Русская линия
Архангельский епархиальный вестник Людмила Ашиток02.12.2004 

Как Черная Гора стала Красной
400 лет монастырю на Пинеге

В Архангельской области много интересных, заповедных мест, еще не открытых для многих ее жителей. Одно из них — Красногорский монастырь, что некогда стоял на высокой горе на правом берегу Пинеги близ уездного города. Сегодня мы можем полюбоваться лишь его развалинами. Между тем история Красногорского монастыря насчитывает уже 400 лет, и в прежние времена он был широко известен не только православным людям Русского Севера, но и всей России.

Основал обитель в 1604 году монах Макарий. В миру он был скромным и тихим, рано овдовевшим батюшкой Мироном одного из пинежских приходов. Но однажды пришел к нему игумен Варлаам из села Кеврола и рассказал о своем удивительном сне. Предчувствуя близкую кончину, Варлаам давно уже подыскивал благочестивого человека, чтобы передать ему на попечение храмовую чудотворную икону Владимирской Божией Матери. И вот явилась в тонком сне к нему Световидная Жена и повелела отдать образ вдовому попу Мирону, который должен отнести его на Черную гору и основать там монастырь.

Черная гора возвышалась напротив — через Пинегу, заросшая вековыми лесами, страшная своими непроходимыми дебрями, но Мирон знал: он должен исполнить волю Божией Матери. Перенес на Черную гору икону и установил там крест, затем принял монашество под именем Макарий и основал обитель, которая так и называлась поначалу — Черногорской.
Однако уже с тридцатых годов XVII века монастырь переменил имя на Красногорский. Хроники свидетельствуют, что произошло сие «из-за красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков». Нынче летом была я на Красной горе — вид действительно замечательный. Окрестности, говорят, просматриваются на сорок километров: холмы, поля, леса, домики деревень… Но, думается, гора превратилась из Черной в Красную не просто из-за открывшейся вдруг красоты здешней природы, облагороженной иноками. Вспомним святого Варлаама Хутынского, который выбрал для постройки своей кельи, из которой вырос затем монастырь «хутынь» (худое место на возвышенности близ Новгорода, населенное бесами). Подвижнической жизнью он очистил и освятил это место. Так и здесь, на Пинеге, наверняка вышло — монастырь очистил «черную» гору от нечистой силы, и стала она «красной». А преподобный Макарий получил наименование Красногорский. К сожалению, о нем сохранились скудные сведения, известно лишь, что в 1612 году освидетельствовал он мощи праведной Параскевы Пиринемской — сестры святого отрока Артемия Веркольского, скончался в 1640 году, но могилка его затерялась.

Похожая «затерянная» участь могла постигнуть и монастырь, основанный Макарием. Долгое время вели здешние малочисленные иноки жизнь бедную, если не сказать убогую, пока не появилась в стенах обители еще одна святыня — чудотворная икона Грузинской Божией Матери, привлекшая сюда множество богомольцев. Видимо, в этом и был великий Промысел Пречистой Богородицы, повелевшей построить монастырь на Пинеге. Но как образ из Грузии попал на Русский Север?

Ее подарил монастырю, заметим, тогда еще Черногорскому, как сказано в хрониках «по откровению свыше», ярославский купец Григорий Лыткин, приказчик которого Стефан Лазарев купил чудотворный образ у персидского торговца (в 1622 году Грузия была завоевана шахом Аббасом, и многие священные вещи христиан попали в руки персов). Вместе с иконой Григорий принес значительные пожертвования на украшение святыни.

Грузинская икона Божией Матери по прибытии в монастырь сразу же прославилась чудесами исцелений, и в 1658 году установлен день празнования иконе — 22 августа, позже был составлен канон в ее честь. С 1698 года ежегодно Грузинский чудотворный образ приносился в Архангельск «для освящения града и христолюбивых народов». Здесь «гостила» она обычно с 26 августа до третьего воскресения Великого поста, а на обратном пути была остановка на неделю в Холмогорах. Путешествовала икона из Красногорского монастыря и в куда более дальние места — в Устюг, Вологду, Москву, носили ее аж в Сибирь на Лену…

После закрытия монастыря след обеих чудотворных икон затерялся, последнее свидетельство — «Грузинскую» носили крестным ходом по Архангельску в 1946 году. Известен также ее список, снятый в 1654 году в Москве, куда чудотворную возили для прекращения моровой язвы, он находился в храме святого Никиты в Глиницах. Замечу, узнать Грузинскую икону можно по кресту, изображенному в центре, цепочка которого накинута на шеи Богородицы и Младенца.

В годы Советской власти монастырь на Красной горе был закрыт и разорен, в его стенах размещались коммуна, пионерский лагерь, последние годы — интернат для психически больных людей… Стою у развалин. От былого величия почти ничего не осталось. Возвышается обшарпанная колокольня, у храма купола нет, внутри пустота, только на одной из стен, противоположной алтарю, чудом сохранились две фрески, краска облупилась, но узнаю сцены Рождества Христова и Успения Богородицы. Если не принять своевременных мер — они исчезнут.

Но как скоро закончится нынешнее запустение знаменитой обители? Бог знает. Сегодня сюда наведываются только экскурсанты, отдыхающие на турбазе «Голубино», заодно их водят к потрясающему по красоте и мощи низвергающемуся в лесу из скал водопаду, освященному епископом Тихоном. Говорят, в расположенном неподалеку селе Малетино еще можно увидеть остатки монастырской пристани и подворья.

Сюда стоит приехать, чтобы почувствовать свое соединение с небесами, с этой неземной красотой пинежской земли, с самим Богом… Который, верится, все устроит. Вдруг явится где-то чудотворный Грузинский образ и призовет людей к возрождению обители? Чтобы Красная гора снова не превратилась в Черную.

4 ноября 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика