Русская линия
Независимое военное обозрение Владимир Иванов02.06.2005 

Пентагон вырабатывает матрицу угроз
Министр обороны США Рамсфелд хочет создать инструмент конструирования нового мирового порядка

По мнению министра обороны США, в XXI веке вооруженные силы страны должны быть способны противостоять новым угрозам и бороться с новыми противниками, при этом их численность необходимо существенно сократить, а военное строительство — проводить в соответствии с кардинально измененными принципами. Об этом сообщается в нескольких меморандумах американского фонда «Наследие», в стенах которого с марта этого года эксперты в области национальной безопасности проводят конференции и обсуждают видение Министерством обороны США угроз XXI века.

Фонд имеет репутацию весьма влиятельной независимой организации консервативного толка и является своеобразным «мозговым трестом» американского конгресса. Его костяк составляют ведущие ученые и бывшие высокопоставленные правительственные чиновники, включая сотрудников Минобороны. В своих исследованиях аналитики фонда уделяют большое внимание вопросам обороны. Они внимательно изучают все инициативы военного ведомства США, дают им обобщенные оценки и формулируют соответствующие рекомендации политикам и администрации.

Как сообщают специалисты «Наследия», 30 сентября на рабочие столы президента Джорджа Буша и американских конгрессменов вместе с проектом военного бюджета на 2006 финансовый год ляжет очередной фундаментальный труд Пентагона «Обзор оборонных возможностей». Тогда же основные положения «Обзора» станут достоянием широкой общественности. Однако часть из них эксперты имеют возможность оценить уже сейчас.

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОТИВНИК

Данный «Обзор» является одним из основополагающих официальных документов МО, обосновывающих направления военного строительства. В соответствии с установленными нормами в нем дается всеобъемлющая оценка состояния ВС страны и их возможностей по обеспечению национальной безопасности, рассматриваются необходимость и достаточность выделенных американским генералам ресурсов, а также анализируются программы, реализуемые в обеспечении укрепления обороноспособности. В «Обзоре» также формулируются основные принципы формирования военного бюджета, приоритетность закупок вооружений и военной техники (ВВТ), а также рассматриваются угрозы безопасности США и способность Пентагона противостоять им.

Краеугольным камнем каждого «Обзора» является перечень угроз, которые должны быть способны нейтрализовать ВС Америки в течение ближайших 20 лет. Как утверждают американские специалисты в области национальной безопасности и обороны, «матрица угроз», которая будет сформулирована в очередном стратегическом опусе Пентагона, отражает намерение министра обороны США Дональда Рамсфелда отойти от традиционных принципов строительства ВС, когда определены противник и его боевые возможности, а потому можно четко формулировать национальные потребности в силах и средствах. Глава военного ведомства предлагает перейти к формированию воинских контингентов, не имеющих строго определенного противника, но обладающих самым широким спектром боевых возможностей и способных решать задачи, которые сегодня Пентагон просто не в состоянии предвидеть.

Эксперты отмечают, что новый документ Минобороны США уникален. Во-первых, он разрабатывается в то время, когда Америка находится в состоянии войны. Во-вторых, это первый документ, над которым работает непосредственно сам глава военного ведомства. При подготовке предыдущего «Обзора» Рамсфелд осуществлял только общее руководство. Третья особенность: оценки и стратегические концепции Пентагона формулируются в условиях постоянного роста военных ассигнований. И наконец, это первый основополагающий документ, который выпускается после нападения террористов на Америку 11 сентября 2002 года.

В основе разрабатываемого «Обзора» лежит новая «матрица угроз». Аналитики Пентагона утверждают, что современная ситуация в мире крайне осложнилась. Обычные войны с их традиционными формами и способами ведения боевых действий уходят в прошлое. Существенно возросла вероятность возникновения необходимости нейтрализовать новые и часто совершенно неопределенные угрозы. По их мнению, сегодня и в будущем военное планирование должно быть ориентировано на создание ВС, обладающих широким спектром возможностей по решению самых разнообразных и даже непредсказуемых задач.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УГРОЗЫ

Военные спецы Пентагона сформулировали четыре вида угроз безопасности США. Прежде всего это — так называемые нерегулярные угрозы. К ним относятся непредсказуемые атаки террористов, восстания, гражданские войны и другие подобные агрессивные проявления, с которыми в той или иной мере придется столкнуться главному силовому ведомству Америки.

Ко второй категории аналитики МО отнесли «катастрофические угрозы». Данный вид вызовов безопасности американских граждан включает приобретение и скрытый контроль террористами или государствами-изгоями оружия массового уничтожения (ОМУ) или получение доступа к технологиям производства средств нападения, по поражающему эффекту сопоставимых с ОМП.

«Традиционным угрозам», то есть вероятности столкновений ВС США с существующими на законной основе ВС других государств, способными вести боевые действия в соответствии с современной стратегией и тактикой, Пентагон отводит только третье место в ряду угроз будущего.

На последнем месте в «матрице угроз» стоят «подрывные угрозы». В эту категорию МО в достаточно туманной форме включает «будущие вызовы со стороны конкурентов, разрабатывающих и использующих технологические прорывы» с целью нейтрализации превосходства США в «специфических областях деятельности».

В готовящемся в недрах Пентагона проекте документа в рамках обозначенных «матричных угроз» глава МО выделил соответствующие группы проблем, решение которых должно обеспечить его ведомство. Прежде всего он отметил необходимость сотрудничества с государствами, страдающими от атак террористов. Шеф Минобороны считает, что «это в обязательном порядке может означать участие США в некоторых военных интервенциях, которые в каком-то смысле будут носить избирательный характер и являться предметом политических споров».

Во второй круг проблем включено обеспечение внутренней защиты Америки от террористов, в том числе создание возможностей по нанесению превентивных ударов по их группировкам. Пентагон настаивает на том, что ВС США должны обладать необходимыми силами и средствами для ведения боевых действий против отрядов боевиков в любом регионе мира, чтобы предотвратить возможность их нападения на Америку.

В следующую группу проблемных приоритетов МО выделяет необходимость оказания влияния на формирование «стратегических выборов крупных стран» мира. Хотя, по мнению аналитиков военного ведомства, количественное определение необходимых для решения этой проблемы сил и средств является крайне сложной задачей.

К заключительному комплексу проблем, коррелирующих с «матрицей угроз» Америке, Рамсфелд относит «предотвращение быстрого распространения ОМУ». По мнению министра, это единственный круг проблем, разрешение которых связано с наибольшей вероятностью применения ВС и проведения операций по свержению реакционных режимов.

К НОВЫМ ФОРМАМ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Один из военных экспертов, участвовавший в обсуждениях этой части «Обзора», объяснил, что при практической реализации сформулированных проблем реформирование ВС США может пойти по трем независимым направлениям: дальнейшее развитие оснащенных самым современным вооружением экспериментальных ударных сил; создание полицейских сил, состоящих из бойцов, обладающих повышенным боевым потенциалом; формирование постоянно дислоцированных в различных районах мира небольших экспедиционных сил, имеющих все необходимые возможности для свержения деструктивных и антидемократических правительств.

Специалист также отметил, что если планы, намеченные Пентагоном, будут реализованы, то основная функция ВС по отражению возможного нападения на США вероятного противника, выполняемая ими в течение последних 60 лет, будет в значительной мере сужена, и Белый дом для решения оборонных задач оставит только небольшую часть существующих сегодня ВС. Важнейшими факторами, определяющими возможность подобного исхода событий, по мнению эксперта, являются реакция американского военного истеблишмента на предлагаемые Рамсфелдом фундаментальные изменения в подходах к военному строительству, а также возможная степень изменения уровня военного превосходства Америки в мире и соотношения баланса сил в глобальном масштабе.

Утверждение планов Рамсфелда администрацией и законодателями Америки будет означать появление совершенно новых форм военного противостояния. А Белый дом реально продемонстрирует миру, что он непосредственно переходит к практической реализации идеи однополярного мира и засучив рукава начинает строить новый мировой порядок.

http://nvo.ng.ru/wars/2005−06−03/2-pentagon.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика