Православие и современность | Священник Сергий Кляев | 10.08.2015 |
9 августа (по новому стилю) Церковь вспоминала святого великомученика Пантелеимона. Верующие часто просят этого угодника Божия ходатайствовать перед Богом об исцелении. О том, что такое здоровье и болезнь, в чем корни возникновения недугов и как правильно к ним относиться, наш разговор с настоятелем храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня при Межъепархиальном учебном центре во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Саратова, в прошлом детским реаниматологом протоиереем Сергием Кляевым.
Воспитание «ослика»
— Отец Сергий, Вы по образованию врач. В какой момент Вы лично для себя поняли, что здоровье — категория не только телесная?
— Я работал в реанимации роддома в 90-е годы. Время было сложное, зачастую родителям приходилось самим приобретать нужные малышу препараты. И я видел порой, как у одного ребенка было все необходимое, но спасти его почему-то не удавалось, а у другого была, может быть, только молитва родителей — и он так же необъяснимо шел на поправку. Если бы всё объяснялось только телесным, как бы это могло быть? Тогда же заметил, что многие маленькие пациенты, лежащие в реанимации, выздоравливали после Крещения.
— В восприятии людей здоровье — особая ценность. При встрече мы желаем друг другу здравствовать. Поздравляя друг друга с днем рождения, в первую очередь желаем здоровья. Да и в храме мы подаем записки «о здравии». Какова роль здоровья в жизни человека с точки зрения врача и с точки зрения священника?
— Не думаю, что эти точки зрения противоречат друг другу. Как врач сказал бы, что здоровье — это хорошее качество жизни. Когда у человека ничего не болит, ничто не мешает ему жить той жизнью, какую он для себя наметил. С точки зрения священника здоровье — это когда совесть спокойна, когда человек в мире с Богом. Но тело необходимо поддерживать, чтобы проходить свой земной путь. Святые отцы сравнивали тело с осликом, который везет душу в рай. Если ослика не докормишь, он ослабнет и упадет. Если перекормишь — взбесится. Мы должны относиться к своему физическому телу бережно: соблюдать режим работы, сна, правильно питаться, заниматься спортом. Я и сам, когда есть время, хожу в фитнес-центр для поддержания физической формы. Но должна быть правильная иерархия: дух — первичен, тело — вторично.
— Как раз у верующих, воцерковленных людей нередко встречается несколько неуважительное отношение к своему физическому здоровью. Занятия спортом порой считаются чуть ли не грехом. В случае болезни рассуждают так: если Господу угодно, чтобы я выздоровел, я поправлюсь, а нет — тогда зачем лечиться?
— Апостол называл тело человека храмом живущего в нас Духа (1 Кор. 6, 19), и если мы разрушаем этот храм, то совершаем грех перед Богом. Есть вещи, которые от человека не зависят, и бывает, что болезнь действительно посылается как вразумление от Господа. Но есть очень много вещей, которые зависят от человека, — это, прежде всего, здоровый образ жизни. Пренебрегать здоровьем — значит пренебрегать даром Божиим. А рассуждения «мы не пойдем к врачу, лучше попьем святой водички и помажемся маслицем» — не правильные. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (Сир. 38, 1−2, 4). Так говорится в Ветхом Завете. Кто мы, чтобы оспаривать наказ Божий?
Болезнь как дар Божий
— Священники часто говорят о том, что болезнь — следствие нарушения связи души человека с Богом. Но ведь и святые, которых в такой потере связи трудно заподозрить, болели.
— Некоторые святые себе болезни даже вымаливали, как, например, Паисий Святогорец. Очень слабы здоровьем были преподобный Амвросий Оптинский, преподобный Пимен Многоболезненный, и они на протяжении всей жизни принимали свое состояние как благословение Божие. На таких людях сбывались словасила Божия в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12, 9). Как мы помним из книги Иова и беседы апостолов с Господом о слепорожденном (см.: Ин. 9, 1−7), болезни не всегда являются наказанием за грехи. Чтото порой посылается для вразумления, чтобы человек опомнился, изменил образ жизни, чтото — для того, чтобы избавить от беды, в которую человек попал бы, будучи здоровым и беспечным. Вот почему многие святые искренне радовались недугам, говоря: «Посетил меня Господь».
— А если взять обычного человека?
— Все-таки одной из основных причин болезни является грех, причем именно персональный грех болеющего человека. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились (Иер. 30, 15). В Евангелии практически на каждой странице говорится о том, что Господь исцелял тех, кто к Нему приходил или кого к Нему приносили. И чудо всегда сопровождалось духовным назиданием.
— Люди порой говорят, что хотели бы быстрой смерти: раз — и нет человека. Только бы не долгая болезнь. Что можно на такие высказывания ответить?
— Если взглянуть на тяжкую длительную болезнь через призму вечной жизни, то окажется, что это особый Промысл Божий, подарок человеку: такой больной, с одной стороны, знает, что через какое-то недолгое время умрет, а с другой стороны, у него есть еще время подготовиться к смерти. В моей священнической практике были случаи, когда я причащал раковых больных, которые со смирением переносили этот недуг. Они пересмотрели свою жизнь, принесли покаяние и подходили к рубежу жизни без смятения духа, который часто сопровождает человека, далекого от Бога. Это на самом деле милость Божия, надо это только осознать. Но мы по своему маловерию, малодушию ропщем, обижаемся, скорбим. Кто найдет в себе мужество увидеть свою жизнь глазами Бога и примириться с Ним, для того болезнь действительно дар Божий. И в то же время не хотелось бы внезапной смерти без покаяния.
Кому убирать мусор?
— Есть такое распространенное мнение, что болезни детей — это кара Божия за грехи родителей. Оно имеет под собой основание?
— Бог никого не наказывает, но есть такое понятие, как родовой грех. Бытовой пример приведу: родители приехали весной на дачу, собрали мусор и выбросили мешок через забор, на соседний участок. Приезжают их дети. Соседи к ним: «Вот ваши родители что сделали, уберите». Дети говорят: «А мы ни при чем! Мы же не бросали вам мусор». Соседи говорят: «Да, вы приличные люди, но дача — ваша, мусор — ваш, будьте добры убрать». Дети не виноваты, что родители намусорили, но все равно убирать детям придется. Так и в духовной жизни: грехи родителей могут быть настолько серьезными, что пока дети не уберут этот духовный мусор покаянием, правильной жизнью, добрыми делами, они могут иметь скорби, болезни, потери, неустроенность.
Конечно, с человеческой точки зрения болезни детей — это абсолютная несправедливость. Но если подумать о вечности и глубоко рассмотреть каждый отдельный случай, то обнаружится причинно-следственная связь, которая проявится либо, как уже было сказано, в прошлом родителей или даже еще более старшего поколения, либо она проявится в будущем, и мы увидим какие-то серьезные перемены в жизни семьи и самого ребенка. В любом случае надо помнить о милосердии Божием, о том, что Бог любит каждого ребенка и дает ему то, что для спасения его души нужно более всего. Когда человек сталкивается с таким несчастьем, как болезнь своего чада, он обычно об этом забывает, но если он все-таки доверится Богу и в молитве смиренно попросит открыть ему замысел Божий, то он узнает и зачем, и почему. Вся беда в том, что первым у нас идет отрицание. Мы не принимаем волю Божию, поэтому воспринимаем болезнь только как несчастье.
— Но молиться об исцелении можно?
— И можно, и нужно. Только в конце молитвы не забывать сказать: «Но не как я хочу, а как Ты».
Крест для всей семьи
— Знакомая жалуется, что ей очень тяжело ухаживать за больным папой. Что посоветуете?
— Уход за тяжелобольным человеком — особый крест. Есть даже молитва о том, чтобы ухаживать за больным с любовью. Но раз Бог послал такое испытание, надо отнестись к нему не как к наказанию, а как к возможности. Знаете, некоторые святые специально брали себе в келью тяжелобольного брата или просто мирянина, чтобы ухаживать за ним. И если обычный человек безропотно, с любовью ухаживает за отцом, матерью или ребенком, этот подвиг служит спасению его души. Когда бывает тяжело, надо просить у Бога сил и терпения, и Он обязательно даст. Мне рассказывал человек, который ухаживал много лет за лежачей бабушкой, что когда у него иссякали силы, он молился и чувствовал такое утешение, что раздражение и усталость как рукой снимало. И, конечно, если больной является верующим и крещеным человеком, обязательно нужно исповедовать, причащать и соборовать его. Участие в Таинствах дает большое облегчение болящему.
— Еще одним столь же тяжелым крестом можно, наверное, назвать алко-, нарко- или какую-то еще зависимость кого-то из близких.
— Иеромонах Анатолий (Берестов), по профессии врач-невропатолог, много лет занимающийся помощью зависимым, говорит, что существуют два обязательных условия излечения: желание человека и его участие в церковных Таинствах. И врачи-наркологи отмечают, что исцеление получают те, кто начинает вести правильную духовную жизнь, начинает бороться со своими страстями, прежде всего с гордостью, поскольку среди зависимых очень много гордецов, которые считают себя выше других. Вот почему без духовного уврачевания никакие виды лечения зависимостей не дают стойкого эффекта.
— А если человек не хочет или не может бороться, настолько страсть поработила его волю?
— Члены семьи должны подключиться для изменения этой ситуации. Зависимость — трагедия не одного человека, это именно общая беда всей семьи. И порой зависимость попускается как раз для вразумления всех остальных членов. Знаю много случаев, когда люди избавлялись от алкоголизма по молитвам жен, матерей, детей, и при этом вся семья открывала для себя дорогу ко спасению.
Газета «Православная вера» № 15 (538)
|