ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 24.01.2005 |
Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII Международных Рождественских образовательных чтений
Москва, 23 января 2005 года
Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
С духовной радостью приветствую всех прибывших на крупнейший православный образовательный форум года. Убежден, что вас привело сюда искреннее желание участвовать в народной судьбе и ясное понимание того, что только обращение к истинным духовным ценностям может привести к возрождению народы, окормляемые Русской Православной Церковью.
Глубокий интерес наших современников к вере и церковности — это не дань скоропреходящей моде, но насущная потребность множества человеческих душ, стремящихся обрести во Христе подлинный смысл бытия. Однако недоброе наследие периода государственного атеизма еще не изжито. На рубеже восьмидесятых и девяностых годов прошлого века богоотступничество привело к крушению атеистического государства. За этим последовало торжество потребительской психологии. В результате традиционные основы русской жизни до сих пор многими не востребованы.
Особенно пострадала семья, лишенная высшего — религиозного — идеала. Последствия деморализации семейных отношений оказались столь тяжкими, что сегодня мы поставлены перед выбором: быть или не быть Отечеству. Для того, чтобы Россия и другие славянские страны СНГ вышли из демографического кризиса, необходимы не только усилия государства, но и опора на нравственный потенциал Церкви.
Катастрофиче-ское падение численности населения не может быть объяснено лишь экономическими факторами. Безусловно, материальное благополучие — важная составляющая человеческого бытия. Церковь согласна с тем, что государству и народу надлежит созидать обеспеченную, достойную жизнь. Однако если обратиться к истории, можно увидеть, что наше Отечество переживало и более трудные в экономическом отношении периоды, но такого вымирания народа в мирное время доселе не было.
Одновременно нарастает приток людей из-за рубежа. В Церкви Христовой, по слову святого апостола Павла, нет ни Еллина, ни Иудея, ни варвара, ни скифа, «но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11). Мы с радостью приемлем всех желающих приобщиться к Истине Христовой. Впрочем, очевидно, что далеко не все люди, желающие стать нашими согражданами, принадлежат к православной традиции. Это, однако, не означает, что они должны быть чужды нашей исторической памяти и нашему духовному наследию. Надеюсь, что государственная власть со вниманием отнесется к вопросу инкультурации своих потенциальных граждан. Не последнее место в этой работе может занять обучение основам православной культуры.
Формирование идеала крепкой и благополучной семьи могло бы стать важнейшей задачей средств массовой информации. К прискорбию, именно они нередко сеют в душах людей, особенно молодых, семена вседозволенности, распущенности, эгоизма, стремления к наживе любой ценой. В результате растет число супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту отвергают благословенный дар чадородия.
Глубокой болью отзываются в сердце и тревожные данные о числе детей, оставшихся без попечения. Эти юные люди, лишенные родительской любви, вынуждены влачить жалкое полуголодное существование. Они быстро втягиваются в преступный мир, который навсегда коверкает их души. Наш долг — вернуть этим детям радость родного дома. Люди, принявшие благородное решение усыновить или удочерить ребенка, должны получать мощную государственную и общественную поддержку.
Родительский дом для человека — это отправная точка жизненного пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь он получает привычку к любви или ненависти — к тому, чем живет и дышит родительский дом. Горше сиротства бывает воспитание во зле. Но счастлив человек, если через любовь отца и матери он до конца дней получает урок человеколюбия. Недаром в житиях подвижников мы так часто встречаем слова: родился в благочестивой семье, от боголюбивых родителей.
Прививать детям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию вместе с семьей должна школа. Выступая за введение школьного предмета «Основы православной культуры», который — не устану повторять — является не религиозной, а культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации.
Иногда слышатся призывы ввести в школьную программу «историю мировых религий», «религиоведение» или иные подобные предметы, предлагаемые в качестве альтернативы православной культуре. Речь идет о сугубо информативных знаниях, которые не смогут посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Убежден, что такой набор информации не разрешит главной проблемы: острой нужды в нравственной мотивации поступков. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, — мало знать сухие исторические факты. Для этого нужно иметь твердые преставления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом и людьми.
Молодые люди, приходящие сегодня к вере, активно участвуют в церковной жизни. Со временем это не может не сказаться на состоянии всей российской молодежи, ибо, по слову апостола Павла, «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал. 5. 9). Наша Церковь неизменно поддерживает инициативы государства и общества, направленные на патриотическое и нравственное воспитание молодежи, на поддержку семьи, материнства и детства. У нас с каждым годом становится все больше воскресных школ, православных гимназий и лицеев, детских и молодежных лагерей, кружков, культурных и образовательных проектов, адресованных юношеству книг, песен, фильмов.
Не нужно забывать и о патриотическом воспитании. Не может быть любви к Отечеству без воскрешения памяти предков. В этом году мы будем отмечать 60-летие Великой победы — победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Мы будем также отмечать памятную годовщину Куликовской битвы. Мы не должны забывать о подвиге людей, благодаря самоотверженности которых мы живем сегодня и чей пример служения Родине не может не найти отклика в сердцах молодежи.
Судьба России, ее будущее — в руках пастырей, педагогов, воспитателей, учителей, журналистов, людей творчества. В связи с этим мне хотелось бы сказать несколько слов в поддержку тех, кто, несмотря на общую коммерциализацию жизни, несмотря на сохраняющиеся экономические и социальные тяготы, находит силы отдавать свое сердце подрастающему поколению. Многие из этих людей, особенно в глубинке, оказались в крайне стеснительном материальном положении. Их труд стал цениться неоправданно низко. И Церковь обязана протянуть им руку помощи — ведь именно они, несмотря ни на что, остаются хранителями нашего культурного богатства и наших нравственных ценностей.
С другой стороны, именно на этих людей, с их опытом и знаниями, духовенство может опереться при осуществлении церковных инициатив. Труженики образования и культуры, востребованные в своих трудах Церковью, принесут добрые плоды, ибо являются реальными или потенциальными миссионерами и помощниками в деле просвещения, в деле развития нашей отечественной культуры. Правящие архипастыри должны стать ходатаями перед региональными властями за свою интеллигенцию, способствовать проведению научных конференций, художественных выставок, концертов, литературных вечеров, тем самым участвуя в формировании культурной политики России.
В этот радостный день открытия традиционных Рождественских чтений вновь и вновь хочется пожелать всем подвизающимся на поприще образования успехов в их многотрудном, но благородном деле. Свет веры и свет знания, который вы несете, пусть всегда наполняет сердца юных людей.
От всей души желаю участникам Рождественских чтений плодотворно потрудиться и пообщаться на этом важнейшем форуме. Бог вам на помощь в великом и святом деле духовного просвещения.