Русская линия
Вера-Эском Михаил Сизов11.08.2015 

Пить или не пить

Михаил СизовДавний наш автор, которого считаю другом, написал на днях: «Миша, здравствуй! Надеюсь, ты не подумал, что я окончательно разобиделся и порвал отношения. Это дело неправославное и непродуктивное..» Не сразу понял, о чём он. Вот так, за мельтешением дел, и не увидишь, что кого-то, возможно, обидел. Начинаю вспоминать.

Было это на Рождество. Мы перепечатали фрагменты перевода англоязычной книги «Афонские рецепты». Там говорится о марках вина, производимого на Святой Горе, и что монахи в некоторых монастырях четыре дня в неделю пьют его за едой. Авторы утверждают, что «умеренное потребление спиртного считается одной из причин долголетия монахов Святой Горы». И вот получаю письмо: «Я прочитал последний выпуск „Веры“, и меня неприятно царапнуло. Речь о несколько раз повторенном постулате „о пользе красного вина“. Что это, как не искушение?» Отвечаю ему в том духе, что у нас в старину и соловецкие монахи здоровье вином поддерживали — это как на подводной лодке, где вино в рацион входит, особые, так сказать, климатические условия. Главное — в меру. Он отвечает: «Знаешь, возможно, в ваших широтах дело в глубинке обстоит лучше с выпивкой и дураками. Ваши земляки хорошо понимают, что такое „умеренное потребление“ алкоголя. У нас же для многих спасение — полный отказ от употребления, но не всегда „хватает пороху“ на это. А тут ещё добрые и умные советчики, особенно „православно-либерального“ толка. Нетвёрдо вставшему на путь перемен немного и надо!»

Вот, задел человека. И напутал к тому же — позже нашёл я исследование о соловецком уставе: «Вино на трапезе никогда не предлагается инокам; только в праздничные дни для старейшей братии разрешается употребление винной порции, по благословению настоятеля, в келарской комнате».

Но мы же не монахи?

Эту последнюю весточку от друга я прочитал, вернувшись из железнодорожного крестного хода, посвящённого памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского. А там был такой эпизод. В храме-вагоне в сослужении священников совершал молебен епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев). По окончании его владыка сказал проповедь, больше похожую на дружеское увещевание:

«Кто-то слышал из вас имя протоиерея Виталия Бакуна?

— Да. Ясиноватая. ДНР, — раздались голоса.

— А слышали его обращение к братьям-пастырям? Он говорит: «Мы с вами, братья-пастыри, в любую минуту можем быть призваны к какому-то умирающему человеку. И если мы не трезвы, то свой пастырский долг исполнить не сможем». Нам же надо зайти в алтарь, взять Святые Дары, а это грех — их брать руками пьяного".

Далее владыка поделился своим опытом, мол, в любой ситуации можно воздержаться от винопития:

«Знаете, когда стал вопрос о моём архипастырстве, тоже были волнения по этому поводу, что придётся общаться с мирскими, участвовать в разных мероприятиях. Но, слава Богу, оказалось несложно. Может, я придумываю себе, но на том же заседании Священного Синода, где я был избран, была принята Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. И в тот же день, 25 июля прошлого года, Синод установил праздник День трезвости, который мы все будем отмечать ежегодно 11 сентября. Почему именно праздник? А потому, что трезвость и есть праздник человеку. Бороться с пьянством бесполезно, надо утверждать трезвость в положительном ключе, показывая радость здорового образа жизни. Как это сделать? Мне дан наказ подготовить учебный предмет по трезвости. Если кто не знает — до революции в некоторых семинариях читался курс науки о трезвости. Этому надо учить наших детей, наших внуков. Если у кого есть вопросы, я в 6-м вагоне на 9-м месте».

Владыка собрался уже уходить, и мне пришлось поспешить со своим вопросом. Пока он говорил проповедь, я сообразил, почему он вдруг начал со священника из ДНР. В поезде всё было тихо и чинно, за исключением купе, в котором ехали батюшки из Донецкой и Ростовской епархий. Ну, взяли они на станции несколько бутылок пива, что такого? Просто жизнерадостные люди. И радоваться-то есть от чего, особенно донецким: из войны вдруг попали в мирную страну — чего же не расслабиться? Стрессы ведь надо лечить. Эти свои мысли владыке я не стал излагать, задал другой вопрос, но так получилось, что он ответил и на них. А спросил я про архангельские деревни, мимо которых ехали. Там ведь некоторые совсем спились: не поздно ли учить их трезвости?

— У меня отец тоже из деревни, — ответил епископ Виктор. — И он говорил, что первый раз попробовал спиртное только перед отправкой на фронт. Его отец съездил в город, продал воз сена, купил чекушку — и вот, сколько за столом сидело, на всех эту чекушку разлили.

— А из какой он деревни?

— Это на реке Каме, сейчас той деревни нет, снесли. И он дальше рассказывал. На фронте давали «наркомовские» сто грамм. Солдату — как слону дробина. И делали так: сегодня я выпью твоё, а завтра ты моё, чтобы по двести выходило. И вот его товарищ двести принял, в полный рост встал, а его снайпер раз — и нету. И я, говорит, вообще отказался от этих «наркомовских».

— Почему раньше крестьяне не пили, а сейчас пьют?

— Им некогда было. И ещё умели радоваться жизни без каких-то искусственных стимуляторов. Верующий человек — цельный человек, лишнего ему не надо.

В том же «иоанно-кронштадтском» поезде должен был ехать игумен Феодосий (Нестеров), поскольку в Архангельске он возглавляет общество трезвости имени св. прав. Иоанна Кронштадтского. Пообщаться с ним не довелось, но понравилось его выступление в СМИ 26 июня, в Международный день борьбы с наркозависимостью. Он тоже говорил вовсе не о «борьбе», а вещах положительных: «Стойкий иммунитет к зависимостям вырабатывается только тогда, когда у человека есть сознательная активная позиция по отношению к жизни — то, что называют мировоззрением, убеждениями. Это понимание своего места в мире, своего назначения, своего призвания». Если человек осознаёт свою ценность перед Богом и людьми, то станет ли он так бездарно, упиваясь водкой, разбазаривать свою жизнь?

И вот что теперь ответить моему другу? Мол, деревенские пьяницы-доходяги сами виноваты, ибо нет у них активной позиции? А мы, мол, знаем свою ценность и потому можем и четыре раза в неделю, «по-афонски», и поболе усладиться вином? Вроде всё так. И что-то не так. Ответа я не нашёл.

http://vera-eskom.ru/2015/07/pit-ili-ne-pit/

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика