Российские вести | Станислав Стремидловский | 27.01.2005 |
Сегодня, конечно, этот акт доброй воли со стороны ректората Московского университета кажется само собой разумеющимся. Ведь в левом крыле здания, где ныне размещается факультет журналистики, церковь была изначально. Это уже потом при безбожной советской власти туда въехал Студенческий театр. Но даже зная историческую правду, не так просто было ректору МГУ Виктору Садовничему в начале 90-х отстоять решение о возобновлении церковного служения на Моховой. «Первые два-три года робко, а потом все увереннее и увереннее храм участвует в духовной жизни университета», — так сегодня говорит об этом времени ректор. А я от себя замечу, что нам, прихожанам Татианинской общины, всегда было радостно видеть, как возрастало за эти годы доброе участие Виктора Антоновича в делах университетской церкви.
Ведь домовый храм МГУ — место особенное. Нет, здесь служат литургию и всенощную и молятся на том же церковнославянском языке, что и везде. Однако в общинной жизни, являющейся продолжением церковной, есть своя «студенческая» специфика. Прежде всего, в подборе кадров. Бессменный настоятель храма — выпускник филологического факультета МГУ, ведущий преподаватель Духовной Академии и серьезный церковный ученый, протоиерей Максим Козлов. Служит в храме известный литературный критик и журналист, иерей Владимир Вигилянский, с января сего года возглавивший пресс-службу Московского Патриархата.
Им приходится иметь дело с непростыми прихожанами. Высшее образование практически у всех, не редкость и научная степень. Они задают сложные вопросы, на которые не отмахнешься одной фразой. Да еще искушения соответствуют развитию ума. Конечно, ответ священника так или иначе диктуется тем, что подсказывает ему Божья благодать. Однако умение подкрепить нужные слова в какой-то мере «доказательной базой» (извините за, может быть, неуклюжую формулировку), сослаться в одном случае на церковный авторитет, а в другом вспомнить случай из собственного пережитого — все это еще требует, как представляется, высокой образованности и некоторого мирского опыта. Судя по тому, что люди не разбегаются по соседним храмам, напротив, приходят новые прихожане, подрастают дети «старичков», сумели, значит, найти нужную линию клирики храма среди, повторюсь, непростой аудитории.
Что касается пожеланий «татьянинцам» по случаю юбилея, то хотелось бы все-таки видеть более активное присутствие университетской домовой церкви в самом университете. Десять лет назад позиция о «ненавязывании» храма МГУ являлась оптимальной, поскольку служение только начиналось, и необходимо было зарекомендовать себя перед руководством и студентами Московского университета. Однако сегодня, как можно судить, такое чуть отстраненное отношение к университетской жизни кажется не вполне логичным. В конце концов, если Воробьевы горы не идут к храму, то, может быть, стоит самим прибавить шаг по направлению к Воробьевым горам.
25 января — 1 февраля 2005 г.