Православие.Ru | 26.01.2005 |
С докладом, посвященным творчеству Ф. М. Достоевского, выступила доктор философских наук Ольга Сонина (Новосибирск). Тема «падшести», по словам докладчицы, является центральной в творчестве Достоевского. Путь к Богу мытаря — это интересует Достоевского прежде всего, и не случайно в его произведениях слово о Боге произносят «самые жалчайшие люди», такие как пьяница Мармеладов и чиновник Лебедев. По Достоевскому, «богословствующий мытарь достоин уважения». Также, по словам выступавшей, Достоевский «открыл русский моральный код», так как «не существует «общечеловеческой нравственности». По мнению Ольги Сониной, выверенное прочтение русской литературы есть «единственная основа нашей жизни, которая поможет сохранить нам национальную идентичность».
Преподаватель Свято-Иоанновских богословских курсов в Санкт-Петербурге Ольга Сергеева представила доклад «О райском свете и райском саде на примере произведений русских писателей». Рассказав об этимологии слова «рай», докладчица проанализировала поведение героинь Пушкина, Гончарова и Бунина. Татьяна у Пушкина («Евгений Онегин»), Ольга у Гончарова («Обломов») оказываются в центре библейского сюжета о грехопадении Евы, переживают соблазн вкусить от древа «добра и зла». И если Татьяна и Ольга с достоинством проходят это испытание «в райском саду», то героиня рассказа Бунина «Легкое дыхание» Ольга Мещерская не выдерживает его и погибает. «Библейский сюжет проходит через нашу культуру и дает надежду на спасение», — подчеркнул Ольга Сергеева.
Кандидат исторических наук Пантелеймон Грюнберг выступил с докладом, посвященным поэме Пушкина «Медный всадник». Докладчик представил собственное прочтение произведения, призывая преодолеть «стереотипы, искажающие его содержание». По мнению Грюнберга, поэма так и не была рассмотрена как произведение об историческом пути России. Пушкин ставил судьбу России в зависимость от того, как ведут себя основные сословия страны, и в первую очередь — аристократия. Герой поэмы Евгений — аристократ по происхождению — выбирает для себя «мещанский образ жизни», отказывается от общественного служения, оправдывающего его принадлежность благородному наследию. Идеал Евгения — обыватель; он изменяет своему долгу, и в этом становится похож на неверного раба, закопавшего талант. «Это существо секулярное, отделившееся от Бога, и этим он сам себя делает маленьким, — подчеркнул докладчик. — Богоборчество маленького человека бесследно для него не проходит; события поэмы разворачиваются в «день гнева». Пушкин в этом произведении обращает нас к евангельскому предупреждению, адресованному Иерусалиму.
Методист гимназии N 5 (Санкт-Петербург) Ольга Молодежникова посвятила свое выступление теме «Духовные направления русской души и русской литературы». Красота мира, души раскрывается не только в текстах, но и в личной жизни писателей. Напомнив слова Виктора Астафьева о том, что «литература XXI века будет отпевать человека», выступавшая отметила, что лучшие писатели сейчас находят «дорогу к храму». «Духовный вектор не позволяет утратить связь поколений», — подчеркнула она.
Ирина Лазарева, учитель гимназии N 171 Санкт-Петербурга, рассказала об изучении творчества Ивана Шмелева учащимися 10-х классов. Исследуя биографию и произведения писателя, школьники приходят к выводу, что жизнь человека состоит из радостей и скорбей, но скорбей бывает больше. На примере повести «Лето Господне» школьники изучают церковный год, а также особый литературный жанр — сказ. Мир, изображенный Шмелевым, соединяет сиюминутное и вечное, главная тема романа «Лето Господне» — память. Шмелев, написавший в эмиграции немало произведений, поставил своей задачей показать Россию прошлую, и постепенно «Россия православная вытеснила в его произведениях Россию красную».
Светлана Семенова посвятила доклад творчеству Леонида Андреева, представленного в школьной программе повестью «Иуда Искариот». Несмотря на сложность этого произведения, а также на сложность самой личности Андреева (в его жизни имели место три попытки самоубийства), Светлана Семенова уверена, что этот писатель должен изучаться в школе. Двойственность Андреева проявляется всемерно; как социопсихолог он дает понять, что один поступок может быть воспринят как подвиг и как предательство. С точки зрения агиографии повесть «Иуда Искариот» можно рассмотреть как житие несостоявшегося апостола; это произведение можно назвать «антижитием». Иуда — антигерой, антиапостол. В этой повести также затрагивается вечная тема: учитель — ученик; жертвенность учителя и предательство ученика.
Секция об охране здоровья народа
Заседание в секции «Церковь и проблемы охраны здоровья народа» состоялось 25 января в рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений, сообщает «Благовест-инфо». Священнослужители, православные врачи, специалисты в области демографии, социологии, организации здравоохранения и социальной защиты собрались в конференц-зале Московской медицинской академии им. Сеченова. Заседание проходило под председательством архиепископа Тихвинского Константина (Горянова), ректора Санкт-Петербургских духовных школ; в качестве сопредседателей выступили кардиолог, профессор Медицинской академии им. Сеченова Александр Недоступ — председатель Московского общества православных врачей и профессор Ирина Силуянова — зам. председателя Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской патриархии.
С докладом «Алкоголизация и наркотизация народа России в условиях демографического кризиса» выступил руководитель душепопечительского центра прав. Иоанна Кронштадтского, профессор медицины, иеромонах Анатолий (Берестов). В докладе были приведены статистические данные, которые почти не оставляют надежд на решение демографических проблем в России. Так, не менее 1/3 смертей, количество которых само по себе уже превысило рождаемость в последние годы, связано с алкоголем. Ежегодно более 70 тыс. человек погибает от наркотиков. По утверждению психиатров, не менее трети населения России имеет скрытые психические патологии, а среди новорожденных олигофренов в 6 раз больше, чем двадцать лет назад. Множество подростков уже в 12−13 лет имеют стойкую алкогольную зависимость от пива.
В докладе кандидата медицины Анатолия Мироненко «Правовые и нравственные аспекты реформы здравоохранения» содержалась жесткая критика предлагаемой правительством реформы здравоохранения. По убеждению автора, эти проекты не только не приведут к разрешению демографических проблем, но и усугубят их, сделают медицинскую помощь недоступной для многих россиян, значительно усложнят работу медперсонала, а пациентов сделают совсем бесправными. А. Мироненко призвал не ждать, а «вести наступательные действия на власти», предлагая здравые альтернативные законодательные разработки.
Протоиерей Сергий Еланцев из Ставропольской епархии, врач по образованию, предложил коллегам вместе обсудить деликатные вопросы церковного отношения к проблемам пола и супружеских отношений. По его словам, в этой области есть два крайних направления — или «излишний аскетизм», или «либеральная фривольность»: «разные священники в одних и тех же случаях выдают прямо противоположные благословения», что иногда приводит не только к недоразумениям, но и к трагедиям. Так, он предложил церковно-врачебному сообществу для размышления наиболее частые вопросы прихожан на исповеди: допустимость супружеских отношений, не связанных с зачатием; контрацепция и ее виды (абортивная и неабортивная); влияние воздержания на здоровье; медицинское вмешательство в половую сферу (например, лечение от импотенции); половое воспитание детей и т. д. По мнению священника, это не «экзотические казусы, а обычная практика», которая нуждается в серьезной проработке в рамках дополнений к соответствующим разделам «Социальной концепции Русской Православной Церкви». В заключение, обращаясь к ректору Санкт-Петербургских духовных школ, докладчик предложил подумать над введением затронутых проблем в учебные курсы для будущих священников.
Архиепископ Константин не поддержал предложения о. Сергия, сославшись на слишком юный возраст поступающих в семинарию и на отсутствие у них собственного жизненного опыта.
Обсуждение проблем демографии продолжилось в обличительном докладе Натальи Бойко, председателя общества «Жизнь»: она разъяснила участникам заседания сущность Каирской конференции, которая 10 лет назад во многих странах мира, в том числе и в России, дала старт внедрению программ так называемого планирования семьи. 500 «Центров репродуктивного здоровья», построенных в России в рамках этих программ, нацелены на «сексуальное просвещение» молодежи, ограничение рождаемости, пропаганду контрацепции, стерилизации, что, по убеждению докладчицы, есть прямой путь к геноциду.
На заседании также были выслушаны сообщения о духовно-нравственных, правовых, социальных аспектах здравоохранения и демографии. Приведем лишь темы некоторых докладов: «Духовные аспекты течения инфекционного процесса», «Притчетерапия в структуре святоотеческой психотерапии при пограничных психоневрологических расстройствах», «Влияние духовно-нравственной ориентации (монашествующие и миряне) на течение болезненного процесса», «Игромания — новый вид психологической зависимости» и др.
Секция о роли православных СМИ в защите нравственности
Секция «Роль православных СМИ в защите нравственности, пропаганде исторических традиций и норм общественной жизни» прошла 25 января в рамках XIII Международных Рождественских чтений в Издательском совете Русской Православной Церкви, сообщает «Благовест-инфо». Секцию вели ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин и главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев.
Открывая секцию, С. Чапнин напомнил участникам Чтений о прошедшем в ноябре Первом фестивале православных СМИ «Вера и слово», участники которого пришли к выводу, что их общей задачей является консолидация деятельности православных СМИ. Руководитель секции предложил принять обращение к священноначалию о необходимости проявить внимание к развитию СМИ со стороны Церкви. С. Чапнин отметил как удручающий факт, что для многих из воцерковившихся людей характерна установка на «максимальную удаленность от СМИ» из-за бытующего негативного стереотипа о масс-медиа. Ответственный редактор «Церковного вестника» порекомендовал серьезно отнестись к другой крайности — проблеме мифотворчества через СМИ и публиковать материалы, помогающие христианам понять, как следует относиться к таким явлениям. Для этого, в частности, необходима координация информационной деятельности. По мнению Чапнина, полезно публиковать критические статьи о книгах, которым подходит название «околоправославных».
В свою очередь, пресс-секретарь Липецкой епархии иеромонах Стефан (Киселев) предложил Издательскому совету фактически взять на себя функции руководящего центра и помочь связать «автора с издательством».
Главный редактор петербургского радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов рассказал, что информационная политика их епархиальной радиостанции направлена не только на выпуск непосредственно духовных программ, как, например, «Пастырский час», но и культурно-просветительских передач, посвященных, музыке, изобразительному искусству, истории. «Град Петров» развивает традиции православного радио, заложенные радиостанцией русской эмиграции «Голос Православия». Эта радиостанция сократила свое собственное вещание на Россию, и освобожденными денежными средствами участвует в проекте «Град Петров».