ОВЦС МП | Епископ Алатырский Савватий (Антонов) | 31.01.2005 |
Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства, Богомудрые cвятители и служители Алтаря Господня!
Изволением Божием решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Синода Русской Православной Церкви, я призываюсь ныне быть преемником апостольского служения — епископом Русской Православной Церкви.
Мне, недостойному архимандриту, ныне испытывающему чувство благоговейного страха и трепета, предстоит принять благодать епископства через возложение Ваших святительских рук.
Знает сердцеведец Господь, что не искал я путей к достижению епископского чина и не помышлял о великом апостольском служении, так как всегда сознавал свое недостоинство и человеческую немощь. Будучи, с детства, призван Промыслом Божиим на церковное служение, я всегда благодарил Бога за то, что Он соделал меня служителем престола Божия.
Сильное и глубокое волнение испытываю я в эти минуты, когда стою пред сим Священным Собором, которому предстоит вскоре возложить на меня грешного и недостойного святительские руки, чтобы ввести в среду апостольского преемства. Но утешением моим слабым силам служат слова Господа Иисуса Христа: «Да не смущается сердце Ваше и да не устрашится» (Ин. 14. 27).
Епископ, как предстоятель собрания христиан, низводит «не огнь, но Святого Духа; совершает продолжительное моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше и попалил предложенное, но чтобы Благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила чрез нее души всех и соделала их светлейшими очищеннаго огнем серебра», — говорит святитель Иоанн Златоуст в Слове третьем о священстве.
По мысли святого Иоанна Златоуста, высказанной в том же Слове, тот, кто может разуметь «как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженнаго и безсмертнаго Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа», а все это совершается ни кем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенскаго огня, или получить уготованные венцы". Cан епископа сопряжен с великой ответственностью еще и потому, что посредством возложения рук архиерея Господь призывает к священническому служению новых пастырей Церкви.
Взирая на тот образ архипастыря, который содержится в Священном Писании, я вполне осознаю, свое недостоинство, но в то же время уповая на всесильную помощь Божественной благодати я верю, что молитвами всей Церкви Божией Господь дарует мне непорочно пройти поприще епископского служения.
Предстоя перед собором святителей Церкви, я вместе с тем, ощущаю свое недостоинство, и когда я помышляю о величии, святости и безмерной ответственности епископского служения, то ясно вижу ограниченность своих сил. Но вместе с тем я сознаю и то, что «вся подает Дух Святый», «у Негоже премудрость, разум, страх». Поэтому, уповая на всесильную помощь Божественной благодати, которая «всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет», я со страхом и благодарением повинуюсь призванию Божию.
Сейчас я обращаю свой мысленный взор на прожитые годы и ощущаю промыслительную десницу Господа Бога, которая путеводительствовала меня по жизни.
С юных лет я стремился к священническому служению. Родился в семье пастыря, где с детства мне прививалась любовь к Богу, к молитве и храму Божиему. Отец в священном сане вот уже 48 лет, 45 из которых служит в Введенском кафедральном соборе города Чебоксары: его пример с младых лет вдохновлял меня, наполняя желанием посвятить свою жизнь служению Богу. И, конечно же, моя мама с ранних младенческих лет воспитала меня в страхе Божием, почтении к Патриарху, архипастырям Церкви и священникам. Мне было восемь лет, когда в нашу епархию приехал преосвященный епископ Варнава, ныне митрополит.
С первых дней своего пребывания на Чувашской кафедре, он был примером истинного служения Церкви Христовой. И на всем протяжении моей сознательной жизни Владыка стал моим духовным отцом, что впоследствии и повлияло на мой выбор жизненного пути. От его святительских рук я принял монашеский постриг, а затем диаконскую и священническую хиротонию. Неся священническое послушание в кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы города Чебоксары, по представлению владыки Варнавы, решением Священного Синода, я был назначен наместником вновь открывшегося Свято-Троицкого мужского монастыря, где до сих пор несу смиренное послушание.
Самоотверженное служение Высокопреосвященнейшего митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы для меня всегда являлись примером истинного пастыря и боголюбивого отца.
Бог судил мне все годы моего священнического служения в меру моих скудных сил и способностей трудиться под непосредственным руководством Высокопреосвященнейшего митрополита Варнавы, за что я безмерно благодарен Спасителю душ наших Христу Жизнодавцу.
Повинуясь воле Божией, призвавшей меня ныне к великому сану, я со смирением и трепетом преклоняю главу свою и предаюсь Промыслу Божию для принятия возлагаемого на меня нового и ответственного послушания. Епископское служение есть нелегкий крест. Потому епископу, как блюстителю чистоты веры, необходимо и самому держаться «истинного слова… и наставлять в здравом учении» (Тит. 1. 9) других. Исповедуя пред вами свое недостоинство, понимаю, что предстоящее епископское служение потребует от меня неустанного труда, пастырской ревности, напряжения всех моих духовных сил. Для того чтобы принести добрый плод послушания Богу, необходимо прежде всего иметь самоотверженную любовь к Церкви, отдать всего себя служению ей, а значит и Людям, народу Божиему. Стараться донести до сердца каждого человека Благую Весть о Христе Воскресшем, по словам Спасителя «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16. 15). Сегодня, после многих лет тоталитаризма, народ Божий вновь нуждается в евангельской проповеди. Для этого, по словам Апостола, епископ должен «быть образом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, чистоте» (1 Тим. 4. 12), он — кормчий корабля, мудро ведущий свою паству к тихой пристани Царства Небесного. Сейчас, как никогда, епископу необходимо иметь мудрость, для того чтобы быть «домостроителем Божиим» (Тит. 1. 7).
Ваше Святейшество! Благословите меня на предстоящий труд на ниве Христовой, и вы, богомудрые и всечестные архипастыри, и помолитесь обо мне грешном и недостойном, чтобы ниспослал мне Милосердный Господь Божественную благодать Духа Святого, спасая через Таинство епископской хиротонии. Смущаюсь оттого, что не хватает мне жизненного опыта, мудрости. Ибо, требования епископского служения высоки.
Обещаюсь, ведя стадо Христово по многотрудному и тернистому пути, строго соблюдать каноны и уставы Святой Церкви. Заверяю, что даже до последнего издыхания пребуду верным Матери-Церкви и ее Богозаповеданному единству. И да помогут мне Ваши Первосвятительские молитвы ко Всемогущему Господу, да возложением рук Ваших ниспошлет мне Господь дар благодати, животворящий, укрепляющий, просвещающий и наставляющий на всякую истину. С полным смирением предаю себя всеблагой и всесовершенной воле Божией. Верую, что Господь Иисус Христос пребудет со мной. Он, Пастыреначальник, будет пасти меня, пастыря, и в моей немощи будет совершаться сила Божия, а также, Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи не оставит меня во все дни жизни моей. Аминь.