НГ-Религии | Алла Бородина | 15.06.2005 |
— Как автор и разработчик курса «Основы православной культуры» вы лучше чем кто-либо смогли бы рассказать нашему читателю о ситуации вокруг этого курса, поскольку интерес в обществе по этому вопросу по-прежнему не угасает. За последние 10−15 лет в школе появился целый ряд новых предметов, но такого внимания, таких горячих дискуссий, как вокруг преподавания ОПК, насколько я знаю, не было. Чем это можно объяснить?
— Прежде всего это связано со значимостью содержания курса. Во-первых, это углубленные исторические, культурологические, филологические, религиозные знания, востребованные сегодня в обществе. Во-вторых, практики — учителя, администрация — уже успели оценить масштабность тех задач, которые курс призван решать и действительно успешно решает. К ним относятся повышение качества базового образования, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие интеллектуальной, художественно-эстетической сферы, профилактика религиозных и национальных конфликтов и, наконец, успешная социализация молодежи в отечественную культуру. Это очень важно, потому что если школа этому не учит, то она не выполняет своего назначения, значит, она расходует время школьников и средства их родителей не на пользу их детей.
И наконец, в-третьих, причина устойчивого общественного интереса обусловлена тем, что в школах до сих пор не созданы не только благоприятные, но даже обычные нормальные условия для изучения такого нужного предмета.
— А с чем это связано? Министр образования и науки Андрей Фурсенко и начальник Департамента образования Москвы Любовь Кезина высказывались против этого курса. Они считают, что нужно изучать религии мира. Почему такая проблема с курсом «Основы православной культуры»?
— По моему глубокому убеждению, проблема не с курсом «Основы православной культуры», а с веронетерпимостью и бескультурьем чиновников. В любой школе учитель имеет возможность организовать факультативные занятия по углубленному изучению культуры, в том числе древних религий, мифологии и т. д. Но как только речь заходит о православной культуре, все какие-то особые условия требуются: разрешения, заявления, согласования. Это каким словом можно назвать, если не «дискриминация»?
В школы ввели, не спрашивая желания детей и родителей, множество различных предметов, таких, как москвоведение, ОБЖ или половое воспитание. Ни о занятости детей не вспомнили, ни содержание не обсуждали. На курс «Основы православной культуры» существует социальный заказ, который обеспечен учебно-методическими пособиями, а высокопоставленные чиновники, которые зарплату получают на средства родителей, игнорируя его, растрачивают средства на подготовку альтернативного курса.
Никто не видел еще ни программы, ни учебников, которые должны составить альтернативу ОПК, а высшие руководители из Министерства образования упорно говорят об альтернативном курсе. Все что угодно, только не православная культура!
— Ну, а все-таки кроме православной культуры дети должны познакомиться с другими религиозными культурами?
— Конечно. Помимо курса «Основы православной культуры», я также разрабатываю второй курс «История религиозной культуры». «Основы православной культуры» изучаются именно в рамках программы этого курса, поэтому ОПК может быть частью как расширенного, так и самостоятельного курса. Для нас важно мнение родителей и учителей, мы обязаны учитывать заказ социума.
Я ведь десять лет работаю над этой темой: изучаю мнение, результаты, пожелания. С православием связана вся наша культура: язык, литература, искусство и не только церковное, но и светское. Не только наше общество приняло «Основы православной культуры», мне звонят и пишут из Калифорнии, Австралии, Украины и т. д.
— А что входит в вашу программу?
— Первый класс — это подготовительный уровень. Дети знакомятся с основными понятиями по учебному пособию «Мы и наша культура». Здесь — принцип «образ-слово», мы идем от иллюстраций, а потом уже подходим к текстам. А в последующих классах, наоборот, слово подкрепляется образом. Во втором классе ребята получают пособие «Мир вокруг и внутри нас», в котором знакомятся с евангельскими событиями, церковными праздниками. На третьем году обучения ребятам раскрываются особенности иконографии, по иконам дети повторяют и углубляют изученное во 2-м классе и знакомятся с Ветхим Заветом.
Четвертый раздел называется «Православие — культурообразующая религия России», он знакомит с православной культурой России. В 5-м классе ребята изучают церковнославянский язык. Разработать этот предмет для детей светской школы на один час в неделю было нелегко, но мы справились с этой задачей, выпустили учебное пособие именно для светских школ. 6-й класс — это «Основы православной культуры», обобщение и углубление изученного. С 7-го по 9-й класс ребята проходят историю христианской культуры, они знакомятся и с католичеством, и протестантством. В 10-м классе изучаются древние религии. Наконец, в 11-м классе ребята рассматривают современную религиозную картину мира.
— А где уже изучаются «Основы православной культуры»? Кто преподает и в какой форме?
— Курс преподается в Москве, Московской, Белгородской, Курской, Саратовской и Хабаровской областях, в Калмыкии, Владивостоке и Приморском крае и многих других уголках России. Формы используются разные: и как учебный курс, и как факультатив, и в кружковой форме. Преподают школьные учителя, лучше всего его излагают историки, филологи, преподаватели изобразительного искусства.
— Правильно ли я вас поняла, что это не вероучительный, а культурологический курс?
— Да, это историко-культурологический курс. Веру нельзя оторвать от культуры, но поскольку предмет предназначен для светских школ, он не религиозный, а познавательный. Вера как таковая — это область, которая должна находиться под руководством духовного наставника, священника. Не каждый может наставлять ребенка в духовной жизни. Мы, со своей стороны, можем давать нравственные ориентиры, говорить о традициях. Если же ребенку нужно вероучительное воспитание, то он пойдет в воскресную школу.
Светская школа может помочь лишь косвенно, дать знания, воспитать уважение к народным традициям, повышать общую культуру. Учитель не может отвечать на все вопросы, связанные с духовностью, это весьма трудно. Недавно на встрече с детьми меня завалили вопросами глубокого духовного содержания. Я думала, отвечать мне или нет, ведь на многие вопросы должен отвечать священник.
Но это для православных верующих, а у нас ведь учатся дети разных национальностей, и не ответить нельзя, если дети хотят знать. Только мы обязательно должны оговориться, что в православной традиции на этот вопрос отвечают следующим образом, т. е. не нужно давать ответ от себя, не нужно думать, что мы духовные учителя, ведь мы просто учителя!
— А где ваши пособия и программа проходят экспертизу?
— Легче сказать, где не проходят. И в Церкви, и в Российской академии образования, и в Учебно-методическом объединении по теологии МГУ, и в Федеральном экспертном совете Минобразования и науки, даже в НИИ укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре. И историки, и филологи, и философы, и юристы, и богословы, и историки Церкви — все проверяют. Никакой другой автор не может похвалиться «таким вниманием». Ни одна книга в мире не проходила такой строгой экспертизы, как мой первый учебник. Так что курс идет со знаком качества.
Беседовала Юлия Глезарова