Русская линия
Седмицa.RuСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)15.08.2005 

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на встрече с молодежью в Калуге

Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый Анатолий Дмитриевич, дорогие представители молодого поколения Калужской области!

Рад приветствовать Вас на гостеприимной Калужской земле, освященной подвигами сонма русских подвижников веры и благочестия.

Особенно отрадно видеть сегодня на этом собрании молодых людей, тех, кому принадлежит будущее нашей страны и общества.

Наименование молодежи «нашим будущим» вошло в русскую речь давно и стало расхожим утверждением, часто не воспринимаемым с той степенью серьезностью, которая требуется при повествовании о столь значимом вопросе. Как правило, это выражение понимается в том смысле, что естественный ход жизни постепенно приводит к смене одного поколения другим. Конечно же, было бы бессмысленно спорить с этим очевидным фактом, однако всякий человек склонен надеяться на лучшее и черпать в этой надежде жизненные силы. Именно поэтому когда мы говорим о будущем мы хотим думать, что впереди наше общество, наше государство, нашу семью ожидает развитие и процветание.

В этом смысле молодое поколение подобно юным росткам на пространстве жизненного поля, каждый из которых призван принести добрый плод обществу, государству, своей семье. Насколько обильными будут эти плоды и сколь полезны будут они для окружающих — вопрос отнюдь не праздный. К сожалению, история дает нам богатый материал для размышлений, заставляющий задуматься о том, почему иногда вместо добрых плодов человек, обретает на пажити своего сердца волчцы и тернии заглушающие добрые побеги.

Не так давно, в минувшем XX веке деструктивные, асоциальные поступки пытались объяснить неблагоприятными условиями, в которых формировалась личность, и потому лекарством от этого недуга считалось изменение условий бытия человека, что в совокупности с предлагаемыми для следования моральными нормами «строителя коммунизма» должно было привести к полному качественному изменению характера и мироощущения каждого конкретного члена общества.

Следует прямо сказать, что советская воспитательная система сумела достичь определенных успехов, которые на первый взгляд казалось, подтверждают правильность используемых методов. Государство в этот период развивалось очень активно, страна добилась заметных успехов в промышленном производстве, освоении целинных земель, развитии научных отраслей знания, создании космической и военной техники. Наиболее ярким положительным примером такого рода стала Победа, одержанная над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Примечательно, что социалистические нормы поведения, по которым предлагалось выстраивать свою жизнь человеку, были внешне близки к заповедям Христовым. Фактически этим признавалось непреходящие значение (по крайней мере, в социальном плане) нравственных религиозных норм, при общем атеистическом настрое всей идеологической ситемы.

И вместе с тем, несмотря на столь потрясающе эффектные успехи, конец советской системы был крайне печальным. Почему же произошло это падение колосса, столь внушительного и пугающего, чье могущество как оказалось держалось на глиняных ногах?

Причина этого — отсутствие у государственной идеологии того времени внутреннего стержня, дающего всей системе прочность и цельность. Моральные нормы выглядевшие как безусловно положительные не имели за собой самого главного — обоснования необходимости их исполнения, которое и не могло существовать в системе ценностей, построенной исключительно на материалистической концепции восприятия мира.

Печальный опыт прошлого может быть творчески переосмыслен и совершенные ошибки должны подвигнуть нынешнее поколение россиян к усвоению уроков истории. Вместе с тем, признание ошибочности идеологического курса советского государства не должно порождать забвения или осуждения подвига целых поколений наших предков не щадивших своих сил, а часто и самой жизни ради благополучия ближних и блага Отечества.

В нынешнем 2005 году Русская Православная Церковь вместе со всем российским обществом, органами государственной власти Российской Федерации торжественно праздновала шестидесятилетний юбилей Великой Победы. Подвиг наших отцов и дедов, явленный на полях сражений Второй Мировой войны с очевидностью продемонстрировал силу духа русского народа, способного в годину испытаний забыть все обиды, скорби и неурядицы и встать плечом к плечу на защиту своей земли.

В годы войны весь наш народ явил чудеса мужества и героизма, чем еще раз засвидетельствовал неразрывную связь со своим историческим прошлым, героями минувших столетий, которые отстаивали независимость Родины под стягами Святого Православия. Вместе с тем, даже богоборческим властям стала очевидной внутренняя, часто сокрытая от внешнего мира глубина веры в Бога и надежды на его благой Промысел, таившаяся в сердцах многих сыновей и дочерей нашего Отечества. Это побудило государственную власть Советского Союза по-новому взглянуть на роль веры в жизни страны и каждого отдельного человека, следствием чего стало постепенное ослабление гонений на Церковь и постепенное оживление религиозной жизни.

Надеюсь, что сей прекрасный пример преданного служения Родине будет воспринят современным поколением молодых людей как образец для подражания, ибо независимо от того в каком веке судил жить нам Господь перед каждым из нас лежит святая обязанность защиты своего Отечества, охранения его исторического достояния, попечения о судьбе вверенной нам духовной традиции.

Вместе с тем, очевидно, что нельзя быть подлинным сыном своего Отечества, своей страны не зная ее истории, будучи чуждым ее религиозно-культурного наследия. Русский философ Иван Васильевич Киреевский, уроженец Калужской земли и духовный сын Оптиной пустыни, 200-летний юбилей со дня рождения которого будет праздноваться в следующем году, со свойственной ему глубиной мысли определил ту цель, которая должна стать определяющим началом в жизни каждого молодого человека, на каком бы месте он ни трудился:

«Одного только желаю я: чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, вполне проникли убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своей полнотой, дали ему высший смысл и последнее развитие, и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей Православной России».

Суть Православия состоит не в строительстве стен, возведении куполов и золочении крестов, но в приобщении человека к Божественной жизни. Храм — это место где человек встречается с Богом, где он может по слову Писания соделаться «причастником божеского естества» (2 Пет.1. 4), узреть невыразимую красоту духовного мира и стать для других людей свидетелем Истины.

Убежден, именно с Православием связана будущая счастливая судьба России и потому говоря сегодня перед лицом тех, кого именуют «нашим будущим», я обращаюсь к Вам с пожеланиями быть добрыми преемниками традиций своих великих предков, чьими силами и чьей верой было создано могущественное Российское государство и великая русская культура, наследниками которой судил быть нам Господь.

Желаю всем вам милостей Божиих и добрых успехов на всем вашем жизненном пути.



Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru