Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 14.01.2005 |
Так, например, Епархиальному совету переданы судебные функции. Церковные судебные дела, которые будут возникать в Москве, будут выноситься на рассмотрение Епархиального совета, и он будет рассматривать, изучать, и, следуя Временному положению о судебном производстве в Русской Православной Церкви, решать судебные дела.
Традиционными для Совета вопросами являются такие, как принятие в клир Москвы новых священнослужителей. В частности, предстоит решать проблему тех жителей Москвы, которые, имея прописку в Первопрестольном граде, претендуют на то, чтобы служить в столице, но далеко не всегда при этом отвечают тому высокому уровню требований, которые предъявляются к московским клирикам. Поэтому к кадровому вопросу надо подходить очень вдумчиво и осмотрительно.
Перед началом каждого нового учебного года через Епархиальный совет проходит дела о поступлении абитуриентов в духовные учебные заведении. Крайне важно при этом обращать внимание не только на знание молитв и богослужебных текстов, не только на знание Закона Божия, главная задача — выявить, что привело того или иного кандидата к желанию поступить в духовное учебное заведение. Необходимо удостовериться, по призванию ли молодой человек выбирает путь пастырского служения в Церкви. В Москве благословение правящего архиерея на поступление в учебное заведение дается только в том случае, когда молодой человек успешно пройдет собеседование в Епархиальном совете. Выбор семинарий у нас сегодня большой: это и Московская Духовная семинария, и Сретенская, и Перервинская, и Николо-Угрешская, а также Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, где также есть Богословско-пастырский факультет.
Кроме того, прошения в Совет иногда подают девушки, в основном, те, которые желают поступить на регентское отделение или же в иконописные школы. С иконописными школами у нас тоже есть немало вопросов, над которыми надо подумать. Я уже поставил проблему иконописных школ перед Учебным Комитетом и Духовными школами. Дело в том, что после окончания духовной семинарии мы, в основном, направляем выпускников на пастырское служение и не теряем при этом подготовленные для Церкви кадры, но после окончания иконописной школы их выпускники оказываются как бы в «свободном плавании». Многие потом промышляют росписями, хорошо, если храмов, другие же принимают самые различные заказы, нередко очень далекие от духовного содержания. В результате затраченные на получение иконописного образования усилия пропадают втуне. Мы не можем себе позволить такую роскошь, чтобы готовить иконописцев и затем «отпускать их на все четыре стороны». Так что нам нужно будет подумать о разработке каких-то гарантий, чтобы люди, которые поступают в иконописную школу, потом приносили бы пользу Церкви. Епархиальный совет в этом плане может многое сделать, ибо знает больше, чем кто-либо другой, где восстанавливаются храмы, где есть нужда в церковных иконописцах.
На минувшем Епархиальном Собрании духовенства Москвы мы довольно жестко поставили вопрос о «торговле благодатью». Особенно прискорбно видеть, когда вывешиваются в храмах ценники на совершение тех или иных богослужений, треб, Таинств Церкви. Ценники надо снимать даже со свечей. Эту порочную практику необходимо прекратить… Те, кто подобно Троице-Сергиевой Лавре и Псково-Печерскому Успенскому монастырю перешли на добровольные пожертвования, не определяя цену на свечи, оказались в итоге в более выигрышном положении. Мы не будем требовать немедленно переходить на новые правила, но призываю вас подумать над этим, чтобы избавить Церковь от критики. Надо, чтобы отдельные приходы нас в этом отношении не подводили.
Епархиальный совет иногда разбирает вопросы, связанные со взаимными обвинениями, спорами и, к сожалению, кляузами клириков друг на друга, что, увы, встречается в нашей практике. Мы чаще всего предоставляем право разобраться в таких делах благочинным. Если же они не справляются, тогда они на рассмотрение Епархиальному совету, который соборным разумом, встречаясь с клириками, между которыми возникли конфликты, находит справедливое решение проблем.
Члены Епархиального совета задали Его Святейшеству ряд вопросов. Один из них был посвящен проблеме общецерковных и городских мероприятий, в том числе — встречам святынь. В этой связи Его Святейшество отметил:
— Большое впечатление на делегацию Русской Православной Церкви Заграницей произвело богослужение в Курске во время проведения там Серафимовских торжеств и на Бутовском полигоне. Особенно впечатлила гостей из РПЦЗ огромная масса молящихся верующих. Мы сегодня говорим о восстановлении Евхаристического и молитвенного общения между нами и Зарубежной Церковью, но фактически молитвенное общение было восстановлено тогда, когда наши собратья из Зарубежья участвовали в наших торжествах.
В этом году у нас также будет много общецерковных мероприятий. Синодом частично уже разработана программа празднования 60-летия Победы. 9 мая, в День Победы, будет совершаться заупокойное богослужение во всех храмах, а общемосковская панихида будет совершена в день памяти великомученика Георгия Победоносца, 6 мая, в храме св. Георгия на Поклонной горе. Панихида пройдет перед храмом, чтобы дать возможность более широкому кругу людей принять в ней участие. Церковь в дни общенародного празднования Дня Победы будет сугубо молиться о тех, кто отдал самое дорогое — свои жизни, защищая Отечество.
В этом году у нас также пойдут мероприятия, связанные с празднованием 625-летием Куликовской битвы. 25 лет назад отмечалось 600-летие Куликовской битвы, впервые в советское время настолько широко тогда прошли торжества, во многом имевшие и церковную окраску. Впервые было много публикаций, посвященных этому юбилею. В этом году мы создали специальный Комитет, который возглавляет митрополит Климент. Фактически Куликовская битва дала толчок к объединению удельных княжеств Руси, положила начало созиданию Святой Руси. Думаю, что не следует трактовать это событие, делая акцент на противостоянии русских и татар. Много татар было в войске св. князя Димитрия Донского, и, к сожалению, были русские воины на стороне Мамая. Поэтому следует, прежде всего, говорить об объединении, единстве Руси. Мероприятия пройдут не только на Куликовом Поле, но и в местах, которые связаны с этими событиями: это Москва, Троице-Сергиева Лавра, Серпухов, Коломна, Николо-Угрешский монастырь.
Мы также предложили провести в этом году государственно-общественные и церковные мероприятия, связанные с 300-летием Православия на Камчатке. Камчатка далеко от нас, но там справедливо говорят что с нее начинается Россия, и день в нашей стране начинается с Камчатки. Жители Камчатки часто подвергаются в своем далеком и суровом крае испытаниям, часто лишаются света и тепла, поэтому юбилейные мероприятия очень важно провести, чтобы поддержать всех, кто живет вдали от столицы, где Православие также возрождается.
Его Святейшеству также был предложен вопрос, волнующий сегодня многих клириков и мирян. Речь идет о распространившемся в обыденной среде слухе о том, что социальная карта москвича и другие подобные документы якобы могут являться печатью антихриста. Отвечая на этот вопрос, Предстоятель Русской Церкви сказал:
— Сегодня часто и много говорят о числе «666», о проблеме ИНН. Мы и в дальнейшем будем встречаться с такого рода проблемами, потому что рано или поздно введут социальную карту москвича, введут новые паспорта с отпечатками пальцев, с фотографией радужной оболочки глаза. Но это не печать антихриста! И тем не менее, наверняка найдутся некоторые неразумные «младостарцы», которые будут проповедовать, что это уже и есть печать антихриста, будут вновь сеять панику и страх. Надо помнить, если мы будем изнутри подрывать Церковь такими слухами и баснями, то ничего хорошего не будет.
В заключение своего выступления на Епархиальном совете Святейший Патриарх Алексий сказал:
— Епархиальный совет является большой подмогой правящему архиерею в управлении епархией, поэтому я заранее благодарю всех вас за помощь и желаю, чтобы Господь укреплял вас в этом ответственном служении.
13 января 2005 г.