Известия | Дмитрий Николаев | 01.12.2004 |
Двое альтернативщиков, Юрий Хачатурян и Сергей Утенков, почти полгода служат в Рыбинском интернате для инвалидов и престарелых. Еще весной они в суде доказали свое право на альтернативную службу и были направлены на низкооплачиваемые должности санитаров. Один из них — «свидетель Иеговы», второй исповедует учение «святого» Виссариона, новоявленного мессии, объявившего себя живым богом.
«Им дали сильно по мозгам"…
— Я очень обеспокоен этой ситуацией, — говорит корреспонденту «Известий» директор интерната Александр Алексеевич Наумов, — видно, этим пацанам здорово прошлись по мозгам. Сергей отказывается есть мясо, просит только салаты и постные щи, не пьет молока. Объясняет: ему запрещает бог. Ходит худой, словно щепка, чуть не в обморок падает. Говорит, что у них в общине даже грудных младенцев запрещено кормить молоком матери. Его товарищ Юрий не терпит переливания крови. Случись какое происшествие, например ДТП, производственная травма, заражение, он откажется от переливания, а виноватым останусь я. Скажут, заморил мальчика.
— Как с ними быть, не знаю, — разводит руками Наумов, — оба регулярно посещают собрания прихожан своих церквей и у себя в комнате оживленно спорят на религиозные темы. Причем каждый пытается доказать, что его церковь лучше. Недавно купили с рук старенький магнитофон и по очереди слушают проповеди своих духовных наставников. Боюсь, как бы не дошло до конфликта…
Сергей Утенков родом из Красноярского края. Его родители продали квартиру и уехали жить в глухую деревеньку, в одну из общин церкви «Последнего завета», которая под руководством своего духовного лидера Виссариона строит в тайге Город Солнца. Сергей бросил институт (собирался стать учителем английского) и тоже уехал к родителям в общину. Он ждал возможности послужить несколько лет, пока наконец не появился закон об АГС.
Второй санитар, Юрий Хачатурян, приехал из-под Краснодара. Сначала его отправили служить на подмосковную ферму, обеспечивающую продовольствием военных. Но Юрий от такой работы отказался. По его убеждениям, любая помощь армии недопустима. После был направлен в Рыбинский дом престарелых.
Теософские войны местного значения
Директор интерната выделил молодым людям одну комнату в новом корпусе. Теперь она похожа на межконфессиональное общежитие. На стенах висят портреты разных религиозных деятелей церкви «Последнего завета». На столе лежат газеты и журналы «Свидетелей Иеговы», которыми зачитывается Хачатурян.
— Разве можно верить в какого-то самозванца, объявившего себя богом?! — восклицает Юрий.
— Это испытание для моей веры. Виссарион — бог, спустившийся на Землю с небес, и его учение верно, — смиренно отвечает Сергей.
— Споры спорами, но работают ребята замечательно, — говорит их начальник Александр Алексеевич. — Они моют, рубят, ломают и строят все, что ни прикажешь. Делают самую черную работу. Но со стариками они общаются только под наблюдением медсестер: по молодости ребята таскали инвалидов на носилках ногами вперед, чем вызывали бурю негодования среди бабулек.
Религиозные споры — не единственная проблема альтернативщиков. До сих пор не решены главные вопросы: за чей счет их кормить, одевать и оплачивать проезд в отпуск. Заработная плата у санитаров чуть более 1000 рублей. Почти все деньги уходят на еду. Несмотря на то что один из них вегетарианец, съедают парни больше, чем могут оплатить. Руководство кое-что экономит на пенсиях постояльцев и умудряется выдавать альтернативщикам по 200−300 рублей на руки. С одеждой помогают единоверцы.
-Мы не ожидали, что обретем со своими альтернативщиками столько проблем, — рассказывает Александр Наумов. — Военкомат не уделяет им никакого внимания. Федеральная служба занятости не может проконтролировать соблюдение прав молодых людей. Согласовать элементарные вопросы о проживании и питании не с кем. Я несколько месяцев не мог добиться ответа, кто будет покупать ребятам билеты домой.
В течение осеннего призыва в Рыбинск прибудут еще 10 человек. Все они верят в разных богов, но жить и работать четыре года должны вместе.
— К нам пожалуют еще пара «Свидетелей», один парень из «Последнего завета», «горшечники», адвентисты, пятидесятники, баптисты, какие-то адамиты. Представляете, какая получится гремучая смесь? — ужасается своим перспективам Наумов. — Один ничего не ест, второй отказывается принимать таблетки, третий молится только голым, четвертый через пару месяцев ждет Апокалипсиса. Каждый уверен, что только его секта правильная, и старается привлечь в нее больше последователей. А в интернате коллектив — сплошь мнительные старушки! Так что я пишу письма в Федеральную службу по труду и занятости с просьбами альтернативщиков больше не присылать. Двоих вполне достаточно!
20 ноября 2004 г.