Патриархия.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 22.07.2005 |
Еще раз поздравляю всех вас с праздником обретения Казанской иконы Божией Матери. Наша встреча проходит сейчас в Зилантовом монастыре, на этой земле, где более четырех столетий назад Царица Небесная явила столь почитаемый в России чудотворный образ, занимающий особое место в истории всего Российского государства. И сегодня, совершив соборную молитву, прославляя Небесную Царицу, мы собрались с вами, дорогие архипастыри, чтобы обсудить наиболее значимые для данного региона вопросы церковной жизни.
Приволжский федеральный округ — один из стратегически значимых и экономически развитых регионов Российской Федерации. Особое место в его составе занимает республика Татарстан, где с незапамятных времен сосуществуют друг с другом различные культуры, традиции и религии.
Милостью Божией, стараниями федеральной и республиканской власти, глав традиционных религий на сегодняшний день в регионе удалось установить атмосферу терпимости и доброжелательности.
Это имеет принципиальное значение в нынешний год двойного юбилея: тысячелетия основания Казани и четырехсотпятидесятилетия открытия Казанской епархии Русской Православной Церкви. Обе юбилейные даты должны стать для всех жителей Приволжского федерального округа символом исторической преемственности поколений.
Примечательно, что, начиная с этого года, в официальном календаре Российского государства присутствует еще один праздничный день — День народного единства, который призван стать символом уважения современных россиян к тому проявлению консолидации российского народа, которая была явлена нашими предками в период противостояния ополчения Минина и Пожарского иноземным завоевателям.
В церковном сознании этот день прочно ассоциируется с празднованием, посвященным Казанскому образу Пресвятой Богородицы, иконе, шествовавшей вместе с войском освободителей из Поволжья к стенам стольного града Москвы.
Хотелось бы надеется, что стараниями епископата, духовенства и мирян нашей Церкви, несущих свое церковное служение в Приволжском округе, этот праздник получит достойное своему значению содержание. В вязи с этим я призываю всех преосвященных архипастырей к активному взаимодействию с местными органами власти в целях составления программы праздничных мероприятий, способных заинтересовать и привлечь к участию в них все возрастные и социальные группы общества.
Вместе с тем, свидетельство о Христе окружающим людям по-прежнему остается актуальнейшей задачей Церкви. Вокруг нас много людей, которые были крещены, но еще не воцерковились и Православие для которых является формой, а не жизнью. Это указывает на необходимость поиска путей и методов проповеди веры, адекватно отвечающих запросам современного общества в ситуации региональной многоконфессиональности.
Живым и действенным способом убеждения во все времена остается воздействие на людей собственным примером, чистотой жизни и ревностным исполнением заповедей Христовых. В противном случае создается вполне реальная опасность того, что над современными православными христианами сбудутся слова Писания «ради вас имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24). Жизнь по вере, несомненно, является наиболее весомым подтверждением истинности проповедуемого учения.
В контексте затронутой темы, думается, следует обратить внимание всех присутствующих на важную роль социального служения Церкви. Необходимо осознавать, что подлинное исполнение евангельских заповедей само по себе является свидетельством об Истине посредством деятельного участия в нуждах людей. Помощь обездоленным, детям сиротам, инвалидам и престарелым — должна являться предметом нашей особой заботы.
Во время моего визита в г. Краснодар, на состоявшейся там встрече с архиереями Южного федерального округа мне уже приходилось обращать внимание преосвященных архипастырей и духовенства на необходимость более активной работе среди молодежи, особенно старшего подросткового возраста. Необходимо искать пути по введению в учебные программы общеобразовательных школ: «Основ православной культуры». Я еще раз скажу, что это не Закон Божий, а культурологический предмет.
Особенное значение влияние Православия на жизнь современных людей приобретает в контексте распространения пороков, грозящих роковыми последствиями не только для отдельных регионов, но и для всего российского государства. К проблемам подобного рода относятся: широкое распространение алкоголизма и наркомании, хищническое отношение к природе, скрытая, а иногда и откровенная проповедь культа насилия и жестокости, половая распущенность, умножение количества брошенных и беспризорных детей.
Церковь стремится внести свой вклад в уврачевание перечисленных нравственных недугов, и задача каждой церковной структуры состоит в том, чтобы активно включиться в этот процесс.
За последнее время распространение наркомании в нашей стране приобрело угрожающие размеры. Потребление наркотиков стало частью молодёжной субкультуры. Основная причина роста наркомании среди молодежи — утрата духовности и системы нравственных и моральных принципов. Складывающаяся ситуация требует от Церкви специальных мер по профилактике наркомании, просветительской работы в молодежной среде и духовного окормления наркозависимых.
Осознавая всю опасность для будущего России, Мы выступили с инициативой проведения в ноябре этого года конференции, посвященной противодействию распространения наркотической, алкогольной и иных форм химической зависимости.
Особую нашу тревогу, как уже отмечалось выше, вызывает проблема детского сиротства и беспризорности. Следует признать, что система государственного призрения сирот ещё весьма неэффективна. По данным Генеральной Прокуратуры 40% выпускников детских домов, оставаясь без поддержки взрослых, становятся алкоголиками, наркоманами, еще до 40% становятся на преступный путь и лишь 10% социализируются. Назрела необходимость поддержки иных форм защиты детей — сирот и беспризорников. Напрямую с эти вопросом связана проблема усыновления детей иностранными гражданами. За прошедшие месяцы нынешнего года мы с болью и скорбью читали сообщение в прессе о трагических случаях, произошедших за рубежом, с усыновленными детьми из России и сопредельных ей стран бывшего СССР.
Произошедшее указывает с одной стороны на несовершенство законодательства, регулирующего усыновление детей, лишенных родительской опеки, иностранными гражданами, а с другой — ставит вопрос о создании приоритетных условий для осуществления усыновления российскими семьями, организации негосударственных детских приютов, увеличения объема средств, выделяемых опекунам и на содержание детей в семейных детских домах.
Всяческого поощрения заслуживает стремление ряда православных христиан к личному участию в решении подобных вопросов, однако, это доброе семя только тогда может принести достойный плод, когда люди, труждающиеся на этом поприще, почувствуют ощутимую помощь и поддержку.
Принимая во внимание всю степень серьезности указанных болезней общества, мы должны ясно осознавать, что основной причиной их распространения является нравственная дезориентация современного человека, возникающая в результате мировоззренческого кризиса, обусловленного в свою очередь утратой тех духовных основ жизни, которые были присущи предыдущим поколениям.
Именно поэтому, очевидно, что путь к освобождению от гнета социальных недугов напрямую связан с возвращением к нравственным и религиозным принципам, которых лишился современный человек, оторвавшись от своих духовных корней, при этом, наиболее значимая роль здесь должна принадлежать общинам приходов и монастырей. Община — это важнейший элемент церковного организма, формирующий отношение человека к Богу, миру и ближним. Она подобна той малой закваске, которая «заквашивает все тесто» (Гал. 5, 9), и без укрепления этого основополагающего начала невозможно говорить о возрождении полноценной духовной жизни на просторах нашего Отечества. Церковные общины должны более активно включаться в решение стоящих перед Церковью задач.
Состоявшийся в начале октября прошлого года Архиерейский собор Русской Православной Церкви в Послании к клиру и мирянам особо отметил, что «Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей».
Необходимо учитывать эти ценности, в том числе и в сфере государственной информационной политики. В связи с этим, вопросы духовно-нравственной составляющей информационной среды оказываются особенно актуальными. Ибо СМИ призваны выполнять задачи не только информирования и развлечения, но и просвещения, воспитания людей.
В связи с этим Православная Церковь видит роль церковных средств массовой информации не только в предоставлении человеку сведений об определенных событиях, но и в создании условий для духовного и нравственного становления личности.
В современном мире люди часто думают о Церкви, как о месте, куда можно прийти, встретить Господа, успокоиться, побыть под его крылом и под покровом Божией Матери, а затем, окрепнув, ожив внутренне, вернуться домой. Но Церковь — это еще место, где мы получаем от Господа его поручение: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).
В этом смысле, все мы чада Церкви Христовой являемся посланниками в окружающем нас обществе. Таким образом, главная задача православных СМИ — свидетельствовать о внутреннем опыте Богообщения. Этот внутренний опыт должен быть содержанием жизни и мысли православного христианина и журналиста.
Сейчас нам всем вместе необходимо выработать новые формы обращения к людям, новые методы свидетельства через СМИ, более действенно влияющие на душу человека. Окружающий нас мир мало знает о Православии. Даже в нашей стране, у большинства людей, особенно молодежи, представления о вере крайне скудны, а благочестие ограничивается соблюдением обрядов. Поэтому хочу обратить ваше внимание на то, что кроме внешнего свидетельства, православная журналистика должна использоваться для внутренней миссии Церкви, для укрепления и возрастания во Христе ее членов, для обмена опытом церковных учреждений и взаимного обогащения верующих.
Неотъемлемым элементом деятельности современных СМИ является активное использование коммерческой рекламы, которая, базируясь на образном восприятии, и, как правило, обращена лишь на материальную сферу существования человека. Часто именно через рекламу идет насаждение порока, вседозволенности, безнравственности в обществе, особенно в молодежной среде.
Вместе с тем известно, что образный тип восприятия на протяжении веков широко используется в церковном искусстве. Церковь может использовать этот резерв выразительных средств, для того, чтобы донести Истину о Христе до современного человека. Реклама может служить не только целям коммерческого продвижения товаров, она может быть социальной, служащей продвижению национально значимых идей, духовных и нравственных ценностей, библейских заповедей. Церковь способна привлечь необходимые финансовые ресурсы для реализации собственной рекламной программы. Это показал опыт Москвы, где во время Великого Поста на щитах наружной рекламы к людям были обращены слова библейских заповедей.
В заключении хочу сказать, что сегодня мы создаём основу будущей России. От всей полноты Церкви во многом зависит, какой будет наша Родина — великой державой, объединившей силой веры и преданности Отечеству на своих просторах многие народы и национальности, или слабой и разобщенной, живущей в мире бездуховности и пороков.
От всей души желаю всем архипастырям, клирикам и мирянам Поволжья быть ревностными служителями Божиими, верно распространяющими слово истины и «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится» (1 Фес. 5, 23).