Русская линия
Фома Дмитрий Володихин,
Ирина Левина
09.07.2015 

Дорога скорби
Петр и Феврония Муромские как образец для христианина, претерпевающего тяготы

В 1547 году в Москве состоялся большой Церковный Собор. На нем были прославлены в лике святых многие русские подвижники благочестия и веры. Именно тогда Церковь установила: «По всем градом великого царства Российского пети и праздновати повсюду» святых Петра и Февронию Муромских (25 июня). Так Петра и Февронию причислили к лику святых.

Их мощи с древних времен хранились в соборном храме Мурома. Жители города молились им, просили у них предстательства перед Господом. У муромского духовенства было краткое житие святой четы. В местной церковной традиции о них помнили как о людях необыкновенного благочестия, идеальных супругах. В конце жизни оба отказались от мира и добровольно приняли постриг.

Тогда же, в середине XVI века, появилось блистательное литературное произведение — «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Ею без преувеличения зачитывалась вся Русь. Еще при московских государях «Повесть..» ходила во множестве рукописных копий и была широко известна как обитателям белокаменных палат, так и насельникам простых изб. Знатоки и сейчас восхищаются ею.

Прекрасные, светлые герои ее проходят через целый каскад приключениями: борьба с чудовищным змеем, излечение от тяжкой болезни, чудесное обретение мудрой жены, боярский мятеж, изгнание, триумфальное возвращение в родной город.

Но помимо всех этих приключений автор «Повести..», высокообразованный московский «книжник», насытил повествование христианскими поучительными словами. Между тем, в советское время «Повесть..» несколько раз публиковали без вступления и заключения, с большими лакунами. Ключи к смыслу всего действия — а это именно высокие смыслы православной нравственности — оказались утеряны! Без них великое произведение древнерусской литературы страшно обеднено.

Стоит присмотреться к тому, что в первую очередь хотел донести автор «Повести..» до умов своих современников, христиан Московского царства.

Самый глубокий из таких вот «скрытых» смысловых слоев «Повести..» связан с мотивом Крещения.

В «потерянном» предисловии автор несколько раз процитировал Священное Писание, притом чаще всего — послания апостола Павла. Цитаты из апостола Павла как бы прорастают сквозь сюжетную канву «Повести..». Вот цитата из Послания к коринфянам (2 Кор 6:5−7), задающая путь христианина сквозь тяготы и лишения ради Христа: «В скорбех. в нестроениих, трудех. в разуме, в долготерпении, во благости, в Дусе святе, в любви нелицемерне, в словеси истинне, в силе Божии» (такими словами передан фрагмент из Послание в «Повести о Петре и Февронии Муромских»).

Именно такое шествие по мукам мы и видим в «Повести..».

Святые Петр и Феврония действительно много перемещаются, путешествуют: после битвы со змеем, отравленный кровью чудовища, он отправляется на поиски врача, святая Феврония покидает родной дом ради супружества, они вместе вынуждены уехать из Мурома, когда бояре составляют против них заговор, а потом вернуться, позже — переселиться в монастырь. Но главное не сам факт перемещения в пространстве, главное другое: на этом пути они претерпевают трудности, приносят большие и маленькие жертвы. В благополучное время они не забывают о жертвенности и нищелюбии. Наконец, в финале предают самих себя в руки Божии, оставив княжеский престол и всё мирское ради иночества. Последней радостной жертвой было, пожалуй, рукоделие Февронии: шитье воздуха для храма, которое она бросила, чтобы уйти из жизни земной одновременно с мужем.

Дабы лучше понять, о чем говорил книжник, заглянем в начало соответствующей (шестой) главы этого Послания в синодальном переводе: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах..» (2 Кор 6:1−6) и так далее.

Имеется в виду Благодать дара Святого Духа, который принимает человек при Крещении. Апостол призывает учеников пронести Дар Крещения через все трудности и тесноты жизни, и не просто пронести, а дать ему раскрыться, сделать всю жизнь христианина проповедью Благой Вести.

То есть человеку, принявшему Крещение, еще нужно принять бой с бесом, призвав Божью помощь (потому что человеческих сил на этот бой не хватает); только так победа и исцеление, принятые в Крещении, закрепятся и преумножат славу Бога.

Если проследить духовный путь князя Петра, то мы увидим разнообразные битвы, одоления. Каков при этом путь Февронии? Она подобна мудрым девам из Евангелия от Матфея, наполнившим свой светильник елеем добродетелей и готовящимся войти в Царствие Божие (Мф. 25: 1−13). Феврония не совершает решительных побед, как князь Петр, но ее служение не менее важно: ее добродетели оказываются нужны именно тогда, когда духовное состояние князя находится в опасности.

Дьявол устраивает им «бедствия», покушается на их целомудрие, заставляет делать трудный, порой унизительный выбор. Петр, колеблясь, Феврония же давая ему добрые наставления, вместе проходят узкой тропой через все испытания и торжествуют над сатанинскими лукавствами.

«Повесть..» говорит читателям, и книжным, и некнижным: Крещение — благое начало трудного пути для всякого христианина. Таинственная Победа в темных водах Христа над змеем-дьяволом ведет к «бане пакибытия» — очищению, исцелению, просвещению верующего — и, наконец, к его спасению. Шествие по этому пути исполнено трудов, испытаний, смирения, но другого пути нет. Все иные к спасению не ведут.

Ничего более важного в «Повести..» нет. Здесь суть ее, альфа и омега. Тот смысл, ради которого нагорожены все «приключения». Таким образом, «Повесть..» — напутствие в самом прямом значении этого слова. А святая чета — путники, благополучно прошедшие по трудной дороге до самого конца.

Такова «высокая тайна» этого выдающегося произведения русской литературы.

Вроде бы, просто.

Как просты любовь или святая Троица — на первый взгляд.

http://foma.ru/doroga-skorbi.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика