Выпускник Нижегородской Духовной Семинарии Владимир Колесов студент второго
курса Московской духовной академии сейчас обучается на Тайване. Корреспондент
сайта Нижегородской епархии Федор Кривцов связался с Владимиром по электронной
почте, в результате чего Владимир согласился рассказать о жизни на Тайване и
ответить на несколько вопросов, связанных с проблемами Православия в Китае.— Владимир, расскажи поподробнее о причинах твоей поездки на Тайвань.
Это студенческий обмен, стажировка или что-нибудь другое? Как долго ты там
пробудешь? — 20 ноября сего года в Московской Духовной Академии по
инициативе сотрудника Синодального отдела по делам молодежи иеродьякона Серафима
(Петровского) состоялось открытие специального класса, в котором студенты
Духовной Академии и Семинарии имеют возможность изучать основы китайского языка,
истории и культуры. Этот класс имеет целью готовить студентов, будущих пастырей
для работы с православными китайцами, которые выжили в Китае после гонений на
Православие во время «Культурной революции». Сейчас ситуация такова, что в Китае
есть православные верующие, а вот духовенства нет. Однако не все так печально, в
Московской Семинарии Регентской и Иконописной школах уже обучаются китайские
студенты, которые готовятся стать дьяконами, священниками и церковнослужителями.
По замыслу организаторов, класс еще должен стать местом для совместной
культурно-научной деятельности русских и китайский студентов. В частности, самый
старший из студентов китайцев Папий преподает сейчас в этом классе китайский
язык и каллиграфию.
В отличие от православной Церкви у католиков есть
огромный опыт работы с китайцами и существует целый университет, который
находится здесь на Тайване. Конечно, у нас до культурной революции тоже был
опыт, даже было два архиерея китайца — Владыка Симеон (Ду) и Владыка Василий
(Шуан) — и в 1957 году решением Святейшего Синода и Святейшего патриарха Алексея
Китайской Православной Церкви была дарована Автономия, однако «Культурная
революция» все нарушила. Сейчас перед нами стоит задача возрождать Китайскую
Церковь и для этого необходимы специалисты, знающие на соответствующем уровне
язык, культуру и историю.
По ходатайству ректора Академии архиепископа
Евгения, католики Тайваня любезно согласились оказать нам помощь, предоставив
возможность для проживания и изучения языка.
Таким образом, я и попал на
Тайвань. Сейчас я обучаюсь в языковом центре католического университета Фу Жень,
который находится в пригороде Тайпея — Синь Джуане. Эта поездка не является
студенческим обменом, больше она напоминает стажировку, так как до приезда сюда
о. Серафим почти целый год преподавал нам язык на уровне факультатива. Главной
задачей моего пребывания здесь является изучение языка. На Родину вернусь летом
в следующем году.
Весенний семестр здесь заканчивается в последних
числах мая, так что примерно в это время я и планирую возвратиться.
-
Почему ты решил изучать китайский язык? Ты собираешься проповедовать в
Китае? — Я решил изучать язык потому, что мне было интересно
расширить свой кругозор. Что же касается проповеди в Китае, то сейчас для этого
нет возможности в силу определенных причин. Во-первых, это официальная политика
Китая, которая не позволяет иностранным священникам проповедь среди своих
граждан. Однако в Гонконге сейчас есть православный русский священник о.
Дионисий Поздняев, но ему позволено совершать богослужения только для русских.
Во-вторых, это недостаток кадров, не позволяющий создать мощную церковную
структуру, которая с надлежащим профессионализмом могла бы заняться этим
вопросом, как это обстоит у католиков или протестантов, например. В-третьих наша
поездка носит лишь учебный характер и имеет целью подготовить преподавательские
кадры для класса Китайского языка. Поэтому говорить сейчас о проповеди
православия в Китае еще рано. Наоборот, после поездки на Тайвань мне хотелось бы
вложить больше сил и трудов в процветание Родины. Здесь на чужбине как никогда в
человеке пробуждается патриотизм, начинается переоценка своего отношения к
Родине, и я считаю, что именно в этом самый большой плюс учебы за границей, хотя
возможно и не у всех это так.
— Идея активной миссионерской
деятельности среди китайцев может иметь успех? Насколько восприимчив менталитет
китайской нации к проповеди Православия? — История Русской Духовной
Миссии в Китае как впрочем, и других христианских конфессий показывает, что
проповедь христианства имела и имеет определенный успех. Например, тот факт, что
в 1957 году Китайская Церковь достигла такого развития, что ей была дарована
Автономия, свидетельствует о таком успехе. Что же касается восприимчивости
китайской нации к православию, то китайцы тоже люди, созданные по образу Божью,
так что, на мой взгляд, речь может идти о индивидуальном восприятии Православия
в том смысле, что в каждой нации есть люди, которые ведут более чистую
нравственную жизнь, что делает их ближе к Богу, а соответственно и восприимчивей
к Православию. Соответственно есть и противоположные тому примеры, когда
Православие воспринимается через призму ксенофобии и суеверия, результатом чего,
например было восстание «ихетуаней» в 1900 году, во время которого пострадали
href="http://www.chinese.orthodoxy.ru/pictures/martyrs.jpg" target=_blank>222
китайских мученика.
— Ты следишь за российскими новостями? Какие
сообщения последнего времени тебя более всего заставили переживать, какие
заставили радоваться? Одной из главных новостей за последнее время
были события на Украине, сложившиеся вокруг президентских выборов. Конечно не
хотелось бы, чтобы подобные инциденты повторялись. Украина всегда была очень
тесно связана с Россией, особенно в церковном отношении. Там живут многие мои
знакомые и сокурсники, как по Семинарии, так и по Академии.
Хочется
верить, что эти нестроения больше не повторятся и послужат уроком для
украинского народа. Киев как был, так и остается колыбелью Святой Руси, так что
его судьба, а также судьбы его святынь и православных христиан, проживающих в
нем, дороги сердцу всякого православного.
Еще была печальной
href="http://www.nne.ru/news.php?id=1076″ target=_blank>новость о смерти моего
преподавателя Виктора Алексеевича Портянникова. Это был замечательный
человек, Господь сподобил меня учится у него риторике и Немецкому языку. Я был и
буду бесконечно ему благодарен за его святой труд. Господь да упокоит его душу в
селениях праведных.
Что же касается до радостных вестей с Родины, то
очень светлым событием был
target=_blank>о футбольном матче между семинаристами и студентами
Выксунского Духовного Училища. Физкультура очень важна для человека и особенно
для будущего пастыря. Пастырь должен быть здоровым человеком и такие вещи как
бег, утренняя зарядка и другие безобидные физические упражнения будут только на
пользу его здоровью, которое есть дар Божий.
— Посещаешь ли ты сайт
нашей епархии, если да то, как часто? — Постоянно. Вообще, жизнь в
родной епархии как была, так и остается для меня очень важной и новости о своих
сокурсниках и просто знакомых, которые сейчас трудятся в священном сане очень
важны для меня.
— Ты переписываешься с друзьями, родственниками,
друзьями? — Да, это очень важный момент в жизни на чужбине. Послания
от друзей и близких доставляют много радости и служат в какой-то степени
стимулом для более интенсивной учебы.
— Расскажи поподробнее о людях,
у которых ты сейчас живешь и о православном храме, в котором молишься.— Сейчас я живу в общине имени католического святого Роберто Беллармино.
Как я уже сказал, они согласились принять нас и оказать помощь в обучении по
просьбе ректора Московской Духовной Академии архиепископа Евгения. В основном,
членами общины являются священники из Испании, есть люди из Китая, Сингапура,
Малайзии, Южной Кореи, Аргентины, Австрии, Польши, Вьетнама, ректор итальянец,
его зовут Лючиано Морра. Община весьма интересна, люди все довольно образованные
и творческие.
К нам они относятся уважительно, пытаются говорить с нами
на китайском, чем помогают в практике языка. Жизнь общины в чем-то походит на
жизнь в православном монастыре. Послушники, которые готовятся к принятию обетов,
проходят послушания.
Каждый день у них Месса, кроме того, есть особые
богослужебные последования, которые они исполняют в определенные дни. Например
«Час молитвы», я на нем еще не присутствовал, но мне рассказывали, что там
читается Священное Писание и затем все умолкают и час проходит в безмолвной
молитве.
Некоторые из схоластиков (так называют они своих послушников)
даже хотели поехать с нами на православный приход. Что же касается последнего,
то его возглавляет архимандрит Иона, который до приезда сюда проходил монашеское
служение на Афоне. Большинство прихожан являются русскими или украинцами. Кроме
русских есть несколько американцев, греков, тайваньцев, один прихожанин из
Болгарии, один из Македонии и из Армении. Богослужение совершается на английском
языке, чтение Апостола, Символ веры и Господня молитва читаются на русском,
китайском и английском языках.
— Чем приходская жизнь в Тайване
отличается от российской? — Здесь есть очень интересная черта
приходской жизни.
Храмрасполагается в квартире многоэтажного дома, поэтому обстановка вполне домашняя.
После богослужения во время трапезы мы общаемся на разные темы, что создает
очень теплую дружескую атмосферу. Часто на богослужение приходят различные
гости.
Недавно был корреспондент из немецкого информационного агенства
«Deutche Welle»который рассказал, что в сороковые и пятидесятые годы здесь
href="http://www.orthodox.cn/history/glebrar_ru.htm" target=_blank>на Тайване
был православный приход, и что его друг жил в это время здесь был членом
этого прихода. А в прошлое воскресенье к нам приезжал о. Дионисий, который
возглавляет
приход ап.
Петра и Павла в Гонконге. В тот день на богослужение приходил известный
русский