Русская линия
НГ-Религии Алла Бородина15.06.2005 

Чиновники игнорируют социальный заказ
Курс «Основы православной культуры» уже преподают от Москвы до Калифорнии

Проблемы православного образования попали под пристальное внимание СМИ два года назад, когда начался шум вокруг введения в школах курса «Основы православной культуры» (ОПК). Правозащитники обвиняли автора учебника в разжигании межнациональной розни и требовали отделить школу от Церкви. Но, когда страсти улеглись, выяснилось, что многие родители не имеют ничего против того, чтобы их детям преподавали курс ОПК, хотя бы факультативно. О том, как обстоят дела сегодня, нам рассказала автор учебника «Основы православной культуры», кандидат педагогических наук, Алла Валентиновна Бородина.

— Как автор и разработчик курса «Основы православной культуры» вы лучше чем кто-либо смогли бы рассказать нашему читателю о ситуации вокруг этого курса, поскольку интерес в обществе по этому вопросу по-прежнему не угасает. За последние 10−15 лет в школе появился целый ряд новых предметов, но такого внимания, таких горячих дискуссий, как вокруг преподавания ОПК, насколько я знаю, не было. Чем это можно объяснить?

— Прежде всего это связано со значимостью содержания курса. Во-первых, это углубленные исторические, культурологические, филологические, религиозные знания, востребованные сегодня в обществе. Во-вторых, практики — учителя, администрация — уже успели оценить масштабность тех задач, которые курс призван решать и действительно успешно решает. К ним относятся повышение качества базового образования, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие интеллектуальной, художественно-эстетической сферы, профилактика религиозных и национальных конфликтов и, наконец, успешная социализация молодежи в отечественную культуру. Это очень важно, потому что если школа этому не учит, то она не выполняет своего назначения, значит, она расходует время школьников и средства их родителей не на пользу их детей.

И наконец, в-третьих, причина устойчивого общественного интереса обусловлена тем, что в школах до сих пор не созданы не только благоприятные, но даже обычные нормальные условия для изучения такого нужного предмета.

— А с чем это связано? Министр образования и науки Андрей Фурсенко и начальник Департамента образования Москвы Любовь Кезина высказывались против этого курса. Они считают, что нужно изучать религии мира. Почему такая проблема с курсом «Основы православной культуры»?

— По моему глубокому убеждению, проблема не с курсом «Основы православной культуры», а с веронетерпимостью и бескультурьем чиновников. В любой школе учитель имеет возможность организовать факультативные занятия по углубленному изучению культуры, в том числе древних религий, мифологии и т. д. Но как только речь заходит о православной культуре, все какие-то особые условия требуются: разрешения, заявления, согласования. Это каким словом можно назвать, если не «дискриминация»?

В школы ввели, не спрашивая желания детей и родителей, множество различных предметов, таких, как москвоведение, ОБЖ или половое воспитание. Ни о занятости детей не вспомнили, ни содержание не обсуждали. На курс «Основы православной культуры» существует социальный заказ, который обеспечен учебно-методическими пособиями, а высокопоставленные чиновники, которые зарплату получают на средства родителей, игнорируя его, растрачивают средства на подготовку альтернативного курса.

Никто не видел еще ни программы, ни учебников, которые должны составить альтернативу ОПК, а высшие руководители из Министерства образования упорно говорят об альтернативном курсе. Все что угодно, только не православная культура!

— Ну, а все-таки кроме православной культуры дети должны познакомиться с другими религиозными культурами?

— Конечно. Помимо курса «Основы православной культуры», я также разрабатываю второй курс «История религиозной культуры». «Основы православной культуры» изучаются именно в рамках программы этого курса, поэтому ОПК может быть частью как расширенного, так и самостоятельного курса. Для нас важно мнение родителей и учителей, мы обязаны учитывать заказ социума.

Я ведь десять лет работаю над этой темой: изучаю мнение, результаты, пожелания. С православием связана вся наша культура: язык, литература, искусство и не только церковное, но и светское. Не только наше общество приняло «Основы православной культуры», мне звонят и пишут из Калифорнии, Австралии, Украины и т. д.

— А что входит в вашу программу?

— Первый класс — это подготовительный уровень. Дети знакомятся с основными понятиями по учебному пособию «Мы и наша культура». Здесь — принцип «образ-слово», мы идем от иллюстраций, а потом уже подходим к текстам. А в последующих классах, наоборот, слово подкрепляется образом. Во втором классе ребята получают пособие «Мир вокруг и внутри нас», в котором знакомятся с евангельскими событиями, церковными праздниками. На третьем году обучения ребятам раскрываются особенности иконографии, по иконам дети повторяют и углубляют изученное во 2-м классе и знакомятся с Ветхим Заветом.

Четвертый раздел называется «Православие — культурообразующая религия России», он знакомит с православной культурой России. В 5-м классе ребята изучают церковнославянский язык. Разработать этот предмет для детей светской школы на один час в неделю было нелегко, но мы справились с этой задачей, выпустили учебное пособие именно для светских школ. 6-й класс — это «Основы православной культуры», обобщение и углубление изученного. С 7-го по 9-й класс ребята проходят историю христианской культуры, они знакомятся и с католичеством, и протестантством. В 10-м классе изучаются древние религии. Наконец, в 11-м классе ребята рассматривают современную религиозную картину мира.

— А где уже изучаются «Основы православной культуры»? Кто преподает и в какой форме?

— Курс преподается в Москве, Московской, Белгородской, Курской, Саратовской и Хабаровской областях, в Калмыкии, Владивостоке и Приморском крае и многих других уголках России. Формы используются разные: и как учебный курс, и как факультатив, и в кружковой форме. Преподают школьные учителя, лучше всего его излагают историки, филологи, преподаватели изобразительного искусства.

— Правильно ли я вас поняла, что это не вероучительный, а культурологический курс?

— Да, это историко-культурологический курс. Веру нельзя оторвать от культуры, но поскольку предмет предназначен для светских школ, он не религиозный, а познавательный. Вера как таковая — это область, которая должна находиться под руководством духовного наставника, священника. Не каждый может наставлять ребенка в духовной жизни. Мы, со своей стороны, можем давать нравственные ориентиры, говорить о традициях. Если же ребенку нужно вероучительное воспитание, то он пойдет в воскресную школу.

Светская школа может помочь лишь косвенно, дать знания, воспитать уважение к народным традициям, повышать общую культуру. Учитель не может отвечать на все вопросы, связанные с духовностью, это весьма трудно. Недавно на встрече с детьми меня завалили вопросами глубокого духовного содержания. Я думала, отвечать мне или нет, ведь на многие вопросы должен отвечать священник.

Но это для православных верующих, а у нас ведь учатся дети разных национальностей, и не ответить нельзя, если дети хотят знать. Только мы обязательно должны оговориться, что в православной традиции на этот вопрос отвечают следующим образом, т. е. не нужно давать ответ от себя, не нужно думать, что мы духовные учителя, ведь мы просто учителя!

— А где ваши пособия и программа проходят экспертизу?

— Легче сказать, где не проходят. И в Церкви, и в Российской академии образования, и в Учебно-методическом объединении по теологии МГУ, и в Федеральном экспертном совете Минобразования и науки, даже в НИИ укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре. И историки, и филологи, и философы, и юристы, и богословы, и историки Церкви — все проверяют. Никакой другой автор не может похвалиться «таким вниманием». Ни одна книга в мире не проходила такой строгой экспертизы, как мой первый учебник. Так что курс идет со знаком качества.

Беседовала Юлия Глезарова

http://religion.ng.ru/people/2005−06−15/3_soczakaz.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru