Русская линия
НГ-Религии Александр Давыдов02.12.2004 

Народ, преданный забвению
Православие помогло тверским карелам сохранить свою идентичность

Христианское учение о Церкви как о единой вселенской общине позволяет объединять верующих вне зависимости от их национальной принадлежности. Это было особенно важно для многонациональной Древней Руси, в частности Новгородского княжества, где проживало множество финских племен (карелы, вепсы, водь, ижора и др.). Экспансия русской культуры и «русской веры» (православия) велась на территориях, заселенных финскими племенами. Одним из самых крупных этих племен была упоминающаяся в летописях «корела», предок сегодняшних карел.

Древнерусские и европейские источники рассказывают о нескольких племенах, объединенных общим названием «корела» и проживавших на Карельском перешейке и северо-западном побережье Ладожского озера. С X—XI вв.еков карельские земли попадают в зону политических, экономических, и религиозных интересов Великого Новгорода. С этого же времени начинается история карельского православия, определившего в дальнейшем судьбу этого народа.

Впервые карелы были насильно крещены посланниками новгородского князя Ярослава Всеволодовича в 1227 году. Скорее всего первыми в православие обратили восточных карел, на земли которых претендовал и Великий Новгород, и Швеция. Карелы, жившие на западе, уже начинали устанавливать к тому времени вассальные отношения со шведами. Трудно судить об успехе православной миссии среди языческого населения, но первые находки археологов в карельских захоронениях предметов православного культа относятся уже к XIII веку.

Когда Карельский перешеек стал ареной борьбы за влияние православной Руси и католической в то время Швеции, карелы сумели извлечь из своего двойственного положения некоторые выгоды. Православные священники более спокойно и терпимо относились к некоторым древним традициям финских племен, поэтому принятие карелами православия может объясняться и стремлением к сохранению привычного уклада.

Толерантность православной культуры хорошо иллюстрируется примером из позднейшей истории: знаменитый финский фольклорист Элиас Леннрот (1802−1884), создатель «Калевалы», записал большую часть песен древнего эпоса у беломорских карел-старообрядцев. В то же время у карел, живших на западе и принявших сначала католицизм, а затем лютеранство, древняя эпическая поэзия уже не бытовала.

В конце XVI века политическая ситуация на Карельском перешейке изменилась. В ходе Ливонской войны зимой 1581 года шведские войска вторглись на Русь и захватили весь Корельский уезд. Часть карел ушла с оккупированной территории в глубь России. Это первый зафиксированный летописями пример переселения карел во внутренние области страны.

По Тявзинскому мирному договору 1595 года Корельский уезд вернулся в состав русского государства, но в 1609 году в обмен на помощь шведов правительству царя Василия Шуйского уезд снова передали Швеции. В своей грамоте Василий Шуйский обещал карелам беспрепятственное расселение в любом месте России.

Снова начался исход православного населения с Карельского перешейка. Однако город Корела (ныне Приозерск в Ленинградской области), центр уезда, отказался подчиниться воли Шуйского и оказал сопротивление шведам. Сопротивление возглавил епископ Корельский Сильвестр, в своих проповедях взывавший не только к патриотическому, но и к религиозному чувству горожан.

Через два года, в 1611 году, изможденный осадой город сдался. Шведы позволили жителям унести с собой все самое ценное. Тогда карельские женщины вынесли на себе раненых мужей. Только 27 февраля 1617 года был заключен Столбовский мирный договор между Россией и Швецией. Карельский перешеек окончательно переходил под власть Швеции. Заключение мира стало переломным моментом в истории православных карел. Перед ними встал вопрос выбора — остаться в Швеции или окончательно переселиться в Россию.

Казалось бы, все располагало к тому, чтобы остаться в Швеции. Новые власти устанавливали особый режим для присоединенных территорий: крестьян освободили от обязательной мобилизации, не стали вводить постоянный налог на землю и даже заменили русские названия погостов Корельского уезда на карельские. Однако все экономические выгоды перевесил один аргумент веры: шведское господство сулило карелам неизбежное обращение в «люторскую веру» (лютеранство).

Ко второй половине XVII века с Карельского перешейка ушли почти все карелы. Их исход осуществлялся через земли Тихвинского монастыря. Там даже образовался, как сейчас бы сказали, своеобразный «гуманитарный коридор». Шведские переписные книги фиксируют в каждом погосте, где ранее проживали сотни православных карел, от силы десяток семей.

В России карелам определили местом жительства земли на территории современной Тверской области в бассейнах рек Мологи, Медведицы, Волчины и Тихвины. Эти земли были выбраны не случайно, во время Смутного времени они сильно запустели, поэтому карелы смогли поселиться компактно. Отдельные карельские анклавы оказались разбросанными по всей территории Тверского края. Часть переселенцев осела на Новгородчине под городом Боровичи и на Валдае. К началу ХХ века в Тверской губернии число карел превышало число их соплеменников в Архангельской и Олонецкой губерниях.

На новой родине карелы остались верны своим традиционным занятиям земледельцев и скотоводов. От окружающего русского населения они отличались своим упрямством и особой приверженностью к православию. Самым популярным святым у карел был Никола Угодник. Его икона из Тербенской пустыни, считавшаяся чудотворной, стала подлинной национальной святыней, объединявшей тверских карел. С крестным ходом чудотворную икону носили по карельским селам и деревням Тверской губернии с 9 мая по 30 июня.

Как отмечал исследователь тверских карел Анатолий Головкин в работе «История Тверской Карелии», самым ценным для карельского переселенца была принесенная с собой икона, которая, как правило, после смерти владельца завещалась храму. До начала 30-х годов ХХ века эти старинные иконы бережно хранились в приходских церквах.

В 1819 году Святейший правительствующий Синод издал указ о необходимости перевода Библии на карельский язык. Уже в 1820 году в Санкт-Петербурге вышло «Евангелие от Матфея» на карельском языке. Однако книг на карельском языке, в том числе и религиозных, издавалось очень мало. Подавляющее большинство православных карел оставались простыми, безграмотными крестьянами.

ХХ век принес тверским карелам новые испытания. Второй раз карелам пришлось претерпеть гонения за православную веру в 1930-е годы. Точное число тверских карел, репрессированных за свои религиозные убеждения, до сих пор неизвестно. Список канонизированных мучеников ХХ века из Тверской Карелии, составленный современными энтузиастами, включает в себя 66 человек, среди них много священнослужителей и монахов.

После ликвидации в 30-е годы прошлого века национальной автономии и письменности тверских карел число относящих себя к этому народу постоянно сокращается. В советский период тверских карел официально как бы совсем не существовало. Сегодня их около десяти тысяч человек, а в довоенное время насчитывалось почти в пятнадцать раз больше. Недавно была воссоздана карельская национально-культурная автономия и письменность этого древнего народа.

В условиях различных испытаний, выпавших на долю тверских карел, православие оставалось главной и неотъемлемой частью их духовной культуры. Сегодня возрождению православия среди тверских карел мешает тяжелая экономическая ситуация в этом регионе, способствующая оттоку карел из мест компактного проживания в города, где они обречены на исчезновение. Тем не менее нынешняя карельская интеллигенция связывает возрождение своего народа именно с православием.

1 декабря 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru