Версия | Ирина Пастухова | 23.11.2004 |
Тревогу первым забил депутат Верховной рады Украины Леонид Грач: по его данным, в последние годы в Крыму развернули бурную деятельность ваххабитские учебные центры и лагеря. Парламентария поддержали специалисты украинского Государственного комитета по делам религий: оказывается, несколько лет назад в Крым высадился настоящий десант арабских «учителей ислама» — сегодня там уже существуют несколько экстремистских сект, в том числе и ваххабитских. Одной из первых в этом списке числится «Хизб-ут-Тахрир». О весьма странной деятельности этой партии, разумеется, уже давно знали и в парламенте крымских татар меджлисе, но предпочитали не выносить сор из избы.
Чем опасна деятельность зарубежных религиозных эмиссаров, теперь уже никому объяснять не надо: именно с мирных проповедей «чистого ислама» началось кровопролитие в Косово и Чечне. Следующим этапом неизбежно становилось создание замкнутых радикальных общин — «джамаатов» и так называемых отрядов защитников веры. И, судя по всему, сейчас Крым уже вплотную подошел к точке, когда противостояние религиозных и светских властей принимает форму открытой борьбы.
Признаки того, что ситуация там выходит из-под контроля, появились в августе этого года: в какой-то момент власти поняли, что деятельность «Хизб-ут-Тахрир» направлена на срыв участия в выборах мусульман полуострова.
«Это не наши, не исламские выборы», — постоянно твердили проповедники. И их многие слушали, поскольку при попустительстве меджлиса и украинских госструктур партия весьма сомнительного толка получила значительное влияние среди крымских татар.
Согласно официальным данным, в «Хизб-ут-Тахрир» к тому времени числилось около 20 тысяч крымских татар. Поскольку в партию принимают только мужчин, эту цифру смело можно увеличить в несколько раз (среднее количество взрослых в крымско-татарской семье — 3−4 человека). Вот и получится количество, сопоставимое с общим числом крымских татар, не явившихся на выборы 31 октября. А еще, по нашим сведениям, сторонники радикального ислама контролируют до 80% мусульманского духовенства полуострова. Более того, исламистам уже удалось избрать своих сторонников на должности председателей нескольких районных меджлисов.
Какую политику будут проводить радикалы, ставшие чиновниками, можно узнать из партийной программы «Хизб-ут-Тахрир». Если верить заявлениям лидеров этого движения, возникшего в Сирии на рубеже 50-х годов прошлого века, его основная цель — построение всемирного халифата, мусульманской сверхдержавы. Строить новый мир предполагается мирным путем, смещая руководство светских государств с преобладанием мусульманского населения, а также при помощи очистки от неверных исконно исламских земель. В том числе и Крыма. Можно ли ненасильственными методами осуществить последний пункт программы, проповедники не уточняют. Ну, а джихад, согласно учению «Хизб-ут-Тахрир», возможен только на втором этапе ее реализации — после создания халифата. По мнению экспертов, «Хизб-ут-Тахрир» — та же «Аль-Каида», но с временно вынутым «боевым зарядом». Характерно, что в своих интервью члены «Хизб-ут-Тахрир» крайне путано говорят об отношении партии к Шамилю Басаеву, а бен Ладена вообще называют братом-мусульманином.
Вполне вероятно, что появление «Хизб-ут-Тахрир» — очередной этап арабской экспансии в Крым. Поначалу арабы пытались действовать партизанскими методами — через студентов, обучающихся в симферопольских вузах: они ездили по деревням и учили крестьян намазу. А еще разного рода сомнительные фонды финансировали массовый хадж крымских татар в Мекку — оттуда люди возвращались другими.
Пока лозунги исламских радикалов звучат довольно миролюбиво, но кто знает, что станут проповедовать эмиссары из арабских стран уже в ближайшем будущем?