Regnum | 21.12.2004 |
В 1594 году монастырь открылся, получив по грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иова название Нилова пустынь от имени преподобного Нила. Первым его настоятелем, со званием строителя стал преподобный иеромонах Герман из братии Николаевского Рожковского монастыря. Он собрал полные сведения о жизни преподобного Нила. Филофей Пирогов написал Житие Нила, приложив к нему стихири и канон. С того времени для иноков монастыря открылся новый источник духовного назидания и утешения.
Перед концом своей жизни иеромонах Герман с братией испытали много скорбей от неурожая хлеба и голода, и от набегов на Селигер литовцев и шведов. С 1764 года обитель внесена в разряд первоклассных монастырей России. В нем все было в благоустроенном виде: порядок отправления Богослужения, жизнь братии, прием богомольцев, точное исполнение послушаний. Общежительный устав, принятый при устроителе Германе, соблюдался неизменно. Благолепие Богослужения, трудолюбие и богобоязненность братии украшали монастырь. Нилова Пустынь почиталась потому, что в ней сохранился дух древних монастырей.
Было правило в Ниловой Пустыни новопостриженных монахов поручать под надзор опытным в духовной жизни старцам, находиться под их надзором дотоле, пока честным и воздержанным житием окажут себя достойными иметь надзор за другими; и новопостриженным без благословения надзирателей ничего не делать, быть всегда покорными. В 1766 году дано повеление всех живущих в монастыре с надеждою пострижения обучать какому-нибудь мастерству, например, столярному, слесарному, сапожному, портному и другим профессиям, которыми они могли бы заниматься в пользу монастыря и тем предохранить себя от пагубной для них праздности.
Многие стремились под кров обители, чтобы посвятить себя иноческой жизни. Много также было людей, которые не принимали на себя обета монашества и жили в устроенных на собственные средства кельях. Они помогали своими вкладами монастырю, несли послушания, к каким были способны. Так, например, ржевский купец, бывший придворным комиссаром, Иван Иванович Образцов в преклонных летах был чтецом Синодика; секунд-майор Иван Сергеевич Челищев служил монастырю имуществом: он построил каменную церковь во имя Собора Святого Иоанна Предтечи.
В Ниловой Пустыни было много и трудников, семей крестьян, которые своим безвозмездным трудом служили обители. Монастырь владел многими землями, озерами, лесными угодьями, подворьями в Осташкове, Твери, Москве. Многие русские государи делали пожертвования в пользу обители. Царь Алексей Михайлович в 1666 году подарил в Нилову Пустынь колокол; Федор Алексеевич — водосвятную чашу; Екатерина II — покров; царица Наталия Кирилловна — ризу; Александр I — крест золотой… В Нилову Пустынь стремились, чтобы приобщиться, хотя бы на время, к созерцанию духовной красоты, и это было, пожалуй, главным, основным.
В монастыре находилась чудотворная икона Преп. Нила, написанная в 1595 году Иовом и Нифонтом. В 1666 году при закладке каменного Богоявленского собора были обнаружены мощи Преподобного Нила: гроб истлел, но мощи оказались нетленными. При мощах Нила лежали икона и схима, находившиеся в земле 112 лет и не подвергнувшиеся тленью. За десять дней до чудесного обретения мощей Преподобного Нила рыбаки ночью видели огненный столб, стоявший над монастырем и потом спустившийся вниз. За два дня до обретения мощей, другие рыбаки видели в воздухе над гробницей горящую свечу. А в самый день обретения мощей явился преподобный Нил иеромонаху обители Александру во время его дневного отдыха, повелевая воспрянуть от сна. Известны многие чудеса исцеления от мощей Преподобного Нила: от глазных, грудных и других болезней. С этого периода началась новая слава преподобного Нила Столобенского. Чествование имени преподобного Нила стало общим для всей Православной Церкви правилом. Было разрешено в праздник Обретения Святых мощей преподобного Нила Столобенского 27 мая каждого года совершать крестный ход с мощами вокруг монастыря, к чему позднее присоединился и крестный ход из Осташкова.
Преподобный Нил Столобенский был защитником гонимых. В сложное петровское время, столь неблагоприятное для судьбы Церкви, в обители на острове Столобном был утвержден инквизиторский надзор. В Нилову Пустынь ссылали неугодных деятелей: митрополита Крутицкого Игнатия, епископа Карельского Аарона, Афанасия Еропкина и других.
После смерти настоятеля Ниловой Пустыни Германа, по его духовному завещанию, принял управление монастырем Нектарий. В ту пору было ему 28 лет, но духовно он был уже силен. Нектарий Боголеп был сыном крестьянина патриаршей слободы г. Осташкова, родился в 1586 году. Родители его были людьми благочестивыми. И дед, и отец, и мать его приняли монашество. В детском возрасте Нектарий был пострижен в обитель Нилова Пустынь (1598 году), и основатель монастыря Герман сразу заметил в нем духовные способности, воспитал его своим преемником. Тяжелая жизнь была для молодого инока в первые годы пребывания в монастыре: неурожаи, голод, набеги литовцев и шведов… Нектарий за свои труды по управлению монастырем снискал внимание Новгородских архипастырей, в епархию которой входила Нилова Пустынь. Новгородский митрополит Иов Нилову Пустынь считал центром духовной жизни, где готовились благонадежные, просвещенные будущие деятели Русской Православной Церкви.
В 1816—1837 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Серафим, который до этого был законоучителем воспитанников Академии художеств; архимандритом Старицкого Успенского монастыря; Краснохолмского Антониева монастыря. За 20 лет пребывания в Ниловой Пустыни большую часть времени проводил в своей келье.
В 28 году Нилову пустынь закрыли. В 30-х годах там была детская колония. Во время войны был госпиталь, а после опять колония. Потом передали дому престарелых, потом нефтегазу. В 1991 году обитель возвращена Церкви и с этого времени восстанавливается, в ней совершаются богослужения. В 1995 году в пустынь вернулись мощи преподобного Нила Столобенского.