Литературная газета | Вадим Долганов | 02.07.2015 |
В Крыму набирает силу курортный сезон. Ещё рано говорить, какими будут его итоги. Ясно, что все, кто приедет сюда набраться сил и увидеть не сравнимые ни с чем красоты, будут о многом вспоминать добром. Но немало проблем лишь ждёт своего разрешения.
Лишь однофамильцы
Указатель на дороге — «Феодосия, Керчь». Днём и ночью — вереница машин: трейлеры, легковушки, автобусы. Тянутся на восточную оконечность, к переправе. Задует норд-ост — останавливается порой на несколько дней переправа, накапливаются автомобили, возмущаются люди. Пустоват вокзал в Симферополе: за сутки пять-шесть электричек в Джанкой, Феодосию, Севастополь. Трасса на север, когда-то невероятно оживлённая, практически пуста. Украинская граница почти на замке — даже для тех граждан «незалежной», которые бы хотели, да не могут покатить к черноморскому берегу. Накануне курортного сезона киевские власти ещё сильнее ужесточили правила пересечения границы. «Иностранцами и лицам без гражданства» (т.е. россиянам и белорусам) необходимо получать где-то спецразрешения. Кто их даст?!
Выручает небо. Над симферопольской обводной дорогой круглые сутки ревут авиамоторы: обновлённый, а недавно ещё заштатный аэропорт принимает почти двадцать рейсов в час!..
Тележурналист Сергей Брилёв в недавнем интервью поинтересовался у нынешнего руководителя Крыма, мол, автор знаменитого романа «Остров Крым» Василий Аксёнов случаем ему не родственник? И услышал: нет. Да, они не родственники, даже не были знакомы. В год кончины Василия Павловича Аксёнова Сергей Валерьевич стал сопредседателем координационного совета общественной организации «За русское единство в Крыму!» — своеобразного антипода «Союзу общей судьбы», выдуманному писателем.
Упомянутое интервью Сергей Аксёнов завершил так: «Но вторую часть романа мы пишем, постараемся дописать». Какой она будет?
Запрет, ещё запрет
Как известно, майданная власть обрушила из всех калибров залпы ненависти на русский Крым. К счастью, не стали они пушечно-смертельными подобно донецким. Но атака на Крым не прекращается. Поначалу даже потешно выглядело: в Херсоне киевские создали «представительство президента Украины в АРК», назначили чиновников. Но скоро стало понятно: не мальчики из винницких или ивано-франковских сёл ведут в Киеве политическую и правовую игру, но серьёзные закулисные кукловоды, испытанные специалисты.
Началось с непризнания документов российского образца, выдаваемых в Крыму. К примеру, свидетельство о рождении ребёнка после марта 2014-го украинские пограничники «не увидят», если мать решит ехать с малышом в «незалежну», — не пустят ни её, ни дитя. Ничего не подскажут и крымчанину с русским паспортом, решившему жениться на киевлянке. Не признают доверенности, права собственности, наследства, даже автомобильные номера с кодами «82» и «92».. Список запретов огромен, включая российские паспорта, выданные Управлением ФМС в Крыму. Сегодня крымчанин, выезжая на Украину, на своей границе предъявляет паспорт гражданина РФ, а на украинской — старый, с трезубцем. Нет его — от ворот поворот. Правда, теперь регулярное транспортное сообщение с Украиной прервано — блокада.
Однако на территории бывшего СССР нет правил, которые бы не обходили находчивые граждане. Например, любой может купить билет на автобус из Симферополя, Ялты, Джанкоя до, скажем, Одессы, Харькова или Киева. Выглядит рейс так: пассажиров довозят до границы. Затем полтора километра они идут с вещами пешком, а с другой, украинской стороны их дожидается ещё один автобус, в который сядятся по тем же билетам.
В клондайк превратилась для таксистов станция Новоалексеевка. Это конечный пункт «Укрзализныци». За 1000−1200 рублей (можно также гривной по курсу, евро, хоть тугриками) вас с комфортом перевезут на крымскую землю, обеспечив прохождение украинских постов без нервотрёпки. Хотите сэкономить — ждите несколько часов. То же зачастую касается грузов. Украинские пограничники установили таксы, в среднем 20 тысяч рублей с трейлера — и вези что хочешь!
Но упрекнуть можно не только украинских пограничников. Нельзя найти оправдание нерасторопности и наших собственных таможенников и чиновников. По отзывам людей, за год сделано мало, чтобы положение поменялось, особенно если есть желание принимать курортников и грузы с Украины. Ведь до 85 процентов отдыхающих приезжали оттуда, а поля, бахчи и сады Херсонской, Запорожской, Николаевской областей были настроены на продажу продукции на крымском берегу.
К общей картине надо добавить полное перекрытие украинскими властями Северо-Крымского канала. Это привело к дефициту воды, гибели некоторых направлений сельхозпроизводства, в частности рисоводства.
Украина навесила замок на международное судоходство не только в Крыму, но и стала арестовывать в Херсоне, Новой Каховке, Одессе российские и иностранные грузовые теплоходы, которые заходили на полуостров. Единственный круиз из Ялты в Стамбул отменили предприимчивые организаторы, а старенькое пассажирское судно от греха подальше перегнали в Грецию. Авторы проекта «Блокада Крыма» некоторых результатов добились. Сложная логистика доставки товаров из российских регионов заметно повышает их цену, а зимние штормы приводят к перебоям в самих поставках.
Санкции ударили по банкам. Герман Греф недавно признал: «Сбербанк не планирует в ближайшее время входить в Крым». Как ВТБ и некоторые другие финансовые гранды. Минувшим летом у российских отдыхающих случались проблемы с обналичкой, а у местных предпринимателей беда не только с доставкой товара, но и с оплатой. О доступности кредитов и говорить не приходится. Хотя центральной властью и финансовым сектором России делается немало. Скажем, начало работы Российского национального коммерческого банка «Россия» сняло остроту целого ряда проблем, а внедрение национальной платёжной системы сулит привычный комфорт для курортников и для самих крымчан. Но пока индивидуальные предприниматели ежемесячно проводят долгие часы в очередях, чтобы заплатить налоги и отчисления, а старики в ожидании ежемесячных пенсий.
Или ситуация со связью! «Укртелеком», прежде обеспечивавший работу стационарной сети и частично интернета, принадлежит одному из украинских олигархов. Фирму национализировали, но нареканий к госпредприятию «Крымтелеком» полно. Хотя они меркнут на фоне «мобильных» проблем. Прежде действовали две основные компании — «КиевСтар» и МТС-Украина, частично российские. Из-за санкций они приказали долго жить. На смену пришли наскоро слепленный местный оператор Win-Mobile и МТС, полулегально. У российского оператора нет ни одного фирменного салона в Крыму, продаются кубанские карточки. А в американских «яблочных» аппаратах, если хотите обновить программы, скажем, для Skype или Yandex, выскакивает иконка: «Недоступно согласно регламенту ЕС № 1351/2014 Европейского совета и исполнительному приказу № 13 685 президента США». Такая всемирная глобализация!
Надо отметить, что киевской сборной команде пока в чём-то сугубо жизненном удалось оторвать от слова «полуостров» его первую часть. Можно вспомнить, как перед новым, 2015-м годом вырубили свет — почти на трое суток. Чтоб отучить россиян встречать под ёлкой на берегу самый лучший праздник. Южно-Украинская и Запорожская АЭС, так же как и Северо-Крымский канал, в своё время строились для обеспечения Крыма энергией. Кнопки управления как были так и остались «на той стороне». Есть ли альтернатива? Риторический пока вопрос. А если в Киеве на законодательном уровне примут решение полностью заблокировать Крым, как предлагают некоторые депутаты из порошенковской фракции?.. Что тогда? Перекрыть доставку российского газа на Украину? Непростые вопросы…
Хотели как лучше
Перечисление проблем, затрагивающих порой сотни тысяч крымчан, заняло бы много места. Именно поэтому кое-кто из здешних политиков, управленцев убеждён: определённый законодательством переходный период до конца 2014 года оказался мал. Не успели, например, заменить документы на права собственности — земли, домов, квартир, автомобилей, моторных лодок и т. п. Про машины спросили даже Владимира Путина во время прямой линии: как, мол, быть, если транспорт оформлен по доверенности? Реальный хозяин — крымчанин, а номинальный, по техпаспорту, — украинский гражданин. Там так принято, как и оформление в лизинг грузовиков через киевские, черниговские, херсонские фирмы. Президент ответил, что не может сразу определить порядок решения проблемы, но заверил: он будет найден. Правительство отреагировало быстро, выпустив специальное постановление. Согласно ему, замена украинских номеров на российские на подобных машинах будет произведена, а постоянные техпаспорта выдадут лишь через 5 лет. То есть предоставили крымчанам возможность в спокойном варианте в правовом поле решить личную транспортную проблему.
С ещё большими проблемами столкнулась масса людей (это, к слову, также особенность правовой системы соседнего государства), которая «числилась» за областями Украины. Успешные бизнесмены покупали жильё в Киеве и там регистрировались, чтобы иметь преимущества столичных жителей. Многие студенты-крымчане регистрировались в общежитиях или квартирах в Харькове, Днепропетровске, Киеве. В свою очередь, киевляне или сумчане обзаводились квартирами на ЮБК вдобавок к жилью в своих городах, а потом, выйдя на пенсию, переселялись в Крым, не лишая себя предыдущей регистрации. Карусель!
Кто из них имеет право на гражданство РФ, кого признавать постоянно проживающим здесь, а значит, подпадающим под действие федеральных законов? Элла Памфилова, выступая весной в Госдуме, назвала количество таких людей в пределах 50−100 тысяч, хотя реально их куда больше. Определять поручили местным судам. Лишь после вступления в законную силу соответствующего вердикта человек может идти в отдел ФМС, который принимает окончательное решение. К слову, практика с точки зрения права далеко не идеальная. С одной стороны, высший арбитр — суд, определяющий факт постоянного проживания на момент воссоединения, с другой — миграционная служба, требующая справок с места жительства, подтверждения органов МВД, выписок из трудовых книжек и даже. квитанций об оплате коммунальных услуг.
Острота проблемы не снята — ФМС приходится зачастую быть придирчивой. Обиженные вновь идут в суды, жалуются в прокуратуру. Что поделаешь, по мере разрушения государства «Украина» всё больше его граждан хотят получить российский паспорт, особенно выходцы из Донбасса, наводнившие Крым. Думается, решение может быть очень простым: государственная граница между Крымом и Украиной официально установлена с 25 апреля прошлого года. Поэтому ФМС легко определить в спорных случаях, живёт ли человек здесь, либо приезжает изредка к родственникам или на собственную дачу у моря.
Таких неординарных проблем так много, что о них Сергей Аксёнов говорил председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву во время его недавней поездки в Крым. Глава республики попросил передать на местный уровень решение специфических для Крыма задач. Расчёсывание под одну гребёнку может вызвать социальное недовольство, привести к утрате доверия.
Вот, например, индивидуальное отопление в многоквартирных домах. В России его фактически нет, здесь — практически в каждой квартире. Многие годы украинские чиновники пели песни о тотальной газификации — на деле всё иначе. От Севастополя до Керчи, от Джанкоя до Алушты горячую воду в центральном отоплении подавали редко. Зимой, когда на побережье штормовые ветры, а в степной зоне — почти сибирские морозы, батареи едва теплились. И жители ставили газовые котлы и бойлеры, узаконивали их в «Крымгазе» и «Крымэнерго». За свой счёт не только устанавливали оборудование, но и делали проекты, рабочие планы, согласования и т. п. Одномоментный запрет приведёт к коллапсу энергосистемы: экономичные домашние обогреватели просто нечем будет заменить. Таких примеров хватает.
Болезни роста
Нет сомнения, что ялтинцы — российские патриоты. Разговоры о массовом разочаровании от присоединения к России в основном лишь досужая болтовня и, как говаривали раньше, вражеская пропаганда. Прошедшие осенью местные выборы убедительно подтвердили результаты всекрымского референдума. Но ялтинцы, конечно, хорошо знают и то, что курортный сезон год кормит. А потому среднестатистический ялтинец практичен, деловит, а то и прижимист. Порою желание местных содрать по полной приводит в уныние отдыхающих.
Российский курортник тоже умеет считать — и время, и деньги. И может сравнивать Крым с Египтом или Турцией, с Сочи. И часто сравнение не в пользу Крыма. Когда в первомайские праздники флагман здешнего сервиса, гостиница «Ялта-Интурист» начала требовать доплат, это людей сильно разозлило. Отель вычеркнули из списка известного сайта бронирования. А цены на август — 9 тысяч рублей за одноместный номер с завтраком — заставили многих искать иные варианты. В Коктебеле, Судаке или Новом Свете можно рублей за 300−500 снять в сезон благоустроенную комнату с видом на море в частной мини-гостинице.
В одном старинном путеводителе вычитал фразу: «Морския купания в Ялте не принадлежат к числу лучших в Крыму. Значительная часть берега составляет частную собственность, другая, расположенная против мола и прилегающая к центральной части города, занята набережной и примыкающим портом, сильно загрязняющим морскую воду».
С закрытыми пляжами после воссоединения понемногу справляются — в украинские времена искупаться или даже выйти на берег в Ялте бесплатно было почти нереально. Сейчас заборы и шлагбаумы сняты, но частные фирмы (в основном офшорные) навязчиво предлагают услуги, заставляя платными лежаками и зонтами большую часть пляжей. Что касается набережной, то недавно её «украсил».. капитальный забор возле разваливающихся причалов. Кому ремонтировать, спорят между собой руководители города и порта — курортникам не легче.
Местные сайты полнятся чатами о городских проблемах. Ругают, конечно, местную власть, уповают на Москву. Активные юзеры сходятся в одном — из вчерашних площадных борцов-трибунов далеко не всегда выходят умелые управленцы. Что, кстати, подтверждает арест в минувшее воскресенье активного участника «Крымской весны» Андрея Скрынника, получившего пост министра промышленной политики и торговли. Его подозревают в мошенничестве. Кадры — это тоже одна из крымских проблем. Жители устали от одних и тех же лиц, менявших словно перчатки различные провластные украинские партии. Их обвиняют в прохудившихся очистных сооружениях, в колдобинах на дорогах, в том, что город замусорен.
Команда, назначенная главой республики в Ялту, за год ничем себя особо не проявила. Разве что пиар-акциями, ежедневными поздравлениями в СМИ всех и каждого, участием в публичных мероприятиях. Может, и хороший человек нынешний глава администрации Ялты, в чём-то талантливый, наверное. Но критерии его назначения на столь ответственную должность для многих горожан непонятны. Он никогда тут не жил, работал лет десять водителем-экспедитором в одном из симферопольских ООО, затем другое ООО возглавлял. Ни дня на государственной или муниципальной службе, ни дня на серьёзной руководящей должности. Возможно, научится со временем? Да только время течёт слишком быстро, а городское хозяйство Ялты всё быстрее приходит в упадок.
Самое печальное зрелище — Приморский парк, вернее, его остатки. За годы украинского владычества столетние кипарисы и пальмы вырубили, нагородили железобетонные многоэтажки, которые смотрят фасадами на пляж. Это дикое, растянувшееся до Ливадии строительство нарушало Водный кодекс Украины, противоречит оно земельному и водному законодательству РФ. Весной минувшего года хозяева строек вроде как испугались, но к концу 2014-го краны и сварочные агрегаты заработали с новой силой. Чуть ли не у кромки моря растут новые железобетонные коробки. Более того, в Госсовет Республики Крым вносится предложение. узаконить стройки, разрешения на которые были получены, кстати, в украинские времена. К сожалению, ситуация типична для ЮБК.
Болезни роста? Или невнимание со стороны центральных властей? К слову, что такое Всероссийское министерство по делам Крыма, мало кому здесь понятно, а его вклад в адаптацию и развитие полуострова без увеличительного стекла не особо заметен.
Мало кто мог предположить в эпоху Брежнева, что распадётся Советский Союз, а Крым, наспех переданный Хрущёвым в состав УССР, окажется отрезанным от исторической родины. И не получится из него «изолированного русского государства» в теле «незалежной». Как не все до сих пор понимают, что западные рецепты, грубо навязанные Украине после госпереворота в феврале 2014 года, не приведут её к процветанию и превращению в «альтернативную Россию» по рецептам раннего Василия Аксёнова. Более того, оторвут от материковой Украины Крым и вернут его домой. К счастью для всех нас, далеко не всё в своём фантастическом философском повествовании смог предугадать писатель. Видимо, не всё делает правильно и Аксёнов-политик — не так-то просто превратиться из вожака возмущённых масс в руководителя уникального субъекта Российской Федерации.
Но, главное, весна-2014 оказалась для крымчан праздником настоящим. Очень хочется, чтобы реалии бытия не убили эту праздничность, не затмили радость от воссоединения.
http://www.lgz.ru/article/-27−6515−1-07−2015/krymskiy-pereval/