Независимое военное обозрение | Ольга Кошкина | 02.06.2005 |
В начале 2005 года в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов, прошла VII Международная выставка «IDEX-2005». Традиционно IDEX считается одной из крупнейших в мире демонстраций вооружения и военной техники для сухопутных войск. Одной из новинок стала новая разработка российского КБ точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана — лазерный комплекс оптико-электронного противодействия ПАПВ. Комплекс находился в российской экспозиции, а на полигоне «Макатра» был организован показ его боевой работы. В отечественных средствах массовой информации (не считая газеты «Независимое военное обозрение») эта разработка российского ОПК практически не была отмечена. А зря.
АНТИСНАЙПЕР
В ходе демонстрации ПАПВ производил обнаружение объектов, представляющих замаскированного снайпера или оператора ПТУР, и передавал команды на включение силового лазера. Мощное излучение силового лазера «ослепляет» оптические или оптико-электронные приборы, через которые ведется встречное наблюдение и прицеливание. Действие ПАПВ не носит летального характера, и поэтому его применение не попадает под ограничение Женевской конвенции. Действие этого нелетального оружия может надолго выводить из строя боевой персонал противника.
Принципиальной особенностью ПАПВ является его избирательность по целям, обеспечиваемая применением специальных алгоритмов обработки отраженных сигналов. Это позволяет не реагировать на сигналы, отраженные стеклом, очками и другими диффузно отражающими предметами. Масса ПАПВ составляет 56 кг. При этом он делится на две части по 28 кг, что облегчает его переноску без использования специальных средств транспортировки. Блок излучения, входящий в состав ПАПВ, имеет силовой канал, генерирующий лазерное излучение в диапазоне длин волн 0,53 и 1,06 мк. Сюда входит также лазерный локатор с каналом зондирующего маломощного излучения на длине волны 0,86 мк, приемный и визирный каналы. Лазерный комплекс действует на дальностях 0,3−1,5 км. Частота следования импульсов силового лазера составляет 6 импульсов в минуту.
Согласно рекламной информации разработчиков, лазерный комплекс ПАПВ может представлять интерес для подразделений специального назначения и правоохранительных органов, при охране блокпостов, особо важных объектов или VIP-персон. Но, как известно, во многих случаях существует обратная сторона медали. Есть она и у нелетального лазерного оружия, образец которого был представлен на выставке «IDEX-2005». Ведь подобное оружие может представлять интерес не только для подразделений специального назначения и правоохранительных органов
В РУКАХ ТЕРРОРИСТОВ?
В начале 2005 года Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) нарушило многолетнее молчание относительно потенциальной опасности лазерных систем для самолетов гражданской авиации и представило для авиационной общественности документ по лазерной опасности. Документ, имеющий форму Консультационного циркуляра, стал первым официальным заявлением FAA об угрозе лазерного оружия, находящегося в руках террористов. И это было официальным приданием гласности тому, о чем уже нельзя было умолчать.
Обсуждение случаев применения лазерного облучения террористами пассажирских самолетов началось в США с конца 2004 года. Всего было сделано 10 заявлений об инцидентах, в которых летчики пассажирских самолетов облучались лазерными системами. Облучение самолетов лазером производилось с земли, случайно или преднамеренно, причем излучения были достаточно ярки, чтобы отвлечь, напугать или дезориентировать экипаж самолета. Расследованием этих случаев занималось ФБР, не исключая при этом версии терроризма. ФБР, FAA и Управление безопасности на транспорте активно включились в расследование этих случаев, а также ряда других аналогичных инцидентов, происшедших за последнее время.
В сентябре 2004 года произошел следующий инцидент. Сильный зеленый свет, облучивший пассажирский самолет авиакомпании «Делта Эйр Лайнз» при заходе на посадку в аэропорту города Солт Лейк Сити, привел к ожогу сетчатки глаза у второго пилота. В ноябре три экипажа авиакомпании сообщали, что видели зеленые огни лазеров после взлета с ВПП аэропорта Сан-Диего.
Особая активность злоумышленников имела место в конце декабря 2004 года. Так, 25 декабря применение лазеров против пассажирских самолетов было отмечено в трех разных местах — Хьюстоне (шт. Техас), Медфорде (шт. Орегон) и столице США Вашингтоне. 27 декабря лазерные лучи, направленные с земли, видели два летчика, пролетавшие над Колорадо-Спрингс (шт. Колорадо) и экипаж самолета в районе Кливленда (шт. Огайо). Аналогичный случай произошел также 29 декабря рядом с Нью-Йорком — в аэропорту Тетерборо (шт. Нью-Джерси). В конце декабря сообщалось, что несколько зеленых лазеров были использованы для облучения самолета, летевшего в районе аэропорта Моррис Каунти (шт. Нью-Джерси). Каждый раз это происходило незадолго до посадки или вскоре после взлета авиалайнеров. В последнем из этих случаев был задержан местный житель, который признался, что направлял лазерный луч на небольшой пассажирский самолет, совершавший посадку в аэропорту Тетерборо. Однако ему не было предъявлено серьезных обвинений, так как он пользовался находящейся в продаже лазерной указкой.
Два инцидента произошли 8 и 9 января 2005 года в международном аэропорту в Вашингтоне. Летчики двух самолетов сообщили, что в них с земли были направлены лазерные лучи, однако ни к каким последствиям это, к счастью, не привело. Вскоре после этого, 12 января, представитель ФБР сообщил, что экипаж самолета, вылетевшего из г. Бербанк (шт. Калифорния), передал диспетчерам информацию о том, что вскоре после взлета из аэропорта в кабину пилотов был с земли направлен лазерный луч. Он, к счастью, также не причинил никакого ущерба.
Единственный арест, связанный с применением лазера, произошел 4 января 2005 года. Житель Нью-Джерси, вооруженный лазерной системой «Пэтриот Экт», пытался воздействовать на пассажирский самолет посредством временного ослепления летного экипажа самолета лазерным лучом. Он утверждал, что это была случайность, так как он использовал лазерное устройство для наблюдения за звездами.
ПОСЛЕДСТВИЯ БУДУТ СЕРЬЕЗНЫМИ
Отчеты ФБР относительно лазерной опасности появились еще в середине декабря 2004 года, но было неясно, кому конкретно они были направлены. Союз защиты летчиков авиакомпаний, представляющий летный состав основных авиакомпаний США, заявил, что экипажи пассажирских самолетов никогда не информировались относительно потенциальной опасности лазерных систем. В ответ на это в январе 2005 года представитель ФБР Картер пояснил, что предупреждение о лазерной опасности было сделано в информационном бюллетене, выпущенном совместно с Управлением безопасности на авиатранспорте. Но оно было предназначено специально для правоохранительных органов с целью повышения осведомленности относительно проблемы применения лазерных систем и поддержания соответствующие мер защиты.
ФБР отказалось предоставить прессе копию бюллетеня. Однако в копии документа с грифом «для служебного пользования», имеющего название «Потенциальная лазерная угроза», отмечается, что некоторые террористические группы проявляют сегодня интерес к использованию лазерных систем. Также отмечается, что в ряде стран разработаны боевые лазерные системы ослепления. И хотя пока нет никакой информации, что террористы уже получили эти системы или что они имеются в настоящее время на черном рынке, состояние этого вопроса вызывает беспокойство.
Как отмечается в бюллетене ФБР, бортовые лазеры относительно недороги, просты в маскировке и доступны на свободном рынке. По сообщению президента фирмы — разработчика лазерных систем Корваллиса Дж. Экреса, около 100 тыс. зеленых лазеров были куплены в 2004 году в США, что вдвое больше закупленного в 2003 году. Отчасти это стимулировалось тем, что цены за переносные лазеры в 2004 году были снижены до 130−350 долл. Экрес добавил, что покупка лазера доступна в интернете, а масса лазерных систем нового поколения составляет всего лишь несколько сотен граммов.
Непосредственная опасность лазерного облучения самолетов заключается в том, что оно может вызывать временное ослепление человека, находящегося на борту. Хотя малоинтенсивное лазерное облучение не носит летального характера и формально не запрещено Женевской конвенцией, применение нелетальных лазерных систем может иметь очень серьезные последствия. Член экипажа, подвергшийся лазерному облучению, ограничен в способностях управлять самолетом во время критического этапа полета, такого как заход на посадку, что может вызвать катастрофические последствия с фатальным исходом, а именно падение пассажирского самолета и гибель многих людей.
НАУКА В ПОИСКЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Анализ показывает, что в авиационных инцидентах обычно используются так называемые зеленые лазеры. Они применяются в лазерных указателях, огнестрельном оружии, а также в лазерах, используемых в строительной промышленности и в сфере астрономических и атмосферных исследований. В упомянутом бюллетене ФБР отмечается, что, поскольку человеческий глаз наиболее чувствителен к зеленому свету, лазеры, излучающие свет длиной волны зеленого диапазона, наиболее эффективны в целях временного ослепления человека. При некоторых обстоятельствах, если лазерное оружие неблагоприятно воздействует на зрение как первого, так и второго пилота во время неинструментального захода на посадку, есть риск падения воздушного лайнера.
В июне 2004 года Медицинский институт гражданской авиации FAA провел исследование, получившее название «Воздействие лазерного излучения на операционные и визуальные возможности летчиков во время конечного этапа захода на посадку». В данном исследовании было отмечено, что за последнее время произошли сотни авиационных инцидентов, связанных с лазерными системами, в том числе и такие, которые могли иметь серьезные последствия.
Исследователи оценили реакцию 34 летчиков в пробных испытаниях, во время которых летчики подверглись четырем безопасным уровням лазерного излучения. Испытания, имитировавшие маневры конечного этапа захода на посадку на высоте около 30 м над землей, проводились на тренажере самолета «Боинг-727−200 Уровень С». Исследования показали, что около 75% испытуемых почувствовали неблагоприятное визуальное воздействие, которое привело в некоторой степени к операционным трудностям во время лазерного облучения на малой высоте. Исследования также показали, что лазерная атака может быть быстро развернута и быстро прекращена. При этом не останется никаких очевидных следов применения оружия, и будет трудным осуществление защиты от лазерных систем.
По мнению первого вице-президента ассоциации гражданских летчиков Долана, лазерные системы определенно являются угрозой с точки зрения безопасности, поскольку они способны вызвать повреждение глаза. Действительно, плотный луч, даже маломощный, нацеленный на глаза летчика, находящегося в кабине самолета на высоте 600−900 м над землей, может вызывать проблему. Долан сообщил, что ассоциация хотела бы получить более конкретные инструкции от правительственных источников, указывающие, что все инциденты, связанные с лазерными системами, должны быть полностью изучены.
Ассоциация поддерживает идею создания специальной Национальной системы предупреждения, позволяющей получать информацию в реальном масштабе времени тем, кто находится на переднем плане и больше всего нуждается в безопасности — летчики, авиадиспетчеры и стюардессы. Вся соответствующая информация по безопасности и защите могла бы быть отображена на электронном табло авиакомпании, которое экипажи видят до начала рейса. Система учитывала бы большее количество серьезных угроз, таких как воздушное пиратство, и имела возможность радиооповещения непосредственно в кабины летчиков.
Хотя многое уже понятно, практических действий, направленных на борьбу с «лазерной разновидностью» авиационного терроризма, пока мало. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, которое регулирует допустимую мощность бытовых лазеров, установило предел мощности в 5 милливатт для лазерных указателей, имеющихся в продаже на рынке. Ночью лазер мощностью 8 милливатт может вызывать уже значительное ухудшение зрения в случае облучения им лица человека.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Подытожив сказанное, можно добавить, что в результате все расширяющейся продажи лазерных систем даже мирные астрономические лазерные устройства в руках террористических организаций легко могут превратиться в новые технические средства совершения террористических актов. Бороться с этой проблемой будет значительно сложнее, нежели предупредить ее. Здесь невольно вспоминается ситуация в области защиты пассажирских самолетов от террористического применения ПЗРК.
Применение террористами ПЗРК, попавших на черный рынок с военных складов и другими путями, стало сегодня ощутимой проблемой в обеспечении безопасности авиаперевозок. За последние 25 лет, по данным одной из американских исследовательских организаций, в различных регионах мира было в общей сложности совершено более 35 ракетных атак на самолеты гражданской авиации с применением ПЗРК. В 24 случаях дело закончилось катастрофами самолетов, унесшими жизни около 500 человек. Счастливым исключением стала благополучная посадка самолета A310 авиакомпании DHL в аэропорту Багдада 22 ноября 2003 года после нанесения по нему ракетного удара террористами с земли.
Очевидно, у проблемы борьбы с террористическим применением ПЗРК есть одно радикальное решение — ликвидация находящихся на руках, так сказать, неучтенных запасов зенитного оружия. И этот вариант по мере возможности используется. В начале 2004 года при финансовой поддержке США в Камбодже были уничтожены 233 ПЗРК российского производства, чтобы полностью исключить возможность их попадания в руки террористов. Частичная ликвидация имеющихся запасов ПЗРК российского производства в обмен на американскую финансовую помощь была проведена в 2004 году также в Никарагуа.