НГ-Религии | Александр Петров | 05.02.2005 |
Во время официальной части Алексий II отметил, что Русская Православная Церковь (РПЦ) с уважением отнеслась к волеизъявлению украинского народа, и не преминул отметить, что за Ющенко голосовали и «многие чада Украинской Православной Церкви». Патриарх имел в виду Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, которая активно выражала свои симпатии альтернативному кандидату в президенты Виктору Януковичу.
Алексий II особо обратил внимание Ющенко на то, что при «прежней власти в стране было спровоцировано разделение, и в жизнь украинского православия был внесен раскол, который пагубно отражается прежде всего на людях, которые не всегда знают, где каноническая Церковь, а где раскольники».
В своем ответном слове Ющенко заявил, что основой его религиозной политики будет толерантное отношение ко всем конфессиям и что он никогда не будет указывать своим сторонникам, «чадами какой Церкви им надлежит быть». Иными словами, он недвусмысленно дал понять Алексию II, что его как политика «церковные дела» не волнуют и он не собирается вставать на ту или иную сторону в межцерковном конфликте. «Мы понимаем те обстоятельства, в которых находится Украинская Православная Церковь, когда есть несколько конфессий, у которых своя история отношений, очень часто — сложная», — отметил украинский президент.
В Московском Патриархате выразили удовлетворение итогами встречи. Как отметил агентству «Интерфакс» глава секретариата межправославных связей Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, «встреча прошла успешно. Об этом свидетельствует уже тот факт, что ее продолжительность вдвое превысила запланированную».
Однако позиция украинского президента, явно идущая вразрез с реальными интересами Московской Патриархии, стремящейся к привилегированному положению на Украине, вполне объяснима: Ющенко является сторонником Киевского Патриархата, чью каноничность не признает РПЦ. Его супруга, Екатерина Чумаченко, будучи греко-католичкой, также не испытывает особой симпатии по отношению к промосковской Церкви. Между тем Ющенко никогда особо и не афишировал свою конфессиональную принадлежность, считая это сугубо личным делом.
Напомним, что в ходе предвыборной гонки Украина разделилась не только по политическому, но и по конфессиональному признаку. Так, на юге и востоке страны, где во всех трех турах выборов большинство избирателей поддержало премьер-министра Виктора Януковича, сторонника Московской Патриархата, традиционно преобладает Украинская Православная Церковь (УПЦ МП). На западе и севере, где победу одержал Виктор Ющенко, всегда были сильны позиции Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ).
В своих агитационных кампаниях оба кандидата пытались использовать электоральный ресурс Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) и получить благословение ее Предстоятеля — митрополита Владимира (Сабодана). Обращаясь к верующим всех конфессий, Ющенко в отличие от Януковича, пообещавшего преодолеть раскол в украинском православии, никаких конкретных обещаний в адрес УПЦ МП не давал.
После победы Виктора Ющенко основной вопрос, который беспокоит Московскую Патриархию, — это судьба канонического православия на Украине. Представителей РПЦ не может не тревожить тот факт, что глава Киевского Патриархата, сделавший ставку на кандидата от оппозиции и «оранжевую революцию», неожиданно оказался в более выигрышной ситуации, чем каноническая УПЦ МП.
По-видимому, именно эта тема и стала ключевой в беседе, которая проходила за закрытыми дверями между Предстоятелем РПЦ и президентом Украины. Патриарх рассчитывал получить гарантии того, что новая власть не будет вмешиваться во внутренние дела Церкви. Скорее всего он их получил, несмотря на то что излишняя политическая активность РПЦ во время украинских выборов изрядно осложнила положение УПЦ МП после победы кандидата от оппозиции.
Сдержит ли Ющенко свои предвыборные обещания и какой на деле будет политика украинских властей по отношению к Православным Церквам, после того как утихнут последние отголоски «оранжевой революции», говорить еще рано. Сейчас несомненно одно: и Виктор Ющенко, и митрополит Владимир, и Патриарх Алексий II заинтересованы в налаживании конструктивного диалога между государством и Церковью. От того, как быстро Московская Патриархия найдет общий язык с новой властью, отчасти зависит и развитие российско-украинских отношений в целом.
2 февраля 2005 г.