Татьянин день | Виктор Садовничий | 24.01.2005 |
— Вступим ли мы неизбежно в Болонское соглашение?
— Конечно, соглашение подписано на государственном уровне, но я бы слово «вступил» не употреблял. Идея взаимоузнаваемых дипломов — это действительно хорошая идея, но пути ее реализации могут быть разными. Дипломы могут признаваться на основе определенных параметров — таких, как количество курсов, их состав, количество часов, форма экзамена после каждого курса. Но для этого не обязательно ломать всю систему. Наша задача — интегрироваться в рамках общей идеи признаваемости дипломов и объдинения усилий с целью обогащения собственной системы образования.
— Как, с Вашей точки зрения, можно решить проблему признания дипломов духовных учебных заведений? Каковы формы взаимодействия светского и духовного образования?
— У этой проблемы есть два уровня. Первый — уровень православных университетов типа Свято-Тихоновского. Насколько я знаю, их образовательные стандарты одобрены министерством, дипломы признаются, диссертации защищаются. Проблема лишь в научном направлении защиты. Другой уровень — уровень духовных учебных заведений в собственном смысле слова: семинарий, духовных академий. Здесь вопрос в том, что такое признание. Это соответствие стандарта обучения государственным требованиям. Если он утвержден министерством, то можно говорить и о признании дипломов. Необходимо детальное обсуждение, так как у духовных и светских учебных заведений разные задачи. Может быть, эти вузы и не должны интегрироваться.
— Считаете ли Вы возможным создание теологического факультета в МГУ?
— Наличие теологического факультета есть признак любого западного университета. Этой традиции уже сотни лет. Было бы крайностью считать, что подобного быть не должно. Насколько я знаю, теологические факультеты были созданы в ряде российских университетов, в других теология изучается как предмет. В Московском университете никогда не было теологического факультета, и, видимо, на данный момент нет необходимости его создавать, поскольку религия, как важнейший элемент культуры изучается на соответствующих факультетах: на историческом — история религий, в том числе и Православия; на философском — религиоведение и т. д. Есть слова Ломоносова о том, что ввиду широкого подхода к изучению всех наук, в Московском университете теологический факультет не нужен. Человек, оканчивающий Университет и не читавший Библию, не знающий историю нашей основной религии, не может назваться образованным. Но я считаю, что такой предмет, как история религий, история Православия, так же как и других религий, должны изучаться в любом университете, и, наверное, в школе.
— Всех нас волнует проблема единого экзамена. Как известно, Ученый совет МГУ считает, что ЕГ не может являться единственной формой приема в Университет, однако министерство образования усиленно проталкивает данную идею, и все движется к тому, что этот эксперимент станет реальностью для многих вузов. На Ваш взгляд, в чьих интересах повсеместное внедрение ЕГ?
— Одним из сильных аргументов сторонников ЕГ состоит в том, что выпускникам школ из отдаленных регионов поступить в ведущие университеты трудно, практически невозможно. Особенно остро этот вопрос стоял в начале 90-х, когда даже приехать для поступления в ведущие московские и санкт-петербургские университеты стало невозможным. Я сам вел тогда прием в МГУ, поэтому знаю, что средняя семья с Дальнего Востока или Якутии в принципе не могла купить билет до Москвы — для этого нужно было продать корову, дом. Но это была проблема не Университета, но страны и тогдашнего руководства.
Поскольку ребята хотели учиться, то поступали в ближайшие университеты. Бизнесмены воспользовались ситуацией, и появилась масса негосударственных, часто недобросовестно зарегистрированных учебных заведений. Что было делать ребятам, когда звали учиться без экзаменов, обещая «такой же диплом»? Люди стали ориентироваться на региональное образование, и это плохо. Страна должна заботиться о том, чтобы каждый имел возможность попытаться поступить в любой из ведущих вузов. Сейчас время другое, и приехать легче, но влияет привычка, общественное мнение. К примеру, подруга говорит подруге: «Зачем тебе ехать куда-то поступать? Вот я учусь у нас, и все нормально». Это стандартная психология.
В этом смысле якобы ЕГ является гарантом доступности образования. Напишешь экзамен в школе — и можешь быть зачислен в любой университет страны! Конечно, это красиво! Но давайте спустимся на землю. В реальности возникает масса проблем. Одна из них — ограниченное количество мест в ведущих вузах. А увидеть искру Божию в человеке ЕГ не позволит. Можно хорошо ответить на простые вопросы, но таланта не иметь. Создается угроза потери университетами талантливой молодежи. Это серьезно.
Еще одна проблема заключается в том, что ЕГ меняет школьную систему образования. В процессе обучения школьник учиться отвечать «да"/"нет» на ограниченное количество вопросов, но нельзя в одну страницу теста вместить список вопросов по всем наукам, подразумевающих односложные ответы. Собеседование всегда шире. Поэтому мы и выступаем с возражениями, утверждая, что ЕГ не может быть единственной формой отбора талантливых людей: зачем их искать, если нам в конце августа привезут чемодан с экзаменами, кто-то посчитает баллы, составит список фамилий и передаст его в университет для зачисления? Разве это приемлемо для МГУ, если мехмат начинает подготовку детей с 5-го класса средней школы? Поэтому мы предлагаем творческие конкурсы, мощную систему олимпиад в стране, рейтинг школьников с определенного класса — т. е. предлагаем создать общегосударственную систему поиска талантливых детей. Я никогда не возражал против ЕГ как одной из форм контроля подготовки школьников, подобной контрольной работе, которую дает учитель, чтобы выявить знания по конкретному разделу. Мы можем учитывать результаты ЕГ в определенных случаях, но уверены, что главная форма для нас — это творческий конкурс, олимпиада, экзамен.
— Церковь давно борется за возможность введения в школах «Основ православной культуры». Однако решением главы департамента образования Москвы Любови Кезиной такой предмет, даже факультативно, преподаваться не будет. Вместо него вводится курс «Основы мировых религий» как более приемлемый в многоконфессиональной столице. Что Вы думаете по поводу сложившейся ситуации?
— Это сложный и деликатный вопрос. Думаю, что для нашей страны, где подавляющее количество верующих является православными, место Православия в подобном курсе должно быть соответствующим. Особенно важно, чтобы учебники для этого курса были написаны выдающимися учеными, честными и порядочными, с незапятнанной репутацией, и чтобы они обязательно прошли экспертизу в наших основных конфессиях. Что касается преподавателей, то их нужно готовить, потому что сейчас их нет. Я призываю к спокойному, честному и научному подходу. Я очень боюсь, что в школе данный предмет будут преподавать непрофессионалы.
— Как известно, вместе с юбилеем Университета будет отмечаться 10 лет возобновления богослужений в домовом храме св. мц. Татианы. Сказалось ли появление храма на жизни Университета? Насколько оно было значимо лично для Вас?
— Я считаю, что возрождение храма было большим событием. Когда я принимал это решение, мною двигало то соображение, что по традиции в Московском университете всегда была домовая церковь. Первые два-три года робко, а потом все увереннее и увереннее, храм участвует в духовной жизни Университета. Сейчас община очень интересная, в храме венчается много студентов. И храм, как ему и подобает, стал очень красивым. На душе хорошо даже тем, кто особо верующим не является. В этом, по-моему, и есть значение Церкви — приютить каждого: тех кто верит, и тех, кто, может быть, только еще хочет верить, и тех, кто просто зашел ознакомиться с памятником архитектуры. Мы делаем одно и то же дело воспитания: Университет светскими способами, а Церковь — духовными, верой.
— Какие наиболее яркие моменты запомнились Вам в связи с Татьянинским храмом?
— Первый — когда я зашел в храм почти сразу после освобождения. Уже было убрано. Я очень хорошо знал, какая там была неприличная обстановка до того, но когда я первый раз зашел после воссоздания Церкви и увидел внутреннее убранство, я был поражен. А второй момент — это освящение храма Великим чином.
Я поздравляю всех, кто работает в Татьянинской церкви. Знаменательно, что престольный праздник домового храма совпадает с днем рождения Университета. У нас есть дело духовного воспитания, и мы делаем его вместе.
N 1, 2005 г.