ОВЦС МП | 17.11.2004 |
В упомянутом Слове Святейшего Патриарха были обозначены проблемы, которые представляются несущими опасность для верных чад нашей Церкви и общества в целом. Перечисление этих проблем, а именно: «искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений», ни в коей мере не ставит между ними знак равенства. Знак равенства между некоторыми из этих понятий был поставлен журналистами, которые, к сожалению, неверно интерпретировали данное высказывание. В связи c этим Священноначалие нашей Церкви рекомендует руководствоваться материалами, опубликованными в официальных церковных изданиях, а не публикациями в светской прессе, где, по разным причинам, слова представителей Русской Православной Церкви могут представляться в искаженном виде.
В то же время Русская Православная Церковь, согласно своему учению, считает, что неоязыческие культы являются заблуждением и потому действительно представляют угрозу для духовного состояния человека, для его временной и вечной жизни.
Тексты Священного Писания Ветхого Завета, в которых говорится о насильственных методах борьбы с языческими культами, следует воспринимать в историческом контексте. Сегодня Церковь основывает свою позицию на Священном Писании Нового Завета и учит, что наша дискуссия со взглядами, которые мы считаем неверными, должна выражаться в средствах, приемлемых для христиан. Поэтому еще в 1994 году Архиерейский Собор в Определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» призывал всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, при этом заявив, что «противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. „Если же кто не послушает слова вашего в сем послании, <:> не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте как брата“ (2 Фес. 3. 14−15)».
Под несовместимыми с христианством учениями нами прежде всего понимаются новообразованные культы, которые используют языческую символику и пытаются на новой основе «возродить» историческое язычество, которое среди славянских народов изжило себя много веков назад.
Кроме того, под неоязычеством понимается сегодня православными не столько культовая практика идолопоклонства, сколько преклонение перед новыми фетишами, ложными богами, которыми для многих наших современников стали власть, деньги и наслаждение.