Русская линия
Гудок23.12.2004 

Не дать пересохнуть живительному источнику

Наверное, многие нормальные люди испытали чувство стыда и возмущения, глядя, как искаженно и тенденциозно подается на каналах телевидения заседание Правительства РФ, посвященное важнейшей теме — государственной политике в сфере культуры и СМИ.

То, что Россия сегодня испытывает колоссальное давление — экономическое, технологическое, информационное, — хорошо известно. И русская культура отнюдь не самая последняя мишень на этом полигоне. Потому что в ней наша опора, гордость и надежда на возрождение России.

При бывшем министре-либерале Швыдком культура была фактически брошена на произвол рыночной стихии, чего не допускал ни один разумный политик ни в одной стране мира. В результате вместо лучших образцов русского и многонационального искусства нас пичкали культурными суррогатами а-ля made in USA. «Гудок» писал об этом не однажды, как, впрочем, и о скандале, связанном с попыткой Швыдкого втихую сбыть Балдинскую коллекцию в Германию.

В лице Александра Сергеевича Соколова Россия получила министра, заботящегося не о своем телевизионном имидже, а о сохранении и развитии государственного достояния. Конечно, он взвалил на свои плечи тяжелый груз, ведь ситуация в области культуры у нас оказалась слишком запущенной. Но его ясная, определенная позиция, большой опыт организаторской работы, огромная эрудиция показывают, что этот человек в высшей степени полезен для решения сложнейших проблем развития нашей культуры в современных условиях.

С самого начала деятельность А. Соколова встретила серьезное сопротивление со стороны либералов, для которых российская культура — никчемный придаток экономики. Не вызывает сомнений, что и последняя «телевизионная атака» на министра культуры и массовых коммуникаций РФ была хорошо спланирована. Как в кривом зеркале исказив программное выступление Александра Соколова на заседании Правительства РФ, телевизионщики, не жалея эфирного времени, смаковали реакцию оппонентов министра. Усмешки Грефа, язвительные замечания Кудрина — этих «культурологов», уже не один год декларирующих построение в России рыночной экономики (какой у них рынок — это разговор отдельный).

Судя по телевизионным комментариям, главным событием на заседании Правительства РФ стала ехидная реплика главы МЧС Шойгу, который либо не понял, либо не хотел понять, о чем идет речь в докладе А.Соколова. Членам Правительства было трудно удержаться от смеха, когда Шойгу с упорством, достойным лучшего применения, спотыкаясь на незнакомых терминах, дважды процитировал сложную для его понимания фразу (которой, кстати говоря, мы так и не нашли в докладе Соколова). Чему уж тут радоваться, если главный спасатель страны, в которой каждый день что-то горит, рушится, взрывается, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, бросается «спасать культуру», превращая заседания Правительства в шутовской балаган.

Примечательно, что телевидение полностью проигнорировало позитивные выступления министра Гордеева, многих других участников заседания Правительства в поддержку концепции государственной культурной политики, предложенной А.Соколовым. Бегло, вскользь показало острейшее выступление министра обороны РФ Сергея Иванова с критикой в адрес ставших апофеозом пошлости юмористических телепередач и непродуманной политики в важнейшем деле книгоиздания. Сергей Иванов привел вопиющий пример, как два солдата-дезертира, начитавшись книг об убийствах, сами совершили убийство. (Правда, возникает вопрос: как такие книги оказались в армейской библиотеке?)

Напомним, что «Гудок» регулярно проводит благотворительные акции, отправляя в «горячие точки» посылки для наших воинов. Интересно, что именно книги Михаила Булгакова, Константина Паустовского, Валентина Распутина, Валерия Ганичева и другие, вышедшие в книжной серии «Библиотека «Гудка», пользуются наибольшим спросом у солдат и офицеров. Ведь духовная пища необходима для поддержки высокого патриотического духа наших воинов, несущих службу в «горячих точках».

Доклад А. Соколова «Об основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации» все-таки нашел необходимые поддержку и понимание в Правительстве, а мы в очередной раз убедились, что российскому телевидению абсолютно чужды интересы российской культуры и страны в целом. Конечно, запретить врать нельзя. Но можно бороться с диффамацией. Как? Противопоставляя ей правдивую информацию. Поэтому «Гудок» принял решение с незначительными сокращениями опубликовать доклад министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова, который он сделал 16 декабря на заседании Правительства РФ. Мы предлагаем читателям самим судить о серьезности программы действий, предложенной к реализации Правительству России.

Сегодняшнее обсуждение призвано заложить основу концепции новой государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций, которая отвечала бы коренным интересам нашего общества. Новизна означает принципиальный пересмотр роли, целей, основных направлений и приоритетов государственной политики по отношению к сфере культуры и массовых коммуникаций. Она также означает системный уровень рассмотрения значительного объема информации, отражающей все области культуры и массовых коммуникаций. Нынешняя структура нашего министерства, подведомственных ему федеральных агентств и федеральной службы подразумевает именно такой системный подход к многоплановой и многоуровневой панораме культурной жизни.

Сегодня сфера культуры и массовых коммуникаций — это 3 миллиона человек, 200 тысяч учреждений, из них 150 тысяч бюджетных и 50 тысяч частных. Это 10 тысяч издательств, 25 тысяч газет и журналов, 100 творческих союзов и ассоциаций. Это еще и особого рода индустрия — от «империй» телерадиовещания до маленьких сельских библиотек и клубов.

Приступая к обсуждению основных направлений государственной культурной политики, необходимо прежде всего определить понятие «культура». Из обилия различных толкований этого емкого понятия я предлагаю оттолкнуться в дальнейших размышлениях от духовного завещания нашего великого соотечественника академика Д.С.Лихачева — от разработанного им в последние годы жизни документа под названием «Декларация прав культуры» (Санкт-Петербург, 1996 г.).

Процитирую начало статьи 1 Декларации:

«Под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества».

В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, т. е. культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе, сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла. Культура по существу поставлена в один ряд с жизнью.

Сегодня нашей стране нужна серьезная, обоснованная социокультурная политика, которой не было аналога в прошлом. Эта государственная политика должна быть органично увязана с главными целями и задачами развития страны — такими, как духовное оздоровление нации, повышение качественного уровня жизни, борьба с бедностью, преступностью, детской беспризорностью, преодоление социальной апатии, смягчение социальной напряженности. Лишь во всем этом — залог и укрепления демократических основ общества, и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Обобщенно все эти цели можно выразить формулировкой из Послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года: стремиться к построению «общества действительно свободных людей — свободных и экономически, и политически». И неотъемлемой частью этой свободы, как сказано в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, является право каждого «свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

В таком контексте социокультурную, т. е. социально ориентированную, политику Российской Федерации необходимо рассматривать как формирование и модернизацию единого культурного и информационного пространства — необходимого условия повышения качества жизни в соответствии с мировыми стандартами и наличными ресурсами.

С какой же альтернативой этим очевидным, казалось бы, истинам мы постоянно сталкиваемся в окружающей нас жизни? К сожалению, именно к реалиям сегодняшнего дня относится видение культуры всего лишь как сферы досуга…

Пренебрежение к реальным и очень серьезным культурным проблемам страны возникло, конечно же, не сегодня. И именно это издавна породило пресловутый принцип финансирования «по остаточному принципу», который ныне выродился в «принцип нищеты», что особенно наглядно проявляется в российской провинции.

Налицо нищенское существование абсолютного большинства из 1 миллиона 200 тысяч человек, занятых сегодня в отрасли «культура и искусство». Это 1,8 процента от численности занятых во всех отраслях экономики. Среднемесячная начисленная заработная плата к концу текущего года в этой категории составляет 4180 рублей, что есть 60 процентов к средней заработной плате по стране, и это по-прежнему практически самый низкий уровень.

С этим в свою очередь связаны и безвозвратные потери, о чем подробно говорилось на октябрьском заседании Правительства при обсуждении проблемы охраны памятников. По статистике Института искусствознания ежедневно в России гибнет по различным причинам три памятника культуры!

В глубоком кризисе находится культурная сфера села. За 90-е годы на 23 процента сократилась сеть клубных учреждений (37 процентов имеющихся клубов требуют капремонта), библиотек — на 6 процентов, киноустановок — на 7 процентов.

Нельзя не упомянуть и о наших музейных, библиотечных, архивных фондах, хранящихся в совершенно неподобающих условиях и тоже находящихся под угрозой утраты.

Потому в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены не на сокращении бюджетных расходов на культуру (пропорционально расходам на иные потребности общества) — продолжение этого «пути в никуда» грозит уже необратимыми последствиями, а на модернизации и повышении эффективности использования потенциала отрасли, то есть потенциала работников, учреждений и организаций отрасли в интересах развития страны…

Как и все страны, Россия испытывает колоссальные давления глобализации — и позитивные, и негативные. Одновременно мы являемся свидетелями и противоположной тенденции — возрастания многообразия конкретных культурных сообществ…

Всестороннее осмысление новой фазы развития человечества, в которую нас ввел XX век, анализ реакции на эти изменения в культурной политике других стран мира требуют радикального пересмотра и в нашей стране целей, приоритетов и вообще всего содержания политики в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Есть достойный изучения и распространения опыт, накопленный в различных субъектах Российской Федерации. К примеру, недавняя командировка в Якутию позволила мне убедиться, что название республиканского министерства — министерство культуры и духовного развития — не пустой звук и что в Якутии разрабатываются и реализуются программы, которые могут быть модельными не только для ряда других северных регионов, но и для многих регионов России в целом.

Духовное и интеллектуальное развитие личности — высшая цель, во имя которой просто необходимо объединение усилий властей всех уровней со структурами гражданского общества. Именно так воспринято обществом качественно новое взаимодействие светского государства и Церкви в сегодняшней России.

Не только восстановлением исторической справедливости, но и стремлением к духовному возрождению нации стимулируется процесс возвращения культовых зданий Церкви, реставрация храмов, являющихся памятниками архитектуры, на государственные деньги.

На сегодняшний день религиозным объединениям передано 2400 храмов.

На рубеже XX и XXI столетий после долгого перерыва в России был официально утвержден в статусе церковно-государственного праздник славянской письменности в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В организации приуроченных к празднику фестивалей, научных конференций, выставок, концертных программ и т. д. плодотворно сотрудничают Минкультуры России и Русская Православная Церковь.

Правительственная комиссия по взаимодействию с религиозными организациями на своем недавнем заседании детально рассматривала вопрос о введении в систему школьных дисциплин нового курса «Основы религиозной культуры». Несомненно, что речь при этом идет именно о новом и важном направлении государственной политики.

Кратко затронув тему образования, остановлюсь на проблеме, столь заинтересованно обсуждавшейся на предыдущем заседании Правительства.

Думаю, нет нужды доказывать, что в сфере гуманитарного образования есть своя выраженная специфика и что здесь нами накоплен драгоценный и уникальный опыт, признанный во всем мире.

Уникальной, к примеру, является последовательная система непрерывного профессионального музыкального образования, выводящая талантливого ребенка к самым вершинам мастерства. К счастью, с большим трудом нам удалось отстоять ведомственную принадлежность творческих вузов к Минкультуры, что крайне важно для устоявшейся системы «сообщающихся сосудов», связывающих воедино учебные заведения с профессиональными творческими коллективами — театрами, филармониями, киностудиями и т. д.

Сохранив эту основу, только лишь и можно разрабатывать государственную политику, достойно представляющую Россию в международном сообществе, активно и созидательно участвовать в Болонском процессе, который на данном этапе именно для гуманитарного образования таит, по всеобщему признанию, немалые опасности.

Реформирование системы образования — особо тонкая сфера, где не чиновник, а высококлассный профессионал должен произносить решающее слово.

Адресная поддержка художественной элиты — важная составляющая государственной политики в области культуры.

Специфика художественного творчества, уникальность творческого продукта и сложность регулирования процесса его создания ставит творческого работника в специфическую ситуацию и создает в профессиональном творческом сообществе проблемы юридического, социального и эмоционального характера. Категории «творческий работник» в российском правовом поле пока не существует, в отличие от множества других стран. Нет ответа в законодательстве, кем являются творческие работники с точки зрения трудового, социального и пенсионного законодательства.

В то же время Трудовой кодекс предусматривает существование специального закона, который мог бы устанавливать особенности трудовой деятельности творческого работника. И хотя специфика творческой деятельности не отражена в российском законодательстве, такая цель продекларирована.

Таким образом, государство в реализации своей культурной и социальной политики должно продолжить совместные с творческим сообществом усилия по нахождению оптимального решения этой нестандартной ситуации.

В процессе совершенствования системы государственной поддержки сферы культуры особенно заметную роль играет институт грантов Президента Российской Федерации. Задуманные как одно из средств стимулирования деятельности выдающихся российских творческих учреждений, гранты выступают инструментом выявления приоритетов государственной политики.

Не являясь одной из форм прямого бюджетного финансирования, система президентских грантов становится способом поощрения со стороны государства стремления творческих коллективов к высокому профессиональному уровню, своеобразным «знаком качества» для культурного сообщества. Для эффективной реализации системы президентских грантов необходимо совершенствовать критерии оценки и отбора художественных коллективов. Для оптимизации механизмов принятия решений о выделении грантов требуется дальнейшая работа по их нормативно-правовому регулированию.

В списке приоритетов перед министерством также стоит работа по защите авторских прав. Это означает создание действенного правового заслона проникновению на потребительский рынок России нелегальной аудио-, видеопродукции.

В целях противодействия распространению контрафактной аудио-, видеопродукции министерство приступает к разработке качественно новой системы мер, направленной на повышение эффективности государственного контроля в области пресечения поступления фальсифицированной продукции на товарный рынок России, — системы верификации аудио-, видеопродукции.

Вопрос об интеллектуальной собственности непосредственно связан со сферой индустрии культуры. Министерством детально прорабатывается положительный опыт в таких областях, как кинематограф, телерадиовещание, книгоиздание и периодическая печать.

Государственная политика в отношении кинематографа уже дала позитивный результат за сравнительно короткий срок, заметный и в кинопроизводстве, и в кинопрокате.

Стремительно развивается телерадиовещание.

Но далеко не случайно, что именно с телевидением связаны сегодня наиболее острые дебаты в обществе. Не секрет, что у нас уже давно не самая читающая, а самая смотрящая телевизор страна. По социологическим опросам, лишь 10 процентов населения регулярно читают книги и периодику, зато в среднем каждый гражданин России смотрит телевизор 3 полных рабочих дня в неделю. И, скажем прямо, потенциал телевидения, да и вообще всех СМИ слишком мало используется в просветительских целях и в процессах позитивной социальной адаптации населения в быстро меняющемся мире.

Сейчас мы находимся в поиске принципиально новых возможностей регулирования не только экономики, но и содержательного контента телеиндустрии. Поэтому объяснима выявившаяся тернистость пути к новому современному закону о СМИ, остро востребованному нашим обществом.

Разрабатывая новый закон, регулирующий отношения в сфере массовой информации и массовых коммуникаций, необходимо сохранить демократический потенциал действующего закона, одновременно с этим требуется его осовременить, привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня как в правовом смысле, так и в экономическом, социальном и международном.

Новым направлением государственной политики по развитию индустрий культуры является разработка концепции культурного туризма. Культурный туризм имеет познавательное, образовательное, рекреационное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов ремесел, промыслов и т. д. Очевидно улучшение качества жизни многих жителей за счет развития инфраструктуры. В социальной сфере туризм также решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры.

Многие конкретные проекты подобного рода могут быть успешно реализованы на основе перспективного принципа государственно-частного партнерства…

Наряду с государственными гарантиями и бюджетными обязательствами следует определить принципиальные шаги, преследующие в качестве цели появление дополнительных источников финансирования культурной деятельности. Подчеркнем специально ориентацию на поиск именно дополнительных средств, не уменьшающих бюджетного финансирования.

Одной из ключевых задач на пути социально-экономического развития России является формирование позитивного образа нашей страны за рубежом. Существенное влияние на репутацию государства оказывает уровень развития культуры и массовых коммуникаций. В этом смысле Россия обладает значительным потенциалом. Основными направлениями работы здесь являются популяризация отечественной культуры и русского языка. Это и заграничные гастроли лучших исполнителей и творческих коллективов, и участие российских фильмов в международных кинофестивалях, и активизация работы российских культурных центров, и обучение русскому языку, и формирование библиотечных фондов на русском языке в библиотеках других стран. И кроме этого, конечно же, вещание российского телевидения и радио за рубежом, участие российских издателей в международных книжных ярмарках, распространение российской печатной продукции. В настоящее время созданы и успешно развиваются зарубежные версии российских печатных СМИ не только в государствах постсоветского пространства, но и в Европе, Северной Америке, на Ближнем Востоке.

Очень важным, а может быть, даже и самым главным является участие России в разработке и реализации общеевропейской и международной культурной и информационной политики и проектов по ее реализации в рамках ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества, не говоря уже про СНГ. Именно активное участие в данных проектах с использованием всего имеющегося национального культурного и информационного потенциала позволяет позитивно позиционировать Россию на международной арене.

Необходимо существенно повысить роль культуры и массовых коммуникаций в патриотическом воспитании, прежде всего молодежи. Уважительное отношение к своей стране, ее прошлому и настоящему выступает действенным фактором преодоления социальной апатии и формирования активной гражданской позиции, потребности действовать в соответствии с национальными интересами России. Это задача не только особой важности, но и особой деликатности. Любой перегиб, равно как и шаблонные методы ее решения, негативно влияет на авторитет государства, дает повод порассуждать о возвращении к тоталитаризму, идеологическому диктату и т. п. Решать задачу патриотического воспитания помимо Минкультуры должны все министерства и ведомства России в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества.

Культура в нашей стране не должна более рассматриваться как балластная нагрузка на бюджет. Культура — это источник, питающий все стороны нашей жизни. Нельзя дать пересохнуть этому живительному источнику.

21 декабря 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru