Трибуна | Андрей Полынский | 13.01.2005 |
По ночам, чтобы не мешать домашним, закрывался одеялом с головой и читал, освещая книжные страницы фонариком. Видимо, именно тогда он и повредил себе зрение. Но настоящие проблемы с глазами у него начнутся много позже: В конце 90-х Тольятти, словно эпидемией, захлестнула волна сахаджа-йоги.
Руководительница этой секты, выдававшая себя за живое божество, прилетала в Тольятти из Индии на самолете и собирала здесь целые стадионы своих адептов. Многие особо ретивые сектанты из числа педагогов стали преподавать основы сахаджа-йоги в своих школах и детских садах. За короткое время волжский город превратился в крупнейший центр сахаджа-йоги. Представитель секты даже избрался в городскую Думу. Словом, умами и делами горожан овладевала далекая от нашей российской жизни идеология.
Но теперь о секте почти ничего не слышно, перестала она пользоваться былой популярностью у горожан. И во многом благодаря именно усилиям отца Вячеслава. Правда, в Тольятти говорят, что борьба с сектой не прошла даром — посланцы далекой Индии наслали на батюшку порчу. Зрение стало резко ухудшаться. О самом себе отец Вячеслав говорит иронично. Он очень не любит слепого преклонения перед священниками, когда ему лобызают ручки и подобострастно заглядывают в рот. С другой стороны не терпит и «спеси поповской», которая провоцируется порой таким вот бездумным поклонением.
Мне приходилось наблюдать, как после службы отец Вячеслав беседует с молодежью. Поражал тот факт, что в этих беседах батюшка проявляет недюжинные знания по части рок-музыки, особенно западной. Потом я узнал, что в годы своей юности он был не на шутку увлечен роком.
Как и подавляющему большинству его сверстников, Славе больше всего нравился «Битлз». Он и сейчас считает, что лучшие песни «битлов» вполне приемлемы для христианина. Ведь пели-то они о добре, о мире, о любви, о справедливости. Отец Вячеслав может назвать добрую сотню групп, которыми увлекался в молодости. В конце концов, так уж получилось, что это хобби подтолкнуло его к настоящей классической музыке.
Теперь для него настоящая музыка — это молитвы, православные песнопения, звучащие в храме, при слушании которых душа приближается к Богу. Но былое увлечение роком очень помогает ему находить общий язык с современными молодыми людьми.
Ведь с ними нужно разговаривать на их языке. Когда мне говорят о нежелании и неумении православных священников говорить с молодежью, я всегда вспоминаю отца Вячеслава.
Когда мне говорят, что христиане трусливы, пассивны перед агрессивным натиском зла, я тоже вспоминаю отца Вячеслава.
Как-то отец Вячеслав ехал со своей женой Натальей в поезде «Тольятти — Москва». Их соседями по купе оказались две девицы легкого поведения. Поезд тронулся с перрона, девицы вышли из купе и вскоре вернулись уже втроем — с «лицом кавказской национальности». Лицо было неимоверно пьяно, и в купе скоро запахло перегаром. В первом часу ночи, когда пьяные девицы храпели на своих полках, в закрытую дверь купе принялись ломиться, громко крича, уже два сына гор.
Самое интересное, что из всего вагона настоящим мужчиной в данной ситуации показал себя именно священник. Он не стал долго терпеть распоясавшихся хулиганов, а, открыв дверь купе, схватил их за шкирку и потащил к тамбуру. Ошалевшие от такого натиска кавказцы пришли в себя только тогда, когда уже оказались в конце вагона. На перепуганную проводницу они цыкнули, и та убежала.
— Ты кто такой?
— Священник, — просто и коротко ответил отец Вячеслав, уже приготовившийся к
тому, что «гордые и ранимые» сыны Кавказа набросятся на него с кулаками. Но их
реакция была совершенно неожиданная.
Один из них закричал в ответ: — Да у меня тоже брат милиционер! А второй бухнулся на колени и: принялся неистово креститься на священника, как на икону. На этом все и закончилось. Отец Вячеслав вспоминает этот эпизод, посмеиваясь:"Вылетел я из купе в одних носках". А ситуация была очень серьезная. Могли бы и ножом пырнуть.
Однажды в дом к батюшке пришла беда. Болезнь глаз из-за огромных нагрузок на зрение прогрессировала год от года, и наконец настал день, когда отец Вячеслав перестал видеть. Все эти годы он даже не обращался к врачу, ну разве что когда выписывал очки и контактные линзы. На этот раз пришлось пройти серьезное обследование. Врачи лишь развели руками: «Как вы могли жить с такими глазами?» Оказалось, у батюшки практически до основания истерта роговица. Его направили в самарскую клинику на операцию по вживлению трансплантата. Наташа вызвалась пожертвовать один свой глаз любимому человеку. Но супруг, конечно, даже и слышать не хотел о такой жертве.
— В эти дни мы все, наши родные и его духовные чада, молились, — рассказывает Наталья Караулова, — заказывали молебны о здравии в церкви. И вдруг: Когда специалисты-глазники осматривали новые снимки глаз своего пациента, они не поверили своим глазам: роговица как бы заросла, что просто невозможно. Тогда же врачами были даны рекомендации: отныне никаких нагрузок на глаза. Но разве отец Вячеслав мог изменить свою жизнь?! Многочисленные службы, встречи с людьми, лекции, чтение, сон несколько часов в сутки: — Мы вас предупреждали, — только и сказали врачи, когда к ним вновь пришел батюшка с жалобой на глаза. На этот раз зрение упало так резко, что священник в одночасье стал незрячим.
Но и незрячий он вот уже четыре года не оставляет своего пастырского служения: выступает с проповедями по радио и телевидению, много общается с молодежью, а главное — служит в храме. В этом ему помогает то обстоятельство, что он наизусть знает службы, а движения у него доведены до автоматизма.
Скоро отцу Вячеславу Караулову предстоит серьезная операция на глаза. Есть надежда на то, что он снова станет видеть. Пожелаем же ему выздоровления!
12 января 2005 г.