Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 29.09.2005 |
Приветствую вас, уже второй раз встречающихся для обсуждения самых актуальных вопросов сегодняшнего дня и делающих это с именем преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского на устах и в сердце.
Для своей нынешней встречи вы избрали тему «Россия в духовных поисках современного мира». В наши дни стало очевидным, что значительная, если не большая часть человечества отказывается признавать материальное благосостояние своей главной целью. Духовная жажда не перестает томить людей, принадлежащих ко всем народам, по слову Господа и Спаса нашего Иисуса Христа: «…Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).
Революции и войны двадцатого столетия наряду с культурными и научно-техническими достижениями привели к тому, что миллионы людей утратили непосредственную принадлежность к своей собственной духовной и культурной традиции. Так что многообразие ведущихся ныне духовных поисков весьма велико. Но мы хорошо знаем, что не все пути ведут ко спасению. На стезях духовного поиска немало искушений и опасностей, и благо тем, кто нашел в себе силы ввериться надежному попечению, проверенному опытом поколений.
Как выглядит Россия в глазах современного мира? Соизмеряется ли этот ее нынешний образ с образом Святой Руси, который остался нам в наследство от прежних поколений? Следует ли наша деятельность, осуществляемая в науке, культуре, экономике, государственном управлении, международных отношениях, христианским идеалам добра, милосердия, справедливости? Готовы ли мы прикладывать к собственным делам и намерениям те мерки, по которым измеряли свою жизнь наши праотцы — создатели, устроители и защитники России?
Символично, что эти насущные вопросы звучат сегодня в стенах Московского государственного института международных отношений, готовящего специалистов по диалогу России с внешним миром. Зашита международных интересов Отечества всегда была сложным и ответственным делом, требующим как незаурядных знаний и умений, так и духовных добродетелей -веры в Россию и верности своему народу. В наши дни эта работа проходит в новых условиях. В мире все чаще звучит тревога по поводу экспансии транснациональных корпораций, ослабления государственного суверенитета, размывания национальных культур. Все эти явления объединяют в понятии гло-бализации. Этот вызов традиционной культуре и традиционным ценностям совершенно реален. Столь же реальны и угрозы, которые несет с собой так называемый «новый мировой порядок».
Но ответить на вызов глобализации невозможно, изолировав себя от нынешних реалий, питая свою душу одними воспоминаниями о нашем былом величии. Сохранить Россию и защитить православную веру в сегодняшних условиях, как и в прошлые века, можно, лишь открыто свидетельствуя всему миру о том, что определяет наш исторический выбор, делает тысячелетнюю русскую цивилизацию неповторимой, уникальной, нужной всему человечеству. Снова, как и две тысячи лет назад, мы должны услышать обращенный к нам голос Спасителя: «…Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19−20).
В сегодняшнем мире, сложном, противоречивом, часто опасном и больном, мы должны в полный голос говорить всем ныне живущим о наших спасительных и животворящих святынях. Наследие русской святости должно быть заново прочитано и услышано современным человечеством. Практические усилия в этом направлении должны стать общим делом тружеников Церкви, науки, образования, государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации. Только на этой основе мы сумеем найти силы и для того, чтобы на равных говорить с представителями всех народов и цивилизаций, и для того, чтобы построить в самой России достойную и благоустроенную жизнь, найти духовную основу для развития в нашей
стране высокой культуры, новых научных направлений, самых совершенных технологий.
Трудиться над решением столь масштабных задач, не впадая в духовные заблуждения, можно лишь при постоянном обращении к смирению и трезвомыслию. Но глубокое смирение, осознание всей тяжести наших грехов, трезвая и суровая самооценка не должны приводить к унынию. Вспомним, что младший современник и духовный наследник Серафима Саровского преподобный Амвросий Оптинский наставлял своих духовных чад такими словами: «При немощах и неисправностях кайся и смиряйся, но не смущайся». Сохранить и приумножить Россию — наше общее послушание. Мы сумеем исполнить его в том случае, если в нашем состоянии станут пре-обладать смирение, мир, любовь и радость, заповеданные нам преподобным Серафимом. Достичь этого с Божией помощью — в человеческих силах. Об этом говорит весь опыт русской святости, предшественников и преемников преподобного Серафима Саровского. Надеюсь, что ваша конференция станет еще одним практическим шагом по усвоению всей значимости этого животворящего наследия для судеб нашей любимой Родины и всего мира.
Желаю всем участникам этого высокого собрания успешной работы сегодня и в предстоящие дни, которые вы намерены провести в местах преподобного Серафима, на земле Дивеева и Сарова.
Божие благословение да пребывает со всеми вами.