Известия | Алексей Укконе | 01.12.2004 |
значно. В УФСБ Карелии инициативу поддержали, а в республиканском МВД, напротив, заявили, что доносительство разжигает межнациональную рознь.
После каждого теракта, совершенного теми, кто называет себя мусульманами, руководитель Духовного управления мусульман Карелии Висам Али Бардвил произносит особую проповедь-фетву. В ней он призывает проявлять бдительность по отношению к тем единоверцам, чье поведение вызывает подозрение. Члены общины обязаны незамедлительно сообщить о таких лицах в правоохранительные органы. По мнению муфтия, это не только гражданский, но и религиозный долг каждого мусульманина. Его невыполнение будет истолковано руководством общины как грех, за который виновнику придется понести наказание перед Богом.
— От мусульманина его религия требует спасать жизни других людей, — говорит Висам Али Бардвил. — В этом случае нет ничего плохого в том, чтобы идти к спецслужбам. Речь не идет о предательстве или каком-то нечестном поступке. Никакого греха, а даже наоборот, награда от Бога будет тому, кто сообщит о таких лицах. Эти люди могут использовать исламскую терминологию, говорить как мусульмане или выглядеть как мусульмане, утверждать, что они защищают ислам, даже соблюдать обряды, ходить в мечеть… Но если они призывают к насилию, оправдывают терроризм, то это лицемеры, о которых сказано в Коране. Вот мы, например, сидим, смотрим телевизор, новости об очередном теракте, а человек говорит, что так и надо, это правильно. Начинает это оправдывать. Мы пытаемся его убедить в обратном. Но если он настаивает, значит, что-то не так. Пусть спецслужбы в этом разбираются.
На вопрос, что будет делать сам муфтий, если некий преступник-мусульманин покается ему в своих злодеяниях, Висам Али Бардвил ответил, что в исламе, как и в христианстве, существует понятие тайны исповеди.
— Если он покается и пообещает больше этого не делать, то меня это устроит, — говорит муфтий, — разве что могу попросить его давать полезную информацию о других людях, причастных к преступлениям.
В региональном управлении ФСБ признали, что «сигналы» от граждан к ним действительно поступают, но сообщить какие-либо сведения, в том числе о религиозной принадлежности этих людей, отказались. Хотя в целом чекисты рвение мусульман одобряют.
— Это долг каждого гражданина помочь правоохранительным органам, — заявил пресс-секретарь УФСБ Карелии Владимир Ганин. — А если еще и духовное лицо призывает к этому своих единомышленников, то это можно только приветствовать.
А вот в МВД Карелии инициатива мусульманского духовенства почему-то вызвала противоположную реакцию. «Не для протокола» сотрудники этого ведомства, не скрывая раздражения, заявили, что фетва «провоцирует межрелигиозную рознь».
— Проявлять подозрительность к лицам какого-то вероисповедания нельзя, — возмущенно заявил высокопоставленный собеседник «Известий». — Это как раз и разжигает межнациональную рознь. Вы можете себе представить, чтобы наш Мануил (архиепископ Петрозаводский и Карельский Русской православной церкви. — «Известия») издал такое распоряжение?!
Неоднозначное отношение к вопросу и у карельских правозащитников.
— Я лично поддерживаю, если компетентные органы кого-то лишний раз проверят, — сообщил «Известиям» председатель Правозащитного союза Карелии Игорь Пальцев. — Но мои более радикально настроенные коллеги скажут, что это недопустимо. Мол, милиции только дай повод, она перегнет палку, и в результате пострадают невинные люди.
Впрочем, инициативу мусульман наверняка поддержит глава Карелии Сергей Катанандов. Недавно в категоричной форме он предупредил руководителей национальных и религиозных организаций о том, что они должны нести ответственность за все, что творят в республике их земляки и единоверцы. Руководители общин сначала возмутились, но, поразмыслив, особого недовольства проявлять не стали.
25 ноября 2004 г.