Газета.GZT.Ru | Антон Иваницкий | 05.10.2005 |
В начале предстоит решить вопрос о том, следует ли допускать к причастию некоторых политиков-католиков. Обсуждение подобной проблемы в Ватикане — камень в огород канадского премьера Пола Мартина, «благословившего» закон о гей-браках и исповедующего точку зрения, что аборт — дело личного выбора. Святому престолу предстоит дать ответ на слова Мартина: «Я убежденный католик. Но я также политик, твердо верящий в разделение церкви и государства».
Долой целомудрие!
Как говорится в документе, специально подготовленном к началу работы синода, если в 1978 году один священник приходился на 1797 католиков, то в 2003 году один падре наставлял 2577 прихожан. Возрастает число уголовных дел против священников-насильников и педофилов, во всем мире распространяется релятивизм (теория об относительности моральных норм). Вследствие этого все больше родителей отказываются отдавать своих детей в семинарии, да и сами подростки не горят желанием выбирать путь вечных лишений. Кстати, австралийский теолог Фрэнсис Молони не исключает, что на синоде будет обсуждаться возможность отмены целибата — обета вечного целомудрия. Недавний опрос 15 тысяч священников в 55 епархиях США показал: 67% из них уверены, что эту тему имеет смысл обсудить на самом высшем уровне.
Обол Святого Петра
Потеря паствы ведет к уменьшению денежных пожертвований. По официальной информации Святого престола, именно пожертвования — так называемый Obolo di San Pietro («обол Святого Петра») — являются основой финансирования многих католических миссий. Сразу после избрания Йозефа Ратцингера понтификом стало понятно, что основная проблема, которую ему предстоит решить, — финансовая: в течение трех лет (с 2001-го по 2003-й) каждый год Ватикан заканчивал с бюджетным дефицитом. Однако бюджет 2004 года стал профицитным, правда, не за счет обола.
Здесь необходимо объяснить структуру управления финансами Римско-католической церкви. В ведении ее главного финансиста, председателя префектуры по экономическим делам Святого престола кардинала, Серджио Себастиани находятся два раздельных бюджета. Первый — бюджет Святого престола, в который включены Римская курия, дипломатические миссии, радио и инвестиционный портфель. Второй — бюджет города-государства Ватикан, куда входят храмы, музеи и почтовая служба. Так как обол используется понтификом на благотворительные цели, то Себастиани следит лишь за количеством пожертвований, а как распорядиться ими, решает Бенедикт XVI.
Святая бухгалтерия
Начнем с первого бюджета. В прошлом году доходы Святого престола составили 246,3 млн. долларов, расходы — 242,6 млн., профицит, таким образом, равнялся 3,7 млн. долларов. Правда, эту прибыль пришлось обеспечить существенными потерями: курия продала значительную часть недвижимости за пределами Рима и отказалась от открытия дополнительных зарубежных представительств (сейчас их 127). Зато Ватикан сумел поднять на 9% зарплату всем своим работникам (их 2663), а также увеличить дотации радио, которое, хоть и вещает на десятках языков в большинстве стран мира, но не размещает рекламу и не может быть прибыльным.
Инвестиционный портфель принес в прошлом году доход в 7,3 млн. долларов. По словам главного бухгалтера Святого престола Паоло Тромбетта, 80% портфеля состоит из правительственных облигаций, 20% вложено в акции. При этом Ватикан категорически отказывается скупать акции компаний, производящих противозачаточные средства и торгующих оружием. Кстати, в прошлом году экономисты Себастиани умело увернулись от потерь, связанных с падением доллара по отношению к евро (доходы церковь получает в основном в долларах, а расходы производит в евро). Если в 2003 году такие потери составили 42,8 млн. долларов, то в прошлом — всего 17,9 млн.
Прибыль государства-города Ватикан составила 6,4 млн. долларов. Если в предшествующие годы главными жертвователями были католики США и Германии, то сейчас каждая из развитых католических стран вносит примерно одинаковую лепту. В прошлом году обол Святого Петра потянул на 51,7 млн. долларов, что на 7,4% меньше результата 2003 года. Есть и другая форма пожертвований: прихожане и епархии дают деньги на функционирование церкви, а не на благотворительность. Эти доходы составили в 2004 году 27,2 млн. долларов, то есть на 8% больше, чем в предыдущем году.