Русская линия
Интерфакс-Религия31.05.2005 

Македонская и Сербская Православные Церкви. История раскола

Созданная после второй мировой войны в составе союзной Югославии, Республика Македония давно претендовала на церковную самостоятельность. Основанием для этого служила, в частности, историческая память о существовавшей до второй половины XVIII века автокефальной Церкви с центром в македонском городе Охриде.
В 1959 году Архиерейский Собор СПЦ признал, что епархии в Македонии образуют самостоятельную Македонскую Православную Церковь (МПЦ), которая управляется по собственному уставу и остается в каноническом единстве с СПЦ. Тогда же Сербским Патриархом были рукоположены первые епископы — македонцы.
Однако просьба македонцев о предоставлении им автокефалии встречает отказ сербского епископата. В 1967 году автокефалия МПЦ была провозглашена без согласования с сербской стороной, которая в ответ заявила о прекращении общения с македонской иерархией. Однако разрыв не распространялся на простых верующих, которым разрешалось причащаться в храмах СПЦ. Студенты из Македонии по-прежнему получали образование на богословском факультете в Белграде.

Многолетние переговоры, которые велись между представителями СПЦ и МПЦ, в 2002 году привели к подписанию в сербском городе Нише договора о восстановлении общения на условиях широкой автономии МПЦ, которую предлагалось именовать Охридской архиепископией, за исключением внутренних сношений с СПЦ. Причиной было неприятие названия Македонии со стороны Греции и, соответственно, грекоязычных Церквей.
Нишский договор был вскоре утвержден Архиерейским Собором СПЦ. Но Синод МПЦ утвердить его отказался, настаивая на сохранении автокефального характера и названия Церкви. Возможно, в этом решении сказался политический фактор, связанный с борьбой македонцев за международное признание их государственности. Особенное возмущение в Македонии вызвала односторонняя замена «конституционного наименования» их страны в сербском тексте договора: вместо «Республики Македония» там упоминалась «Бывшая Югославская Республика Македония» (под этим именем Македония именуется в ООН и некоторых других международных организациях).

Вскоре один из епископов МПЦ, Велесский митрополит Йован, объявил о вступлении в общение с СПЦ. Синод СПЦ провозгласил митрополита Йована экзархом Сербского Патриарха в Македонии. Со стороны государственной власти и общественности Македонии шаг Йована вызвал бурную отрицательную реакцию и рассматривался как предательство национальных интересов. МПЦ лишает Йована сана, в ответ на это СПЦ объявила о предании церковному суду одного из старейших архиереев МПЦ митрополита Кирилла. В 2003 году СПЦ избирает еще двух епископов для Македонии, таким образом, создав параллельную иерархию на территории республики. Однако ее действия встречают не только сопротивление государственных властей и иерархии МПЦ, но и неприятие со стороны большинства верующих. Митрополит Йован фактически остается без паствы и совершает богослужения для друзей в частной квартире.

Нерегулярные контакты между МПЦ и СПЦ продолжались и после этого, но не приносили видимых результатов. Безрезультатно, судя по всему, завершилась и встреча архиепископа Охридского и Македонского Стефана с Патриархом Сербским Павлом в Белграде, прошедшая в середине апреля.

Наконец, в мае Собор СПЦ, выразив сожаление, что македонская иерархия «не проявила должной ответственности и искренности в предыдущих переговорах о преодолении последствий раскола» и не отозвалась на «многократные призывы» Патриарха Павла вернуться к единству, объявила Йована архиепископом Охридским и митрополитом Скоплянским, Предстоятелем автономной Охридской архиепископии. Заявлено, что соборный Томос об автономии скоро «будет представлен Вселенской Патриархии в Константинополе и всем поместным Православным Церквям в мире».

Одновременно, «чтобы верующие люди в Македонии поняли всю пагубность раскола и необходимость церковного единства», Собор решил, что теперь будут находиться вне «литургического и канонического общения» все македонцы, которые не вольются в возглавляемую архиепископом Йованом автономную Церковь и «после стольких десятилетий снисхождения и многократных воззваний матери-Церкви останутся в расколе».
Пресс-служба СПЦ также известила, что в дни Собора Патриарх Павел направил письмо «главе Церкви в расколе архиепископу Стефану». О содержании послания не сообщается, однако выражена надежда, что оно «принесет духовные плоды».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика