Святая вера во всемогущую силу пиара и желание обскакать
противника в решающий период президентской гонки приводит к курьезам в таких
сферах где шутки, как говорится, неуместны.
Кто на нас с Митрополитом?
Религиозная тематика не относится к числу
сильных мест «Нашей Украины». Личная репутация Виктора Андреевича в данном
случае в полном порядке, однако ее невозможно отделить от имиджа поддерживающих
его политических сил и отдельных ретивых соратников. А они давно засветились как
участники политико-религиозных войн 1990-х годов под лозунгом «Геть московських
попов!».
Поэтому появившееся в понедельник, 8 ноября, сообщение
пресс-службы «НУ» о том, что предстоятель Украинской Православной Церкви
(Московский Патриархат) митрополит Владимир (Сабодан) благословил Виктора
Ющенко, вызвало настоящую сенсацию. В изящной интерпретации ряда
«независимых» СМИ это приняло чисто прикладной оттенок: мол, вот, глядите — даже
ориентированная на Москву Церковь поддержала Виктора Андреевича в его стремлении
стать Президентом!
Религиозные институты в Украине являются лидерами
общественного доверия и накануне выборов всегда становятся объектом охоты
политиков, нуждающихся в пиаровском допинге. Поэтому попытка команды Виктора
Ющенко позиционировать своего лидера как «лучшего друга православия» более чем
понятна. Однако способ для этого избран, что называется, за гранью не только
политкорректности, но и морали, что может дать скорее обратный эффект.
На самом деле, как сообщила пресс-служба Украинской Православной Церкви, лидер
«Нашей Украины» прибыл в резиденцию митрополита Владимира в Киево-Печерской
лавре и попросил его принять. Владыка любезно согласился, побеседовал с ним о судьбах отечества и в конце беседы, по просьбе Виктора Андреевича, благословил
его по церковному обычаю. Священнослужитель в принципе не может отказать
верующему в благословении, если тот не отлучен от Церкви. Однако митрополит,
видимо, и не подозревал, что пропагандисты штаба В. Ющенко ничтоже сумняшеся
запишут его в агитаторы «оранжевого кандидата».
Пресс-служба УПЦ
расценила действия пресс-службы В. Ющенко как «грязную политическую технологию»
с целью втянуть Церковь в политическое противостояние и подчеркнула, что «ни с какими политическими симпатиями или антипатиями предстоятеля УПЦ, равно как и предвыборной агитацией, эта встреча связана не была».
9 ноября, чтобы
расставить все точки над «i», митрополит Киевский и всея Украины сообщил
телеканалу «Интер», что из всех участников президентских выборов давал
благословение на участие в выборах только Виктору Януковичу, поскольку
увидел в нем «действительно верующего православного человека, достойного встать
во главе нашего государства». Кроме того, действующий премьер-министр получил
благословение Патриарха Московского Алексия II.
Православные
войны
Политические предпочтения украинских религиозных
объединений никогда не являлись секретом. Церкви в наши дни стали субъектами
если не прямого политического, то культурно-цивилизационного влияния. Как и пятьсот лет назад, для духовенства остается актуальной борьба за влияние на паству и имущество, в которой иерархи вынуждены взаимодействовать с политиками,
оказывая им взамен свою авторитетную поддержку.
Еще 15 лет назад УПЦ была
господствующей конфессией страны, однако с тех пор понесла тяжелейшие потери.
Легализация греко-католической церкви в 1989 — 1990 гг. сопровождалась
насильственным захватом храмов в Западной Украине. Следом за этим в 1990 — 1991
гг. столь же «не по-христиански» прошел процесс создания структуры Украинской
автокефальной православной церкви, действовавшей до этого в диаспоре. Однако
самый тяжелый удар по позициям православия нанес церковный раскол 1992 года.
Новая старая власть независимой Украины была заинтересована в максимальном обособлении от Москвы. Так родилась идея создания Киевского
Патриархата. Ведущую роль в расколе сыграл митрополит Филарет (Денисенко),
который на протяжении 28 лет руководил Православной церковью в Украине и был, по сути, вторым человеком в иерархии РПЦ. Когда в апреле 1992 года собор РПЦ отверг
его требование предоставить УПЦ полную независимость (автокефалию), киевский
митрополит, заручившись поддержкой нового украинского руководства, провозгласил
объединение «диаспорной» УАПЦ и УПЦ в единую церковь — УПЦ Киевского
Патриархата. Во главе этой церкви был поставлен 90-летний глава УАПЦ Мстислав
(гражданин США), а Филарет стал его местоблюстителем.
Собор Украинской
Православной Церкви в мае 1992 года лишил Филарета сана и избрал новым
митрополитом Киевским и всея Украины ростовского архиерея Владимира (Сабодана).
Вскоре опомнилось и отреклось от Филарета и духовенство УАПЦ.
Результатом всех этих околоцерковных махинаций с неуклюжим
вмешательством бывших партийных идеологов и национал-радикальных деятелей стало
образование не единой православной церкви, а трех, конфликтующих между
собой. Вопреки ожиданиям Филарета, за ним последовало лишь несколько
иерархов, да при помощи боевиков УНСО и депутатов-националистов удалось отстоять
здание митрополии, кафедральный Владимирский собор и, что немаловажно, 4
миллиарда карбованцев из церковной кассы.
Однако именно УПЦ КП была
«любимой» церковью официальных властей Украины до тех пор, пока их первоочередной задачей было доказать, что Украина — не Россия, а как раз совсем
наоборот.
И Богу, и кесарю
Тем не менее,
преобладающее большинство украинских христиан продолжают возносить молитвы на церковнославянском языке и поминать в них Патриарха Алексия и митрополита
Владимира. В составе УПЦ свыше 10 тысяч приходов, тогда как в «альтернативных»
УПЦ КП 3,4 тыс., в УАПЦ — около 0,5 тыс., в УГКЦ — 3,3 тысячи. Прихожане УПЦ
преобладают во всех областях Украины, за исключением Львовской,
Ивано-Франковской и Тернопольской.
К тому же, несмотря на внешнеполитическую конъюнктуру и благоволение властей, «раскольникам» так и не удалось добиться признания ни от одной из поместных православных церквей и даже
Ватикана.
Сегодняшние чаяния УПЦ связаны, прежде всего, с приобретением в лице государства стабильного покровителя. Традиция тесного взаимодействия власти
и церкви укоренилась в православии со времен Византии. Не очень ловко церковь
чувствовала себя, когда вынуждена была довольствоваться лишь парадоксальным
сотрудничеством с оппозиционными коммунистами, с которыми у УПЦ не совпал взгляд
на мироустройство, зато совпал геополитический вектор.
Теперь,
когда правящие центристы в силу своей экономической заинтересованности также
сделали основную ставку на сотрудничество с Россией, Киевская митрополия сочла
за благо обзавестись столь влиятельным союзником.
Каков поп —
таков и приход
Хотя Виктор Ющенко накануне своего выдвижения в Президенты 4 июля 2004 года причащался в храме УПЦ МП (другого в родной
Хоружевке, увы, не оказалось), а у Юлии Тимошенко где-то пылится церковный
орден, врученный митрополитом Владимиром за спонсорство еще в ее бытность главой
ЕЭСУ, — интересы правой оппозиции и Украинской православной церкви представляют
собой полную противоположность.
К группе «духовной поддержки» «Нашей
Украины» безраздельно относятся УГКЦ и непризнанные УПЦ КП и УАПЦ. Альянс этот
можно проследить во многих проявлениях — от присутствия соответствующих иерархов
на съездах национал-демократов до агитации священников с амвона. Эти конфессии
оказывают большое влияние на души и умы граждан именно в Западной
Украине.
Однако и духовенство «национально-ориентированных» церквей
возлагает на своих политических союзников немалые надежды. В стратегические
планы УГКЦ, которая, кстати, создана по этническому принципу (главой этой церкви
может быть только этнический украинец, и его титул звучит: «Архиепископ
Львовский для украинцев»), входит получение статуса Патриархата. Однако Ватикан
в сложившейся геополитической обстановке не настроен идти на обострение
отношений с Московской Патриархией, которая резко протестует против любой
активности католиков на своей канонической территории. Зато в поддержку
инициативы УГКЦ подписались 50 депутатов от «Нашей Украины» и БЮТ.
В случае избрания Президентом Виктора Ющенко греко-католики получат куда более
эффективный ресурс для лоббирования своих интересов. Кстати, визит Папы Римского
в Украину в 2001 г. был подготовлен правительством В. Ющенко, хотя самому
Виктору Андреевичу приветствовать понтифика в ранге премьера уже не довелось…
Интересы УПЦ КП и УАПЦ связаны в основном с давним проектом
создания «Единой поместной автокефальной православной церкви», который активно
лоббировался опять же в период работы «правительства реформаторов». Тогда
государство выступило инициатором «объединения трех ветвей православия» в единую
церковь, независимую от Москвы. Вопрос курировал вице-премьер Николай Жулинский,
который даже специально летал в Стамбул уговаривать Константинопольского
Патриарха, ориентированного на США, покровительствовать украинским
инициативам.
УПЦ и Москва усмотрели в этом проекте аналог «филаретовской
авантюры» 1992, в результате которого у «московско-ориентированной» церкви,
скорее всего, просто отберут часть имущества и храмов и превратят новый
церковный гибрид в орудие прозападной политики. Памятуя завет идеолога «холодной
войны» Збигнева Бжезинского о том, что Православная Церковь — главный
противник США после развала СССР, сторонники единства РПЦ и УПЦ оказали
массированное сопротивление проекту Н. Жулинского. А тут отставка «Кабинета
реформаторов» подоспела, да и рост влияния Москвы вынудил многих деликатней
относиться к ее интересам…
***
Религиозные
институты являются хранителями базовых идеологических основ, которые отражают
конфликт цивилизаций. Именно поэтому Украинская православная церковь не может
оказать поддержку Виктору Ющенко, находящему на «западной стороне»
геополитических баррикад.
«Ассиметричным» ответом на «детские хитрости»
пресс-службы штаба В. Ющенко и поддерживающей его прессы стал Крестный ход в Киеве в четверг, 11 ноября. Верующие, помолившись за умиротворение, высказались
против католической и сектантской экспансии, а также против «губительной для
православного народа» евроатлантической интеграции, и призвали сограждан
поддержать В. Януковича, назвав при этом его соперника «могильщиком
Православия"…