Europaica | Митрополит Иларион (Алфеев) | 21.03.2005 |
Сегодня мы собрались для того, чтобы вместе отпраздновать Торжество Православия. Этот праздник был установлен в IX веке в ознаменование окончательной победы Церкви над иконоборчеством, а также в память обо всех великих Отцах и учителях Церкви, — богословах, иерархах, священниках, монахах и мирянах, — посвятивших свою жизнь борьбе за защиту церковного учения от ересей. Всем им, по традиции, в этот день возглашалась вечная память, а еретикам и раскольникам — анафема.
Во многих странах Запада Торжество Православия стало днем, когда православные разных юрисдикций собираются вместе для того, чтобы вместе помолиться и засвидетельствовать о единстве своей веры. Это единство непросто сохранить в тех условиях, когда между Поместными Православными Церквами иной раз возникают противоречия, недоразумения и даже конфликты. В отличие от Католической Церкви, Православная Церковь не имеет единого главы, кроме Самого Господа Иисуса Христа, не имеет единой административной структуры, но у каждой Поместной Церкви свой предстоятель, и управляется она самостоятельно. Несмотря на эту кажущуюся разобщенность, единство мирового Православия сохраняется, и свидетельство и служение Православной Церкви продолжается.
В чем заключается Торжество Православия сегодня, в наше время, столь далекое от IX века, когда этот праздник был установлен?
Прежде всего, в том, что, несмотря на жесточайшие гонения, Православная Церковь не потеряла свою веру, свое литургическое предание, отразившееся в ее храмовой архитектуре, иконописании, церковном пении, во всем строе ее богослужения. Православную Церковь подвергали гонениям и притеснениям на протяжении многих веков — и арабы, и крестоносцы, и монголы, и турки, и большевики в Советской России. Беспрецедентные по своим масштабам репрессии были развязаны против Русской Церкви в XX столетии, когда сотни епископов, десятки тысяч священников и монахов, миллионы мирян были расстреляны, множество храмов взорвано, все монастыри и духовные школы уничтожены, когда была поставлена цель вообще стереть Церковь с лица земли. Но Церковь выстояла, сохранила свою веру и свое единство ценой крови многочисленных Исповедников и Новомучеников, которые являются нашими предстателями и молитвенниками перед Богом.
Сегодня множество храмов строится, восстанавливается и реставрируется — это свидетельствует о востребованности Православия, о его непреходящей актуальности, о его жизненности и духовной силе. Храмы в России и других православных странах наполняются людьми, а те православные люди, которые вынуждены покинуть родину, ищут храм за рубежом, потому что жить без Церкви не хотят и не могут. И этот святой храм, в котором мы сегодня собрались, стоит в лесах и реставрируется, потому что и он востребован, и он нужен людям. Никогда — ни в дореволюционную эпоху, ни в период между двумя мировыми войнами, ни в послевоенный период — в этом храме не собиралось столько людей, сколько в последние годы. Что притягивает их сюда? Богослужение, иконы, церковное пение? И то, и другое, и третье. Но прежде всего — то, что здесь, в храме, люди молитве и в святых таинствах встречаются с Самим Богом Живым. И эту встречу ничем невозможно заменить.
Торжество Православия заключается в том, что в течение многих веков догматическое учение Православной Церкви осталось неповрежденным, и она по-прежнему хранит ту самую веру апостольскую, веру отеческую, веру православную, которую проповедовали Отцы и учители Церкви. Многие ли сегодня в западном так называемом «пост-христианском» мире знают имена и читают сочинения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы? Эти имена известны в лучшем случае ученым мужам — профессорам и академикам, которые изучают творения Святых Отцов как памятники прошлого, как музейные экспонаты. А православные люди читают произведения этих Отцов, для них эти произведения — свидетельство веры, которая обновляет и оживотворяет сердца людей сегодня точно так же, как десять или пятнадцать веков назад.
Многие ли сегодня на Западе читают сочинения аскетических духовных писателей древней Церкви? А православные — монашествующие и миряне — читают эти книги и руководствуются ими в своей духовной жизни. Однажды к преподобному Силуану, который жил в первой половине XX века на Афоне, пришел один профессор западного богослвского факультета и спросил: «Что читают ваши монахи?» Силуан ответил: «Макария Египетского, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Добротолюбие». Профессор удивился: «У нас эти книги читают только ученые богословы». Силуан сказал: «Наши монахи не только читают эти книги, но, если бы книги были утрачены, могли бы написать новые, не хуже прежних». Ибо тот опыт, который отражен в этих книгах, продолжает сохраняться в православном монашестве.
Торжество Православия заключается в том, что в обителях Святой Горы и во множестве других православных монастырей по всему миру продолжают подвзаться иноки, посвятившие себя Богу. Среди них много молодых людей, «взыскавших жития постнического» и оставивших мир для молитвы и аскетического трудничества. Сегодня во многих величественных монастырях Запада, некогда вмещавших по 500 или 1000 иноков, живет по 10−15 монахов, а некоторые обители и вовсе пустуют: молодежь не хочет идти в монастырь, идея одинокой жизни во имя Бога ее не вдохновляет. А православные монастыри пополняются иноками и инокинями. В одной только Русской Православной Церкви сегодня около 700 монастырей, тогда как еще 15 лет назад их было всего 18. В чем причина массового обращения молодых людей к монашеской жизни, если не в том, что православная вера продолжает вдохновлять их, как вдохновляла их предков на протяжении столетий?
Многие церкви на Западе жалуются на нехватку священников и на постепенное уменьшение числа прихожан. А Православная Церковь — одна из немногих христианских конфессий, численность которой постоянно увеличивается и в которой число священников не падает, а растет. В одной только Русской Церкви 15 лет назад было 6 тысяч священников, а сейчас 27 тысяч, и еще несколько тысяч молодых людей учится в духовных семинариях и богословских школах.
Духовное возрождение наблюдается и в Румынии, и в Сербии, и в Грузии, и в других странах, где Православие еще недавно было гонимым и притесняемым.
Все эти факты нас глубоко радуют, но они не должны становиться поводом для безудержного триумфализма, превозношения над братьями и сестрами из других христианских общин. Напротив, мы должны быть открытыми по отношению к ним и мы должны делиться с ними тем огнем, который зажигает наши сердца, той радостью, которая вдохновляет нас, той верой, которая преображает и изменяет нашу жизнь.
Сегодня, как никогда раньше, необходима межхристианская солидарность, взаимопонимание, взаимопомощь. Сегодня все христиане — и православные, и католики, и протестанты — стоят перед вызовом воинствующего безбожия. Нашим детям в школах внушают, что Бога нет, что мир не сотворен Богом, а произошел в результате стечения случайных обстоятельств, что религиозное мировоззрение, представленное в Библии, не соответствует современным «научным данным». Недоказанные гипотезы выдаются за факты, и наши дети верят в то, что люди произошли от обезьяны, а обезьяна — от рыбы или растения. Родители же нередко беспомощно опускают руки перед безудержным натиском атеистической пропаганды, не зная, как защитить от нее своих детей.
Сегодня молодежи внушают неуважение к традиционным ценностям, говорят, что эти ценности вышли из моды, отжили свой век. Идеалы целомудрия, супружеской верности и чадородия стали непопулярны: вместо них проповедуется свободная любовь, права сексуальных меньшинств, аборты и контрацепция. Всеобщему торжеству гедонизма и индивидуализма есть только один ответ — и этот ответ дает религия. Вопреки всем новым веяниям, она провозглашает, что человек — не обезьяна и не скотина, что жить он должен не для удовлетворения своих плотских похотей, а для высших целей, ибо создан по образу и подобию Божию. И сегодня задача всех христиан — напоминать миру о вечных истинах, о нетленных ценностях, которые никогда не устаревают, но всегда остаются актуальными.
Будем же, дорогие братья и сестры, дорожить бесценным даром православной веры, которую мы унаследовали благодаря подвигу многих поколений христиан. Постараемся передать эту веру нашим детям и внукам, поделиться ею с ближними и дальними, чтобы Православие продолжало торжествовать, наполняя жизнь людей радостью, смыслом и духовным содержанием.
20 марта 2005 г.