Русская линия
Православие.Ru Людмила Данилова12.11.2004 

«Здесь спасешься»
К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба

10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния.

После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды — медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина.

Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве.

За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха. Подчеркивая общественную и государственную значимость чтений, один из участников назвал их «школой Мининых и Пожарских, куда преподобный Иринарх собирает армию для преодоления смуты нашего времени». Чтения неизменно собирают в своих рядах ученых от академика до аспиранта, учителей высшей и средней школы, военных, писателей, духовенство. Особенностью этих чтений является то, что наряду с маститыми учеными здесь выступают и студенты российских ВУЗов, и школьники местных школ. На последних, седьмых по счету, чтениях каждый пятый из выступавших был не старше 25 лет. В последние годы участники чтений обсудили темы:"Вера без дел мертва", «Подвиг духовный, подвиг ратный», «Культурно-духовные традиции и национальная безопасность», «Жизнь по совести — единственный путь в будущее». По своей направленности Иринарховские чтения вполне созвучны Международным Рождественским чтениям и вносят свою лепту в дело духовно-нравственного обновления Отечества. Здесь, в поселке Борисоглебский, на маленькой и малоизвестной территории идет поиск путей, обсуждается конкретный опыт работы, собирается воедино все лучшее.

Уже семь лет подряд жарким июлем Борисо-Глебский монастырь становится местом всенародного паломничества — более тысячи православных собираются к келье преподобного Иринарха, чтобы принять участие в крестном ходу от Борисо-Глебского монастыря до святого источника на родине преподобного в селе Кондаково. Это паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону, Иркутска, Ярославля и области, из дальних и ближних стран — Франции, Греции, Латвии, Белоруссии, Украины, Германии, Польши. Большинство из них участвует в крестном ходу уже несколько раз. Глядя на возраст паломников (добрую половину составляют дети, школьники и студенты), можно смело говорить, что у Иринарховского крестного хода большое будущее.

Восстановление святого источника стало одной из главных забот игумена и братии с самого начала возрождения монастыря. На помощь им пришли ученики и учителя школ поселка и села Ивановского. За летние каникулы был расчищен колодчик (по преданию, он вырыт руками преподобного Иринарха) и построена купальня. Теперь здесь многолюдно в любое время года. Слава о целительной силе святого источника пошла далеко за пределы поселка Борисоглебский. Уже от скольких болезней спасли людей воды источника! Даже после самых безысходных диагнозов — рак позвоночника, рак крови, диабет, воспаление головного мозга, тяжелые формы кожных заболеваний — приходила помощь по молитвам Борисо-Глебского затворника. Медики разводят руками, снимая со своих пациентов диагнозы-приговоры. Келья затвора преподобного Иринарха была восстановлена в прежнем виде и сегодня она также является местом паломничества, дорожка к ней всегда протоптана — и зимой, и летом. «Мимо келии старца, прославившегося своими подвигами и трудами, ни пеший не прохаживал, ни конный не проезживал, все приходили к нему благословиться в путь, облегчить душу и сердце», — писал историк И.Е. Забелин. Так и ныне паломники замечают, какое отдохновение, умиротворение, живительную теплоту получает душа на этом месте.

О чудодейственной силе вериг преподобного Иринарха было известно из жития святого, но вериги, «труды» преподобного были утрачены в годы воинствующего атеизма. По молитвам братии они вернулись в обитель в 1998 году. И с тех пор первые километры крестного хода в них идет игумен Иоанн, а дальше, чередуясь, все паломники. Как и прежде, особую помощь от них получают люди одержимые.

Но отнюдь не в благостных и безмятежных условиях возрождается святая обитель. Не один раз пришлось игумену с немногочисленной братией испытать действие сил адовых, в безсильной злобе пытающихся запугать и монахов, и прихожан. После второго пешего крестного хода в 1998 году на южных вратах монастыря братия дважды обнаруживала распятых кошек. А после крестного хода в 1999 году на северных вратах появился плакат, демонстрирующий нескрываемую ненависть к святой обители и ее обитателям. Как свидетельство других угроз стоят до сих пор в поселке Борисоглебский и пожарища двух домов — это в ночь перед началом пятого крестного хода в 2002 году был совершен поджог дома, где жили православные люди, и остались на ночлег паломники из Москвы, Киева, Ярославля. Людям всем удалось спастись, но два дома сгорели дотла. Сила разбушевавшегося огня была так велика, что возникла угроза и над монастырем — горящие головешки перелетали через десятиметровые стены и усыпали собой не только землю, но и крышу собора Бориса и Глеба. Монастырская братия до утра трудилась, спасая обитель от пожара, а утром — Божественная литургия, молебен у кельи преподобного и — в сорокакилометровый путь с крестом до Иринархова колодчика. Ничего не изменил ночной пожар, никого не запугал, только подвиг всех усилить молитву. Было и другое испытание для братии монастыря и прихожан: в августе 2002 года Борисоглебские власти затеяли строительство водонапорной башни да не где-нибудь, а на месте древнейшего кладбища у церкви бывшего Троице-Борского монастыря, на краю поселка. Письменные обращения наместника монастыря игумена Иоанна в разные инстанции с просьбой остановить кощунство (строители варварски выгребали из могил человеческие кости, выбрасывая их в отвал) остались без ответов. Тогда братия монастыря вместе с прихожанами и паломниками выразили свое отношение к беззаконию в деле — собрали все косточки в приобретенные монастырем гробы, взяли лопаты и вновь предали земле прах покойных. Над новым захоронением установили крест, игумен Иоанн с братией отслужили панихиду. Так было остановлено кощунство. Немало скорбей и искушений идет и от того, что на территории монастыря до сих пор остается музей, не возвращается имущество, два монастырских храма и постройки.

Борисо-Глебская земля — благодатное, намоленное место. Это ощущает каждый ступивший на нее хоть раз. Предание о начале монастыря говорит, что здесь дважды являлись святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб и обещали впредь не оставлять место сие. О их помощи обители предсказал преподобный Сергий Радонежский:"…великие страстотерпцы Христовы Борис и Глеб в помощь будут и здесь будет построен большой монастырь, который в последующие времена прославится наравне с большими лаврами…". На этом месте сам преподобный Сергий три дня возносил свои молитвы Богу и Пречистой Его Матери, прося благословить строительство монастыря. В этой обители жил на покое святитель Ростовский архиепископ Тихон (Малышкин, +1512), соратник Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия в борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих. К его могиле, чудесным образом обретенной в первые годы возрождения монастыря, верующие люди приходят помолиться, попросить помощи в своих нуждах, и помощь эта приходит. Блаженный Алексий Стефанович (+1781), Христа ради юродивый, подвижник Борисо-Глебский, похоронен рядом со святителем Тихоном. Помощь этого святого также ощущают прибегающие к нему с молитвой. Первостроители Борисо-Глебской обители преподобные Феодор и Павел своими мощами пребывают в Борисоглебском соборе под спудом. Над их мощами сохранились богато украшенные резьбой рака и сень. Мощи преподобного Иринарха, тридцать лет проведшего в затворе, находятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. На этом месте устроена новая дубовая резная рака и положена вышитая золотом пелена.

«И прославил Бог дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба досточудными мужами и страдальцами, и учениками, и наставниками!», — восклицает автор жития преподобного Иринарха инок Александр. Добавим: прославляет и сейчас — в декабре 2002 года Определением Священного Синода прославлен в лике преподобномучеников Борисо-Глебский иеродиакон Феофан (Графов), (+1938). В сонме святых Борисо-Глебских засияло еще одно имя.

Святые и святыни Борисоглебские духовно, невидимо укрепляют обитель и ее братию, благочестивых паломников, защищают от козней диавольских, подают свою помощь во всякой нужде — как духовной, так и житейской.

И Откровение свыше, данное когда-то преподобному Иринарху: «Здесь спасешься», — слышит сегодня каждый из братии и прихожане, и паломники, «Здесь спасешься».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru