Митрополит Македонской церкви призывает дать архиепископу Йовану Вранишковскому приход в Сербии
Несмотря на признание необходимости диалога Македонской и Сербской Православных Церквей, выраженное в письме президента Македонии Бранко Црвенковского Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, видный иерарх Македонской церкви заявил, что диалог невозможен, пока СПЦ «не заберет из Македонии своего экзарха Йована Вранишковского». В опубликованном 5 сентября интервью митрополит Брегальничский Агафангел подчеркнул, что переговоры с сербскими архиереями могут начаться, когда те упразднят «так называемую Охридскую архиепископию», а ее главе «предоставят один из приходов в Сербии». Просьбу Московского и Константинопольского Патриархов об освобождении архиепископа Йована Вранишковского представитель МПЦ прокомментировал так: «Не мы его посадили. Он сам хотел ареста, чтобы оказаться мучеником». Вместе с тем митрополит Агафангел подтвердил, что считает тюремное заключение своего бывшего собрата заслуженным. Ожидается, что дело архиепископа Йована, отбывшего в тюрьме «Идризово» близ Скопье уже более 40 дней лишения свободы, в текущем месяце рассмотрит Верховный суд Македонии. Указание на необходимость завершения судебной процедуры, содержащееся в ответном письме главы македонского государства Предстоятелю Русской Церкви, в дипломатических кругах было воспринято как намек на возможность освобождения иерарха СПЦ по решению Верховного суда, который является последней инстанцией судопроизводства. В ОВЦС МП подтвердили, что вчера письмо Б. Црвенковского было получено через посольство Македонии в Москве. «Принцип разделения властей, на который указывает президент Црвенковский, хорошо известен, — сказал секретарь ОВЦС протоиерей Николай Балашов. — Однако мы исходим из того, что при наличии доброй воли освобождение заключенного архиерея может состояться без нарушения конституции Республики Македония и ее законодательства». Вместе с тем отец Николай положительно оценил тот факт, что в письме главы балканской республики отмечена необходимость решать церковные разногласия путем диалога между Церквами, а также признано важным не создавать новых препятствий на пути диалога. Газета «Дневник» / Интерфакс