Российские вести | Станислав Стремидловский | 24.12.2004 |
Суровый приговор. Вряд ли можно также сомневаться, что противники Русской православной церкви постараются против нее использовать сказанное Святейшим. Желающих залезть в церковный кошелек, посмотреть, что там лежит, сегодня более чем достаточно. Однако слова Патриарха не так просты, как это покажется постороннему. Их можно уподобить притчам, которые только имеющий уши — да услышит.
Попробуем понять, о чем идет речь. Многих людей, впервые приходящих в какую-либо церковь или монастырь, обычно смущают так называемые «ценники» на свечи и церковные требы (крещение, отпевание, венчание, поминовения и так далее). Привыкший к обиходному «купи-продай», невоцерковленный человек воспринимает это как плату за оказание услуг. Заплатил — и Божья благодать будет отпущена согласно прейскуранту, думает редкий гость.
Однако на деле все обстоит иначе. Таинства, безусловно, совершаются бесплатно. А указанные суммы всего лишь представляют собой рекомендательный характер — вот столько было бы желательно оставить в церковной лавке. Ведь обязанности заботиться о Божьем храме никто с верующих не снимал. Кстати, в некоторых монастырях и церквях примечание о сугубой добровольности пожертвования встречает каждого посетителя у входа.
Тогда о чем идет речь? К сожалению, в словах Алексия II есть большая доля правды. Коммерциализация начинается с малого. Представим себе батюшку, которому дано поручение возродить из руин порушенный за годы безбожной власти храм. Требуется найти немалые деньги. Да еще и правящий архиерей требует исправно перечислять «церковный налог» в епархиальную казну, грозя страшными земными карами за несвоевременную уплату. Вот и не остается нашему батюшке другого выхода, как всеми правдами и неправдами добывать деньги.
Другой вариант. Допустим, есть в каком-то месте «раскрученный» монастырь, в котором находятся или мощи прославленного святого, или отчитки (экзорцизм) ведет известный священник. Здесь коммерциализация уже расцветает пышным цветом. Поставленные на поток требы могут приносить неплохие доходы. Хватит и отцу наместнику на новый джип или итальянскую мебель, перепадает и рядовым батюшкам. В ином месте за право читать акафисты люди чуть ли не дерутся. Знаю пример, когда один отставленный от чтения акафистов священник воспринимал отстранение как жизненную трагедию. Ведь его «коллеги» в течение пары лет на этом зарабатывали себе на квартиру.
Безусловно, Святейший Патриарх и члены Священного синода лучше всех прочих знакомы с проблемой коммерциализации в Церкви. Другое дело, что подобная информация не всегда должна выноситься на публичное обсуждение. Есть проблемы, которые следует решать внутри церковного сообщества. Но и умалчивать их тоже не следует. Поэтому Алексий II и решил пока высказаться иносказательно, обойтись притчей. Однако если его намеки не будут поняты, вслед за словом может последовать дело.
23 декабря 2004 г.