Православие.Ru | Протоиерей Андрей Ткачев | 15.07.2015 |
У меня есть польские корни. Если сильно поискать. Каких только корней не найдешь в человеке, если сильно поискать! Особенно польские. Огинский, написавший «Полонез», был поляком, и Пржевальский, поделившийся именем с лошадью. И Циолковский тоже. Обрусевших поляков в России множество. И у меня есть реально польские корни (хотя бы корешки), но при этом у меня нет желания быть поляком. А если бы было? А если бы было, то я начал бы искать документальные подтверждения своих польских корешков, нашел бы их и с ними бы пошел в посольство Речи Посполитой. Там бы прошел собеседование с каким-то господином, который назвал бы меня «паном», прочел бы отрывок текста из польской газеты (для любого родившегося во Львове это никакая не проблема), ответил бы на пару вопросов по истории этого народа. Разумеется, на хромающем польском. Дальше мне бы выдали «карту поляка» — документ, свидетельствующий мою кровную и ментальную связь с этим народом и страной, а значит, облегчающий получение Шенгена, вида на жительство и чего-то там еще.
Но вот я русский — и хочу быть только русским. Не вопрос доказать, что во мне как минимум половина русской крови. Это в десятки раз больше, чем у Даля, Лермонтова, Фонвизина или Беллинсгаузена. Для меня не составляет труда прочитать без акцента отрывок из русской газеты и пространно побеседовать со специалистом об извилистых путях отечественной истории. Я даже сны вижу в гамме из трех цветов — белого, красного и синего. И что? Дают мне тут же некую карту или ламинированную бумагу, в которой написано, что я кровно и ментально связан с Россией? Дают ли мне право облегченно и ускоренно получить вид на жительство или что-то в этом роде? Дулю мне дают. Самую настоящую хохляцкую дулю или русский патриотичный шиш. Будь ты хоть три раза православным, знай ты всех царей по именам и по годам правления, предпочитай ты ржаной хлеб белому и пей квас вместо пива — это и всё другое тебе не поможет. Становись в очередь за бумажками со всеми прочими, кто хочет быть русским по документам: киргизами, таджиками, афганцами.
У меня нет еврейских корней. Или есть? Кто их знает! Впрочем, я русский, и именно поэтому мне часто говорили, что я еврей. И с насмешкой говорили, и с завистью. У евреев и русских схожий архитипаж народа-Богоносца. Грехи схожие, и взлеты схожие. Жуткая судьба, путаная история. Вечная — никому более не понятная — тоска по истинному Небесному Отечеству. Множество святых и множество гениев на фоне множества негодяев. И это лишь некоторые их общие черты. Вот украинец — никакой не еврей. Их никогда не перепутаешь. И француза не перепутаешь, и эстонца. А русского с евреем перепутать запросто. Не от мира сего. То ли дурачок, то ли гений. И с Богом отношения особые.
Итак, не еврей я и быть им не хочу. А если бы хотел и был? А если бы хотел и был, то нашел бы справки, и засел бы за иврит, и познакомился бы с раввинами. И еще много чего бы сделал. Шаббат, кашрут и всё такое. Я бы доказал свое еврейство гербовой бумагой и образом жизни, а потом уехал бы туда, где желтые камни, синее небо и «на четверть — бывший наш народ». Паспорт бы, конечно, получил. И никто бы мне слова против не сказал: мол, «понаехали». Наоборот, сказали бы: «Вай ме! Ты приехал! Как хорошо. Нам тебя не хватало. Именно тебя и всех других. С тобой нас больше, и надо, чтоб все наши собрались на Землю отцов, в Эрец-Исраэль». Я бы плакал от счастья, всей душой понимая, что нашел свое место во времени и в пространстве.
Но вернемся к тому, кем я являюсь по факту. Вот я вернулся на землю отцов, крещеный, любящий Родину до последнего потроха. Я реально плачу, когда вижу русский пейзаж или читаю русскую поэзию. Я нашел свое место во времени и пространстве; мало того — в священном времени и в освященном пространстве. Про Русь и Церковь просто молчу, потому что в этой великой теме утонуть можно. Если я не русский, то покажите мне, кто такой «русский». Я ему в глаза посмотрю. Но никто никого не показывает и не плачет вместе со мной. В присутственных местах никто не размазывает по лицу счастливые слезы и не говорит: «Ты приехал! С тобой нас стало больше. Нас так выкосил и потрепал XX век-волкодав. А работы так много! Родине так нужны верные сердца и крепкие руки. Молодчина!» Вместо этого в присутственных местах говорят: «Встаньте в очередь и не забудьте справку о том, что вам нужна еще одна справка».
Конечно, всё это хорошо и правильно. Пейзаж должен быть безразличен к фигуре всадника, скачущего на горизонте. К тому же все в мире должны смиряться. Все рано или поздно смирятся, а уж кто-кто, но Русь знает эту прописную истину твердо. И не надо восторгов. Не надо слез и шампанского, красных дорожек и фанфар с барабанами. Но кое-что действительно надо. «Кое-что» — это процедурное облегчение возвращения на Родину тех, кто реально по вере, языку, сердцу и подсознанию является русским человеком. Это открывание дверей для тех, кто любит Россию и хочет связать с ней свою судьбу кровно, а не виртуально. Нас ведь не так уж и много. Для огромных, нами занимаемых просторов нас просто мало. А сотни тысяч и миллионы соотечественников наших живут шут знает где, мечтая вернуться. Они говорят по-русски, верят по-русски, думают по-русски, плачут по-русски. Разве они здесь не нужны? Среди них есть множество талантливых, работящих, состоявшихся людей, которые, вернувшись, привезут с собой, кроме тряпья в чемоданах, главное: сердца и умы. Деньги — дело наживное. А вот талант, веру, силу и широту духа, патриотизм, наконец, никакими деньгами не измеришь.
Я привел в пример поляков и евреев неслучайно. С евреями ясно: они своих берегут. Им нужно исполнить пророчества и собрать своих воедино. Всё, что связано с ними, есть тайна Божиего избрания, проходящая сквозь историю, как нож сквозь масло. Поляки тоже не лыком шиты. Это наши исторические братья-враги. Братья по славянству и враги по католицизму, в силу сложившихся исторически отношений Православия и Римского костела. Поляки тоже осознают себя как народ-Мессия и народ-Страдалец. Это уникальная, почти моноэтническая страна, в которой не-поляков кот наплакал. У них были короли и поэты, рыцари и ученые. За их спиной богатая история. И они думают о себе много такого, о чем мы в простоте душевной просто не догадываемся. Исходя из того, что они религиозно переживают собственную уникальность, они тоже берегут своих и по крошке собирают их со всего мира. Не дают своим пропадать. То же самое должно касаться русских.
Не давать своим пропадать. Понять, что главное богатство народа не нефть, а люди; не лес, а люди; не алмазы, а люди. Собирать своих по крохам от всех четырех ветров. Давать зеленую улицу ученым, спортсменам, бизнесменам, многодетным семьям. То есть всем, кто вольет свежую кровь в тело народа, всем, кто обогатит его и со временем прославит. (Про священников молчу, ибо это подразумевается.) Это что-то похожее на новеллу в воображаемом тексте с изложением национальной идеи. «Русский человек! Уважай другого русского человека, как поляк — поляка. Как еврей бережет еврея, береги, русский человек, своего русского брата. Полюби наконец народ свой и защищай честь его в лице первого из попавшихся на пути братьев».
А чтобы не скатиться сначала в узколобый национализм, а затем — в нацизм, неоязычество или разновидности фашизма (как это у соседей за стенкой происходит), помни, русский человек, что на самых первых флагах Русской земли был не триколор и не серп с молотом, а образ Спаса Нерукотворного. Христос учит нас от лет древних не гордиться, не превозноситься, себя лучшими других не числить и на весь мир смотреть оком простым и чистым. Если мы со Христом будем, то избежим как растворения в бездушном интернационале, так и смертельной изоляции в гордом и фанатичном национализме.
Так думаю я и так сам с собой разговариваю, отдавая себе отчет в двух вещах. Первая: от понимания и произнесения понятого до воплощения его в жизнь сколько-то времени пройти должно. Второе: если нечто понято и сформулировано, то оно произойдет и воплотится обязательно. Согласен ли ты со мной, русский человек?
Страницы: | 1 | |