Независимая газета | Владислав Мальцев | 24.06.2015 |
Конфликт вокруг мечети в Насыр-Корте — селе в Ингушетии с населением 12 тысяч человек, административно входящем в состав города Назрань — привел к мобилизации местных полицейских и военных, а затем вышел на федеральный уровень, выразившись в письмах ее имам-хатыба (настоятеля) Хамзата Чумакова к президенту России Владимиру Путину, главам Следственного комитета и ФСБ с просьбой взять ситуацию под контроль. Между тем сам Чумаков является одной из сторон конфликта, противостоящей официальному духовенству республики и местным верующим, исповедующим традиционный для региона суфизм. Борьба суфиев и салафитов в этом крупном культовом здании 5 июня выплеснулась в массовые столкновения прямо во время богослужения, жертвой беспорядков едва не стал и муфтий республики Иса Хамхоев.
Детонатором конфликта стало то, что, как сообщил 7 июня «Кавказскому узлу» советник главы Ингушетии по национальным и религиозным вопросам Харон Торшхоев (ранее об этом же писали в соцсетях северокавказские пользователями), «в прошлую пятницу (29 мая. — „НГР“) Чумаков заявил в категоричной форме, что в мечети Насыр-Корта обеденная молитва выполняться не будет — верующие должны ограничиться пятничной молитвой». Стоит пояснить, что обеденную (зухр) молитву совершают после пятничной (джума) представители традиционно распространенных на Северном Кавказе суфийских орденов (тарикатов), а вот салафиты, появившиеся в последние десятилетия в России адепты «чистого ислама» в его ближневосточной версии, считают это несовместимым с исламом «нововведением» и «заблуждением», ссылаясь, например, на разъяснение по этому поводу верховного муфтия Саудовской Аравии в 1993—1999 годах Абдуль-Азиза ибн-База. Как известно, в этой арабской монархии государственной религией является ваххабизм.
По словам Торшхоева, так как «в единственной мечети Насыр-Корта последние несколько лет проповеди читает Хамзат Чумаков», то «в ней собирается в основном одна молодежь, приезжающая со всей республики» (очевидно, речь идет о салафитах), в то время как часть жителей села вынуждена ездить для молитвы в другие населенные пункты. «Они объясняют это тем, что Чумаков не так читает проповеди — оскорбляет тарикаты, устазы, вирды, которых придерживается большинство верующих республики», — добавил советник главы Ингушетии. Насыр-кортские суфии отказались принять новые порядки в мечети и пообещали все же провести обеденный намаз, а также пригласили на него муфтия республики, потребовав от него решить вопрос с контролем за мечетью села. «Муфтий не назначал Чумакова имамом Насыр-Кортской мечети, жители села его не выбирали, — объясняет Торшхоев. — У них есть законный имам Руслан Чахкиев, они хотят, чтобы он вел пятничную молитву, хотят слушать его проповеди». В свою очередь, салафиты объявили в соцсетях мобилизацию своих сторонников. «Всем братьям Ингушетии, Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии, кто себя причисляет к ахлю-сунна валь джамаа (общеисламский термин, повсеместно используемый салафитами для названия своих общин. — „НГР“) обращаемся с просьбой приехать в село Насыр-Корт и защитить имама Чумакова Хамзата!» — такой призыв распространялся 5 июня по салафитским группам в ВКонтакте, объединяющим десятки тысяч пользователей. По словам Торшхоева, приверженцы Чумакова собрались в мечети заранее, а часть из них «даже переночевала в мечети». Обстановка была накалена до предела, в связи с этим, судя по видео, выложенным очевидцами событий в Интернете, к мечети к началу богослужения были стянуты в большом количестве вооруженные сотрудники силовых ведомств в бронежилетах, а также бронетехника.
О том, что произошло на молитве в мечети, 7 июня рассказал «Кавказскому узлу» муфтий Хамхоев: «Я встал, хотел взять микрофон и обратиться к людям. В этот момент вскочили молодые люди, и началось непонятное. Меня начали толкать. Хорошо, что ребята подошли, окружили меня и вывели из мечети». «Прихожане в мечети… толкали друг друга. Такого раньше среди ингушей не было», — удивленно говорит муфтий. Достоверность его рассказа подтверждается видеозаписью событий, выложенной в салафитских группах в ВКонтакте, — на ней видно, что, как только муфтий (хорошо узнаваемый по внешнему виду) поднимается и делает шаг к Чумакову, все сидящие вокруг молодые люди вскакивают и бросаются к Хамхоеву. «Муфтий подходит к Хамзату и руками машет, — сообщал модератор группы „Ансарус-Сунна“ в ВКонтакте, в которой ранее появлялось объявление о мобилизации салафитов в Насыр-Корт. — Нам неизвестно, что он сделал бы, если бы его не убрали, и братья сделали правильно».
В интервью сайту OnKavkaz.com Чумаков, заявив о бывшей даже на богослужении «небольшой потасовке», в ходе которой «провокаторов» выдворили из мечети, сделал интересное замечание. По его словам, «после их (его с ближайшим окружением. — „НГР“) ухода сторонники муфтията начали демонстративно проводить там традиционный среди последователей Кунта-Хаджи (основатель ордена „Кадырийя“ на Северном Кавказе суфийский шейх Кунта-Хаджи Кишиев (ум. 1867). — „НГР“) зикр, который также является одним из камней преткновения в отношениях между разными религиозными обществами Ингушетии». Намек понятен в контексте видео, появившегося в группе «Ансарус-Сунна» под названием «Конец суфийского зикра». На нем видно, как в центре мечети несколько десятков верующих, встав в круг, совершают зикр (круговой танец с пением), а затем на них «наплывает» из дальнего конца зала целая толпа людей, с криками выталкивающих (возможно, избивая) суфиев прочь. Видео сопровождалось текстом: «Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы не верили (сура аль-Анфаль, аят 35)».
Религиозное противостояние в Ингушетии используется в интересах уже существующего противостояния тейпов (родов). Имам Хамзат Чумаков, как сообщают местные СМИ, принадлежит к влиятельному тейпу Евлой, включающему в себя помимо собственно Евлоевых и еще несколько десятков ингушских фамилий. В нулевые годы Магомед Евлоев был самым заметным оппозиционером в республике, владельцем раскрученного сайта Ингушетия.ru, агитировавшего жителей на протестные акции. К осени 2007 года Назрань напоминала Киев периода боев на евромайдане — центральную площадь занимали тысячи протестующих, которые жгли покрышки и забрасывали полицейских бутылками с зажигательной смесью. В августе 2008 года Магомед Евлоев был убит, вскоре был закрыт за экстремизм его сайт, после чего оппозиционная активность пошла на убыль. Но определенные силы в республике и за ее пределами явно заинтересованы в повторении тех событий. В декабре 2014 года заработал сайт galgayche.org, выступающий с резкой критикой местной и федеральной властей. Галгайче — название республики на ингушском языке, что немаловажно, так назывался и «вилаят», созданный на ее территории «Имаратом Кавказ», активно действовавший в 2008—2010 годах.
8 июня обозначил свою позицию по поводу конфликта в мечети в Насыр-Корте глава республики Юнус-Бек Евкуров, написавший в своем аккаунте в Instagram, что «пообщался с обеими сторонами спора» и «просит стороны прийти к взаимопониманию и согласию». Салафиты расценили это заявление как свою победу, причем с их аккаунтов в соцсетях приводилась информация со встречи главы республики с Чумаковым о том, что «Евкуров осудил напавших на мечеть, осудил зикр, совершенный в мечети без разрешения Хамзата, и сказал, что имам (Чумаков. — „НГР“) останется имамом мечети».
«Юнус-Бек Евкуров отличается от других кавказских руководителей тем, что он всегда стоит выше этих распрей, он не принимает сторону ни одного из религиозных деятелей», — комплиментарно отозвался «Кавказскому узлу» о позиции, занимаемой ингушским лидером, близкий к Совету муфтиев России политолог Руслан Курбанов. В свою очередь, исламовед Роман Силантьев отметил «НГР», что озвученные «призывы жить дружно, конечно, похвальны, однако практика показывает, что салафиты недоговороспособны и попытки давать им послабления приводят к тому, что они усиливают давление на своих оппонентов». «Мы уже видим, к чему привели плюрализм и нежелание власти „давить“ на салафитов в Ингушетии», — отметил он.
Исламовед подчеркнул, что события в Насыр-корте развеяли существующую иллюзию о том, что «есть салафиты „лесные“ (участники бандподполья. — „НГР“) и мирные, которые ходят в мечети, если их не трогать». Ведь и последние проявили во время молитвы нетерпимость и агрессию к суфиям. Ранее в Дагестане от рук «лесных» погибли известные суфийские шейхи Сиражутдин Хурикский (застрелен 21 октября 2011 года) и Саид-афанди Чиркейский (взорван смертницей 28 августа 2012 года). Примечательно, что видео «Разгон суфийского зикра» распространялось в соцсетях в том числе с аккаунтов в ВКонтакте" поддерживающих «Исламское государство» и занятых пропагандой «хиджры» (переселения) в сирийский «Халифат» российских мусульман. Ведь и деятельность ближневосточных джихадистов начиналась с обвинения других мусульман в «неверии» (такфир). Удивительно, что власти Ингушетии, принявшие активное участие в проведении посвященной борьбе с такфиристами Международной исламской конференции (см. «НГР» от 20.05.15), при проявлении религиозного радикализма в республике предпочли отстраниться и предложить «не искать виновных» в публичных антисуфийских акциях в республике.