным сокровищам и бесценным традициям Святого Православия, опытом подлинного воцерковления и созидания в душе воспитанников стремления к ревностному служению Церкви Божией.
Обращаясь ко всей профессорско-преподавательской корпорации и учащимся духовных школ, призываю вас, по слову Апостола «возгревать дар Божий» (2Тим.1,6) ибо «дары и призвание Божие» (Рим.11,29) неизменны во все времена.
Пусть ревность о благоустроении Церкви Христовой (ср.Ин.2,17), станет для вас определяющей в вашем нынешнем и предстоящем служении Господу, на благо Церкви и народа Божьего.
Желаю всем труждающимся на поприще духовного образования и студентам духовных школ обильных милостей от Господа. Да дарует Он вам, «по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши,… дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3,16−19).