Российская кооперация | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 04.08.2005 |
Но одновременно наше общество столкнулось с кризисными явлениями в экономике, социальной сфере и политической жизни. Становление нового строя не обошлось без издержек. Люди, долгое время находившиеся в жестких идеологических рамках, раскрепостились. Произошло «опьянение свободой». Этим не преминули воспользоваться враждебные обществу и государству силы. И тогда Церковь противостала обесцениванию человеческой жизни, культу наживы, разгулу сект, утверждению «права силы» и нравственной распущенности.
Осенью 1997 года был принят новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого особо упоминаются Православие и другие традиционные религии. Данный закон явился плодом непростого общественного компромисса, способствовал позитивному развитию церковно-государственных отношений и в целом укреплению стабильности в России.
— Российский народ с огромной благодарностью и признательностью воспринимает Вашу неустанную деятельность по возвращению когда-то утраченных православных святынь. Проводится ли такая работа и сейчас?
— Слава Богу, святыни возвращаются в храмы. Так, недавно музыкант Георгий Анатольевич Бронецкий передал Русской Православной Церкви собранные им древние иконы. Из-за рубежа вернулся крест, венчавший главу Софийского собора в Новгороде и вывезенный испанскими военными в 40-е годы. Конечно, процесс обретения святынь еще далек от своего завершения: вспомним, что приходы и монастыри в безбожные годы подверглись варварскому разграблению. По моему убеждению, иконы, другие святыни, предметы церковного обихода не должны храниться в запасниках музеев. Подлинное их место — в Доме Божием.
— В последние годы не совсем благополучно складывались отношения Русской Православной Церкви с Ватиканом. Намечаются ли какие-то позитивные изменения после избрания нового Папы?
— Мы положительно воспринимаем заявления новоизбранного Папы Римского о необходимости улучшения отношений между Римско-Католической и Православной Церквями. Однако, как отметил сам Папа Бенедикт XVI в одном из своих выступлений, одних заявлений недостаточно, нужны конкретные шаги в этом направлении. Так, мы убеждены, что для достижения реального прогресса в наших взаимоотношениях необходимо прежде всего отказаться от миссионерской деятельности католиков в отношении традиционно православного населения в России и других странах СНГ, что, к сожалению, до сих пор имеет место. Мы также должны найти пути для устранения напряженности между православными и греко-католиками на Украине. Мы ожидаем от нового руководства Римско-Католической Церкви проявления доброй воли в разрешении этих проблем, что крайне необходимо для взаимодействия наших Церквей в деле отстаивания и проповеди традиционных христианских ценностей в современном мире.
— Как Вы оцениваете современные средства массовой информации? Что бы Вы хотели пожелать российской молодежи, чтобы избежать искушений и уберечься от растления?
— Призвание средств массовой информации — своевременно доносить до людей достоверные сведения о происходящих в стране и мире событиях. В наше время средства информации во многом формируют представление человека о тех или иных явлениях и процессах, серьезно влияют на становление личности. Вот почему журналистам необходимо в полной мере осознавать свою ответственность за развитие общества, за созидание человеческих душ. Совершенно недопустима пропаганда жестокости и половой распущенности, стяжательства и нигилизма. Молодежь должна воспитываться на добрых примерах, которых в нашей истории и современной жизни предостаточно.
Моим молодым согражданам хотел бы напомнить библейские слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, :и помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 11:9; 12:1).
— Ваше Святейшество! В светской прессе публикуется крайне мало материалов о Вашей личной жизни. Наши читатели очень хотели бы узнать о Вашем режиме дня, Ваших увлечениях. Часто ли в повседневной жизни Вы обращаетесь за помощью и заступничеством к Вашему небесному покровителю — святителю Алексию? Удается ли Вам следить за событиями культурной жизни? Какой вид искусства Вам наиболее близок? Каких животных Вы любите и содержите?
— День для меня начинается в половине восьмого. Он всегда насыщен различными событиями. Преимущественно это богослужения, встречи с людьми, работа с документами. Рабочий график, как говорится, расписан по минутам. Нередко беру в Переделкино, где я живу, «домашнее задание» — бумаги, которые не удалось рассмотреть в течение дня. Отхожу ко сну не ранее часа ночи.
Стараюсь постоянно совершать богослужения, в чем нахожу великую поддержку своим силам. Люблю служить в Богоявленском кафедральном соборе, в котором почивают мощи моего небесного покровителя — святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. В дни великих праздников Патриаршие богослужения обычно совершаются в соборном Храме Христа Спасителя. Но еще чаще приходится совершать богослужения в других храмах и обителях, особенно в соборах Кремля, Троице-Сергиевой Лавре, приходах Москвы.
Удается ли мне следить за событиями культурной жизни? Из-за загруженности на это практически не остается времени. Сейчас восстанавливается множество храмов, так что определенные познания в области архитектуры, по сути, необходимы. Когда удается, перечитываю духовную литературу, из светских авторов предпочитаю Чехова, Тургенева, Лескова. Слушаю классическую музыку. Люблю в редкие часы досуга собирать грибы, общаться с «братьями меньшими». В резиденции есть подсобное хозяйство, где мы держим коров, коз. А дома живут собаки, кошки, птицы.
— Святейший Владыко! Вы неоднократно встречались с Председателем Совета Центросоюза России Валентином Филипповичем Ермаковым, обменивались информацией о проводимой Центросоюзом работе по осуществлению социальной миссии на селе, борьбе с бедностью, безработицей, бездуховностью, о ходе выполнения подписанного в 2003 году Соглашения о сотрудничестве Московского Патриархата и Центросоюза России. Как Вы оцениваете принимаемые кооператорами в этом направлении усилия?
— Сотрудничество Русской Православной Церкви и Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации успешно развивается. Благородная миссия борьбы с бедностью и духовным оскудением жителей села, взятая на себя кооператорами, заслуживает самой высокой оценки.
Организации потребительской кооперации помогают нам восстанавливать монастыри и храмы, оказывая материальную поддержку, помогая транспортом и работниками. Кооператоры содействуют духовно-просветительской работе на селе. Распространение через торговые точки духовной литературы, систематическое освещение церковной жизни в газете «Российская кооперация» и журнале «Деловой вестник» способствуют утолению духовного голода людей, насильственно оторванных от своих православных корней в годы богоборчества. Необходимо также отметить, что уже в течение нескольких лет в учебных заведениях потребительской кооперации молодежь познает основы православной культуры.
Хотел бы пожелать читателям газеты «Российская кооперация» и всем сельским жителям не отчаиваться в тяжелых обстоятельствах, сохранить в себе ту отзывчивость и душевную теплоту, рассудительность и духовность, которые всегда были свойственны населению нашей «глубинки».
Желаю всем вам благословенных успехов в трудах, предпринимаемых во славу Божию. Верю: если наш народ искренне обратится ко Господу, то мы сможем «все преодолев, устоять» (Еф. 6:13), в чем да поможет нам Бог по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых, в земле Российской просиявших.
Опубликовано на сайте Седмица.Ru.
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=25 645