Русская линия
Русская линия Галина Сиротинская23.07.2015 

Русский храм: воскресение из мёртвых

Воронежская земля. В сознании православных она накрепко связана с именами великих светильников Русской Церкви — святителями Митрофаном и Тихоном, духовно окормлявшими этот край в 18 веке, священномучеником архиепископом Петром Воронежским, новомучеником 20 века. На воронежских полях созрел и богатый урожай русской литературы — прекрасные произведения Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Бунина. Многое, многое было безвозвратно утрачено после катастрофы 1917 года. А для белоэмигрантов была утрачена и сама Россия. Вот почему с такой любовью, так вдохновенно и ярко воспел Бунин родные воронежские места в своей книге эмигрантского периода «Жизнь Арсеньева»:

«Ни гор, ни рек, ни озёр, ни лесов, — только кустарники в лощинах, кое-где перелески и лишь изредка подобие леса, какой-нибудь Заказ, Дубровка, а то всё поля, поля, беспредельный океан хлебов. Это не юг, не степь, где пасутся отары в десятки тысяч голов, где по часу едешь по селу, по станице, дивясь их белизне, чистоте, многолюдству, богатству. Это только Подстепье, где поля волнисты, всё буераки да косогоры, неглубокие луга, чаще всего каменистые, где деревушки и лапотные обитатели неприхотливы, первобытно-просты, родственны своим лозинам и соломе. И вот я расту, познаю мир и жизнь в этом глухом и всё же прекрасном краю, в долгие летние дни его, и вижу жаркий полдень, белые облака плывут в синем небе, дует ветер, то тёплый, то совсем горячий, несущий солнечный жар и ароматы нагретых хлебов и трав, а там, в поле, за нашими старыми хлебными амбарами — они так стары, что толстые соломенные крыши их серы и плотны на вид, как камень, а бревенчатые стены стали сизыми, — там зной, блеск, роскошь света, там, отливая тусклым серебром, без конца бегут по косогорам волны неоглядного ржаного моря. Они лоснятся, переливаются, сами радуясь своей густоте, буйности, и бегут, бегут по ним тени облаков…»

Слава Богу, и сегодня — Воронежский край — это «беспредельный океан хлебов». Мы порой много размышляем о сложных философских, исторических, политических проблемах, о грядущих судьбах России. Не призывая упрощать действительно сложные вопросы, хочу обратить внимание на вещи простые, доступные обыденному пониманию. Воронежская чернозёмная область — кормилица России. Воронежские сёла — хлебные. Но сколько сёл дышит на ладан, сколько уже исчезло! В советское время были в них разрушены православные храмы — вот и ушла жизнь. По милости Божией, теперь некоторые сельские храмы воскресают из мёртвых. Так вот и дотла разорённый храм села Краснолипье восстал из ничего по Промыслу Божию. Златоглавая церковь украшает ныне воронежское село. Льётся серебристый колокольный звон, а вокруг — сияет в мире и тишине прекрасный уголок степной южной Руси:

+   +   +
Веет утро прохладой степною…
 Тишина, тишина на полях!
 Заросла повиликой-травою
 Полевая дорога в хлебах.
 
 В мураве колеи утопают,
 А за ними, с обеих сторон,
 В сизых ржах васильки зацветают,
 Бирюзовый виднеется лён,
 
 Серебрится ячмень колосистый,
 Зеленеют привольно овсы,
 И в колосьях брильянты росы
 Ветерок зажигает душистый,

И вливает отраду он в грудь,
 И свевает с души он тревоги…
 Весел мирный просёлочный путь,
 Хороши вы, степные дороги!
 (Иван Бунин)
+   +   +

Но и сегодня не забываются трагедии богоборческого советского периода. В этом селе Воронежской области был взорван огромный старинный каменный храм, построенный в начале 19 века (село было основано ещё в начале 18 века, и первоначально церковь была деревянной). Главный придел храма был посвящён Вознесению, второй придел — святым Косме и Дамиану. Более 15 лет всем миром по копейке и по рублю собирали сельчане на возрождение храма, ходили по домам, просили. Много лет Литургию служили в приспособленном помещении — одном из классов бывшей школы села (школа переехала в новое просторное здание). Чудесным образом церковной старосте Бог даровал частицы мощей святых Космы и Дамиана, в Воронеже была написана большая икона, в которую вложили эти частицы мощей. И вот уже золотится на солнце купол и крест возрождённого храма. Жители села приходят и молятся о себе и своих родных, ставят свечи, заказывают молебны о болящих, учащихся и путешествующих, панихиды об усопших. Сюда приходит летом много выпускников школы — юноши и девушки просят помощи у Бога в самом начале своего жизненного пути — учиться в техникуме или вузе, пойти служить в армию. И Церковь благословляет их. Но пока что сельчане вынуждены молиться в совсем маленькой передней части храм, где разместили и временный фанерный иконостас. Средняя часть и алтарь пока ещё не оборудованы.

В 2014 году храм был расписан прекрасными фресками в стиле древних сербских монастырей профессиональной художницей из Воронежа.

Этим летом меня очень удивило и порадовало то, что по праздничным и воскресным дням храм (то есть пока что его небольшая обустроенная передняя часть) полностью наполняется народом. Честно говоря, за последние 3−4 года я привыкла к тому, что в нашем сельском храме на воскресных службах молятся всего только 8−9 бабушек лет 70−80, да на клиросе поют женщины 50−60 лет. Мало кто из них причащался, часто — два-три человека, иногда никого. Мужчина в церкви присутствовал только один — молящийся в алтаре священник. Вот и всё. Думала, так и будет всегда. Но в этом году вижу на службах по 15−20 человек, 4−5 мужчин (правда, двое пономарей приезжают вместе с батюшкой). В храм стали ходить молодые женщины, девушки, бабушки приводят своих внуков. Примерно человек 10 подходят к исповеди и причастию. С благоговением и любовью люди и причащаются, и прикладываются к иконам с частицами святых мощей. Таких в храме теперь много. Икона с частицами мощей святых братьев Космы и Дамиана, иконы с частицами мощей праведного адмирала Феодора Ушакова, преподобного Феодора Санаксарского, преподобноисповедника Александра Санаксарского, святых блаженных Дивеевских, святых Алксандры, Марфы Елены Дивеевских. Два года назад настоятель отец Олег ездил в паломничество в Псково-Печерский монастырь и по благословению наместника обители архимандрита Тихона (Секретарёва) привёз икону преподобного угодника псково-печерского Симеона (Желнина) с частицей его мощей.

Православие воскресает в душах людей, и возрождается вера в то, что село будет жить и развиваться. В этом затерянном среди плодородных бескрайних полей селе как в капле воды отразилась вся история и современность России. Будет жить и растить хлеб и овощи русская деревня, будут многодетные крестьянские семьи — значит, будут воины и продовольствие для армии, крепка станет обороноспособность страны. Всё государство обретёт такую важную стратегическую независимость — хлеб и основные продукты питания станет поставлять окрепшая русская деревня, а не заграница. Но при каком условии возможно возрождение нашего села? Только при одном — восстановлении православных храмов и духовной жизни.

Немного истории

Старинное село Краснолипье. Некогда огромное, богатое, с величественным каменным храмом Вознесения Господня, с неоглядными полями пшеницы, гречихи. Даже в семидесятые годы 20 века в крестьянских семьях здесь было по 5−10 детей, в большой школе-десятилетке по несколько параллельных классов. Но основа жизни была уже подорвана, жизнь начинала вытекать по каплям, как из негодного сосуда с трещинами. Нашлись те, кто взорвали прошлое, а значит, и будущее села. В 1966 году по решению партийных активистов колхоза был взорван Вознесенский храм. Селу, как и всей России в двадцатом веке, сломали хребет. А ведь как долго оно цвело и плодоносило в этой благословенной Богом глуши воронежских степей.

Краснолипье было основано ещё в 1774 году и началось, разумеется, с закладки и возведения храма. На Руси все города и сёла начинали с храма. 14 ноября 1775 года небольшая деревянная церковь была освящена в честь бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Первым настоятелем храма был иерей Евлампий. Перенесёмся хотя бы на мгновение в прошлое — жизнь наших дедов, привольную и светлую, одухотворённую верой, которая освящала и праздники, и труды. Краснолипье росло и росло, крестьяне были зажиточными, народ всё умножался. Когда деревянная церковь обветшала, то в 1816 году начали строить, а в 1821 освятили большой каменный храм с главным приделом в честь Вознесения, и вторым — в честь святых Косьмы и Дамиана. Храм был расписан замечательными фресками. Благословение Божие пребывало на всём — мощные чернозёмные почвы давали изобильные урожаи. Село славилось своим храмом, пшеничными полями, ярмарками, торговлей зерном. Тихо шумели в округе красные липы — высокие, стройные они шли на строительство кораблей. Сейчас их уже нет. Нет и храма. Вымирают старики, опустевшие дома дачники покупают у потомков крестьян, навсегда обосновавшихся в городах. Так происходит теперь, когда ещё сотни и сотни православных храмов, к нашему стыду, лежат в руинах в сёлах и городах по всей Руси. А что было раньше? До революции, опираясь на три столпа — Православие, Самодержавие и Народность, наше Отечество процветало. Православной верой стояла Русь, деревенским людом приумножалась. Само слово «крестьяне» (хрестьяне) — это простонародный вариант слова «христиане». Жизнь била ключом и в рязанских, и в тверских, и в вологодских, и в воронежских селениях. Всё могущество и слава России была взорвана, когда взрывали на её бескрайних просторах храмы — начиная от храма Христа Спасителя кончая деревенскими церквями.

В 1917 году последнего настоятеля храма иерея Евгения выгнали с семьёй из собственного дома, он скитался по окрестным сёлам и хуторам. В двадцатые-тридцатые годы церковь всё-таки уцелела, хотя и была закрыта. В сороковые годы Краснолипье было оккупировано немцами. Уходя, фашисты взорвали местную школу. Но храм не тронули. После войны в церкви устроили склад колхозного зерна, молотилку. И всё же она крепко стояла, даже фрески уцелели. Очевидцы рассказывали, что когда в 1966 году храм взрывали, то не смогли разрушить с первого раза. Церковь дрогнула, словно бы вздохнула, и всё же устояла. Был произведён второй взрыв, и тогда уже она рухнула..Сельчане рассказывают, что принимавший участие в сносе храма председатель колхоза умер от онкологического заболевания, раскаиваясь в содеянном. Сам он говорил соседям, что слышал жалобный плач и пение Ангелов, там, где стоял разрушенный храм.

В наше время возрождается Православие на Руси, а значит, и вся Россия. В 1998 году собралась группа верующих сельчан Краснолипья и испросила благословения на устройство временного храма и строительство новой церкви. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских уже несколько лет ютится в одном из классов заброшенной школы.

19 октября 2000 года благотворители из Москвы пожертвовали храму частицы святых мощей бессребреников Космы и Дамиана. Это произошло чудесным образом. Член приходского совета Мария Павловна Гаршина и ещё несколько прихожанок решили обратиться за советом по поводу возведения храма к старцу Алексию, мирянину-инвалиду из города Старый Оскол Белгородской области (он скончался 28 марта 2012 года, отпевание было совершено в Троицком соборе Старого Оскола). Ждали приёма у старца почти полдня, не понимая, почему он никак их не примет. Уже вечером их позвали. Алексий ответил на несколько вопросов о судьбе храма и попрощался. Но, когда женщины вышли, их внезапно остановили и сказали, что старец попросил одну свою посетительницу передать им частицы мощей святых Космы и Дамиана. Оказывается, в тот же вечер к старцу приехали две женщины из Москвы и привезли ему эту святыню. А он сразу же отправил их вслед за прихожанками Космодамиановского храма. Марию Павловну удивило то, что они в беседе со старцем ничего не сказали о названии своего храма. Старец, по воле Божией, передал им мощи небесных покровителей их прихода. Впоследствии монахиня Афанасия из Воронежа написала для храма большую икону святых Космы и Дамиана, в которую и были помещены частицы их мощей. 4 июля 2001 года эту икону с мощами торжественно встретили в Космодамиановском приходе жители Краснолипья и священник Михаил Чепрасов из соседнего села Новосолдатка.

После молитв у мощей святых Космы и Дамиана дело стало понемногу продвигаться. В 2001 году вырыли фундамент под новый храм, но после этого из-за отсутствия средств дело надолго заглохло. Не было и своего священника. Служить приезжал батюшка из соседнего села. В 2005 году правящий архиерей благословил служить на приходе иеромонаха Иосифа (Бражникова). Настоятель и прихожане прикладывали все усилия, чтобы храм был построен. Мне самой доводилось видеть, как пожилые женщины-прихожанки много раз пешком обходили всё село (а бывало, ездили и в соседние сёла), терпеливо стучались в дома, собирая деньги на храм. Нельзя было без волнения видеть, как бабушки за восемьдесят лет в бедных домишках сетовали: «Пенсию ещё не успели получить, вот бы сотню растянуть. Да уж берите из них хоть 50 рублей на храм». По копейке и по рублю, с миру по ниточке набрали на строительство. В 2005 году смогли залить фундамент. Прихожане с настоятелем не раз ездили в Задонск, молились у мощей святителя Тихона. В 2008—2009 году появилась возможность возвести стены. Вместе с двумя-тремя каменщиками настоятель и старушки из храма трудились на стройке. Женщины и отец Иосиф вдвоём-втроём поднимали на стройку тяжёлые бетонные блоки. Приходили помогать даже старики из местного дома престарелых. На лошадях подвозили кирпич, который по цепочке передавали для постройки стен. К сожалению, настоятель храма иеромонах Иосиф, страдавший хроническим заболеванием, 28 апреля этого года отошёл ко Господу в возрасте 36 лет. Вечная ему память. Жители Краснолипья вместе с новым настоятелем иереем Олегом Ритво молятся об упокоении души иеромонаха Иосифа и надеются завершить строительство храма.

Строящийся храм святых Косма и Дамиана села Краснолипье Репьёвского района Воронежской области

Церковь святых Космы и Дамиана нуждается в помощи

Сейчас храм оживает, оживает и село. Литургии в церкви совершаются каждое воскресенье и по праздникам. Сюда начали даже переезжать на постоянное место жительство некоторые семьи с детьми. Население составляет около 1500 человек. Большинство людей трудоспособного возраста ездит на работу в районный центр. Некоторые работают в Краснолипье на подстанции СЭС Воронежэнерго, женщины трудятся в основном в местном доме престарелых и социальными работниками. Есть фермеры-предприниматели, которые занимаются промышленным овощеводством. Есть школа, которая даёт полное среднее образование. Краснолипье — очень красивое село, в центре — тенистая аллея в честь героев Великой Отечественной войны, где пышно зеленеют могучие дубы, цветут каштаны.

Местные жители и гости села по воскресеньям могут с благоговением приложиться к большой иконе с частицами мощей святых Космы и Дамиана. Эти угодники Божии — братья, врачи-бессребреники. В юности обучившись искусству врачевания, они всем и всегда оказывали помощь бесплатно. Святые Косма и Дамиан Асийские почитаются и как покровители учащихся. В Византии 1/14 ноября в день святых Космы и Дамиана по традиции после окончания сельских работ начинался учебный год.

Роспись алтарной части строящегося храма святых Косма и Дамиана с. Краснолипье Репьёвского района Воронежской обл.Да, многое уже сделано для возрождения храма. Довелось мне видеть и алтарные фрески. В алтаре в полный рост предстают на фресках великие византийские отцы Церкви. Вот святитель Кирилл Александрийский — защитник Православия и обличитель несторианской ереси (эпоха Третьего Вселенского Собора), священномученик Дионисий Ареопагит — учёный, автор богословского труда «О небесной иерархии», пострадавший за Христа во времена апостольские, первый епископ Афин. Вот святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский, защищавшие правую веру во Святую Троицу на Первом Вселенском Соборе в Никее. Словно вся история Второго Рима — Византии проходит перед тобой.

Это задел, словно бы обещание будущего расцвета. Однако в настоящее время и алтарь, и вся средняя часть храма не обустроены и закрыты. Вместо пола — там почва, растёт трава. Настоятель храма отец Олег Ритво и прихожане надеются на молитвенную и материальную помощь благотворителей. За эти 10 мучительно трудных лет молитв, сбора средств, строительных работ церковь уже почти возродилась, уже устремились её золотые кресты и купола в сияющую лазурь неба, уже и молитвы прихожан взлетают в храме ввысь под купол к Небесному Отцу. Остались последние усилия, последние шаги, последние метры. Русские люди всегда знали, что рука дающего не оскудеет. Тем более, если это даяние — на святое дело возрождения православного храма.

Реквизиты храма: ИНН 3 626 002 264, КПП 362 601 001,

Местная религиозная организация «Православный приход Космодамиановского храма с. Краснолипье Репьёвского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская и Борисоглебская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» сч.№ 40 703 810 213 220 098 048

Центрально-Чернозёмный банк СБ РФ г. Воронеж БИК 42 007 681 сч.№ 30 101 810 600 000 000 000

Строительством храма руководит священник Олег Ритво, мобильный телефон 89 507 598 615. Адрес храма: 396 385 Воронежская обл., Репьёвский р-н, пос. Краснолипье. Как доехать: от Юго-Западного автовокзала г. Воронежа по направлению к селу Репьёвка с поворотом на село Оськино до Краснолипья.

http://rusk.ru/st.php?idar=71767

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика