Русская линия
НГ-Религии Юлия Глезарова,
Александр Петров
03.12.2004 

Пришествие живого будды
В Россию неожиданно и ненадолго прилетел Далай-лама

Далай-лама XIV прибыл в Элисту 29 ноября чартерным рейсом из Индии. В аэропорту его встречал глава буддистов Калмыкии Шажин-лама Тэло Тулку Ринпоче, представители буддийского духовенства Бурятии, Тувы и Монголии. Руководства Калмыкии, включая президента Кирсана Илюмжинова, среди встречающих не было. Неофициальный характер этого визита, не предусматривающий никаких контактов с властями республики, стал одним из условий въезда духовного лидера тибетских буддистов в Россию.

Последний раз он приезжал в Элисту в 1992 году. Тогда у него была очень насыщенная и интересная программа: помимо обычного и обязательного молебна Далай-лама выступил с проповедью на городском стадионе, посетил православный храм, встретился с епископом Элистинским и Калмыцким Зосимой, общался с преподавателями и студентами Калмыцкого университета. Нынешняя программа визита также предполагала встречу с молодежью, посещение православного храма, проведение на стадионе совместно с православными и мусульманскими лидерами молебна «О мире на земле». Но вопреки ожиданиям программа была существенно сокращена.

С 1992 года, несмотря на неоднократные попытки получить въездную визу для пастырской поездки в Россию, духовный лидер буддистов не мог посетить нашу страну: МИД РФ раз за разом отказывал ему в визе. Причиной стало нежелание России портить отношения с Китаем, который считает Далай-ламу сепаратистом.

Глава тибетского «правительства в изгнании» действительно много лет неуклонно борется за отделение Тибета от коммунистического Китая. После того как Далай-лама покинул свою родину в 1959 году, он постоянно путешествует по миру, выступает за независимость Тибета и возносит молитвы о его освобождении. Однако Тибет и поныне остается частью Китая и китайцев там становится все больше. Единственное, что за много лет осталось неизменным, — плохое отношение к Далай-ламе китайских властей. Для них он был и остается сепаратистом и врагом КНР. Это позиция не смягчилась после последних заявлений лауреата Нобелевской премии мира о том, что Тибет как часть Китая может получить больше преимуществ, чем если бы он стал независимым.

Внешнеполитическое ведомство РФ разрешило поездку Далай-ламы в Россию и заверило, что нынешний визит носит исключительно пастырский характер. Однако Китай незамедлительно выразил свой резкий протест. «Мы против того, чтобы любая страна позволяла ему использовать свою территорию для организации раскольнической деятельности и сеять раздор в отношениях КНР с другими странами», — заявил глава МИД КНР Ли Чжаосин.

Визит Далай-ламы в Элисту, бесспорно, стал политической победой Кирсана Илюмжинова, чьи отношения с Кремлем в последнее время можно назвать весьма прохладными. Несмотря на заверения президента Калмыкии, сделанные еще в начале ноября, что Его Святейшество Далай-лама XIV Тендзин Гятцо собирается посетить Элисту, МИД России до последнего тянул с выдачей въездной визы лидеру тибетских буддистов.

Визит Далай-ламы в Калмыкию стал настоящим национальным праздником. Последние две недели в Элисте царило необычное оживление, город мыли, скребли и чистили, как перед визитом президента страны. В столицу Калмыкии съехались множество паломников, стремящихся встретиться со своим духовным лидером, которого они ждали много лет. Последние часы ожидания были особенно напряженными.

Самолет Его Святейшества, мигая разноцветными огнями, медленно подрулил к зданию аэропорта. Держась за поручень трапа, пожилой человек в оранжевой одежде медленно спустился на калмыцкую землю.

В Элисте как по заказу установилась сухая солнечная и теплая погода. Не успел лауреат Нобелевской премии мира появиться в зале аэропорта, наскоро переоборудованном в зал для пресс-конференций, как за спинами журналистов вдруг раздались всхлипывания и протяжный плач, женщины-калмычки от радости заголосили…

Долгожданный визит будет очень коротким: после освящения элистинского хурула (монастыря) Сякюсн-сюмэ и проповеди Тендзин Гятцо покинет Калмыкию.

Складывается впечатление, что визит Далай-ламы, который по идее мог бы стать знаменательным событием не только для Калмыкии, но и для всей России, проходит практически незамеченным нигде, кроме Элисты. Центральные российские телеканалы не уделили визиту практически никакого внимания. Этот факт нельзя объяснить ни тем, что главной новостью остается политический кризис на Украине, ни тем, что визит носит неофициальный характер. Скорее всего такое невнимание к лидеру тибетских буддистов со стороны российских СМИ объясняется тем, что на фоне заметно похолодевших отношений между Россией и Западом, визит Далай-ламы вопреки протестам со стороны КНР явно выглядит как попытка Кремля реабилитироваться в глазах западного общества, чьей симпатией и поддержкой неизменно пользуется духовный лидер Тибета.

Из досье «НГР»

Далай-лама XIV, в миру Агван Лобсан Тендзин Гятцо — нынешний духовный лидер буддистов Тибета родился в 1935 г. в Тибете. В двухлетнем возрасте он был признан перевоплощением Далай-ламы XIII. После вторжения коммунистического Китая в Тибет эмигрировал в Индию. С этого времени постоянно проживает в Дхармасале (Индия), где располагается тибетское правительство в изгнании. Активно участвует в международной политической жизни, выступая за независимость Тибета.

Тибетский буддизм в России исповедуют буряты, калмыки, тувинцы и часть алтайцев. Из всех указанных народов особое место в истории тибетского буддизма принадлежит калмыкам. Калмыки приняли буддизм различных тибетских школ: Кагью, Ньингма, Сакья и Гелуг. Именно с продвижения части калмыков в Россию в начале XVII в. можно говорить о проникновении буддизма в Россию. Глубокое восприятие калмыками основ буддизма позволило Далай-ламе во время своего визита в Калмыкию в 1992 г. сказать, что «сохранение калмыцкой культуры подобно сохранению культуры Тибета».

У бурятов и тувинцев учение Будды стало распространяться благодаря активной деятельности лам из Монголии около середины XVIII в.

1 декабря 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика