Русская линия
Ведомости ПоморьяПротоиерей Владислав Цыпин12.11.2004 

«Сознание современного человека поставлено с ног на голову»

Шестые Иоанновские чтения «Образование и культура» прошли в Архангельске с 3 по 5 ноября. В этом году они посвящались 175-летию со дня рождения нашего земляка праведного Иоанна Кронштадтского. Участники чтений (учителя, врачи, священнослужители, историки) обсудили проблемы семьи, веры, истории. Своей точкой зрения на эти проблемы с корреспондентом «ВП» поделился доктор церковной истории, профессор Московской Духовной академии, председатель историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви протоиерей Владислав ЦЫПИН.

Отец Владислав, сегодня много говорят о взаимодействии церкви с государством, как вы к такому взаимодействию относитесь?
— Оно в любых случаях неизбежно, даже когда церковь гонима, она может быть гонима государством, и это тоже взаимодействие. Поскольку у нашего нынешнего государства нет идеологической программы, которая бы была направлена против церкви, взаимодействие должно быть позитивным. Речь идет только о масштабах влияния церкви на общество, а оно соответствует возможностям нашей церкви, хотя и ограничено прежними испытаниями и потерями, которые имела церковь. Церковь всегда готова влиять на общество, а это значит — взаимодействовать с государством.

— Насколько сильна сегодня церковь, может ли она реально что-то изменить в государственном строе, в жизни общества?
— Церковь влияет на умы и сердца людей, она не предлагает политических программ, административных реформ, которые имели бы моментальный эффект. Но влияние церкви более прочное и устойчивое. Как видят себя люди в этом мире, как они в нем ориентируются, какие у них ценности — от этого и зависит состояние общества. Сегодня влияние церкви расширяется.

— Какие, на ваш взгляд, сегодня приоритеты у людей, что доминирует в отношениях?
— Конечно, общество в состоянии кризиса. Та часть общества, которая вне влияния веры, в массе своей живет эгоистично, причем этот эгоизм, индивидуализм разрушителен для личности. Он ведь не только сам собой в силу грехов человеческих обнаруживается — сказывается пропаганда отовсюду, в том числе из средств массовой информации, особенно телевидения. Людей развращает то, что они смотрят.

— Мне кажется, что у нас пища, одежда и развлечения доминируют над духовностью человека. По моему, считается нормальным, если у тебя есть деньги и дорогие вещи, при этом ты знаешь назубок историю какого-то невообразимого племени, но не читаешь Библию, и зазорным -если все наоборот.
— Вы сказали сразу о многом, это отчасти разные проблемы. Когда нет компьютера или мобильного телефона, люди стыдятся своей бедности. Так принято, а они не могут себе этого позволить. Это одна проблема, хотя она тоже связана с нравственной атмосферой, царящей в обществе, потому что нам отовсюду говорят: «Бедность — это плохо, это стыдно, богатство — это украшение человека». Это откровенно безнравственная социальная мораль, а она громко и навязчиво себя пропагандирует, влияет на умы людей. Раньше к бедности было уважительное отношение, а теперь это радикально изменилось. В старой России было так, потому что церковь оказывала прямое и достаточно сильное влияние на общество. В христианском учении тоже есть социальный аспект. С точки зрения церковной этики, богатство само по себе не составляет греха, но тогда, когда это богатство человек приобретает некорыстным образом или получает по наследству. Тогда можно его сразу раздать или научиться им управлять. Но затем у нас были советские годы, когда считалось, что все равны, хотя это было далеко не так, и богатство не могло пропагандироваться. Вся наша история до сих пор не имела базы для пропаганды обогащения.

— А почему это происходит сейчас?
— Может быть, люди, которые это пропагандируют, выражают себя, а не только выполняют соцзаказ для развития капитализма. Но на самом деле это провоцирует социальный протест. Если на экранах телевизоров не показывали бы так часто тусовки, концерты, «красивую» жизнь, рекламу, у народа, который тяжело живет, не было бы столько оснований для зависти, ощущения своей ущербности. Что там за забором, обычно не видно, но почему-то богатые захотели показать всему миру, как хорошо они живут.

— Насколько все это влияет на жизнь семьи?
— Утрачивается верное представление о семье. Детей рождается очень мало, сегодня во всех развитых странах общество стареет. У нас продолжительность жизни мала, и это не так заметно, но где-нибудь во Франции сегодня общество старых людей. У двух родителей растет один ребенок, у которого живы по две бабушки, два дедушки, а еще прабабушки и прадедушки.

— Как вы относитесь к популярному сегодня гражданскому браку?
— Гражданский брак — это тот, который регистрируется в загсе, а называть им стали связь при отсутствии этого самого брака. Более точно называть его «пробный». По моим личным наблюдениям, он довольно редко перерастает в настоящий. Чаще это проявление распутства, что тоже говорит о кризисе современного общества, морали, семьи. Людей объединяют общие страсти.

— Получается, что люди ищут не близкого по духу человека, а просто партнера?
— Тут все понятно. Сознание типичного современного человека извращено, поставлено с ног на голову. Плоть господствует над духом, и все, что связано с плотью, оказывается во главе угла. Попробуй это, испытай то, купи там — и все сознание человека пытаются этим заполнить! Сегодня единственный путь воспитать ребенка нравственным — вера. Воспитание детей — тоже своего рода служение. Быть родителем — это очень много, это почти то же, что быть человеком, женой, мужем. Было бы действительно целесообразно иметь структуру, где учат быть родителями.

— С чего начинается любовь к Богу?
— Все это индивидуально, поэтому сложно ответить однозначно. У этого мира есть Творец, и ничто не существует само по себе. Порой ребенок понимает это быстрее, яснее и доступнее, чем взрослый с его закоренелыми предрассудками и предубеждениями. Иногда любовь к Богу зарождается от отношения к родителям. Чувство благодарности ребенка к своим родителям переносится и на того, кто является нашим Отцом на небесах. Большинство приходит к вере через жизненные переживания.

— Сегодня невозможно просто верить, надо выбрать истинного Бога, но как?
— В сознании людей, принадлежащих к разным вероисповеданиям, бывает разный образ Бога. Мы, христиане, — единобожники и не представляем, как среди множества Богов выбрать своего. И рядом с собой мы видим евреев и мусульман, которые также верят в единого Бога. Россия — страна православная, и найти веру у нас несложно, но в то же время и отрыв от традиций у нас глубокий. Самые разные идеи, даже псевдорелигиозные, заявляют о себе отовсюду, демонстрируются напористо, и современному молодому человеку труднее сделать выбор.

— На ваш взгляд, почему среди молодежи так популярна рок-музыка, а в Архангельске даже некоторые священнослужители в прошлом — рокеры?
— Современная рок-музыка духовно более сомнительна, чем, допустим, классика, в роке острее контрасты, диссонансы. Чтобы понять, почему такую музыку выбирает молодежь, надо более глубоко ее знать. Мое представление, возможно, поверхностно, но агрессивный тон рока накладывается на чувство несогласия, протеста одних и чувство самоутверждения, самовыражения — других, поэтому рок и находит такой живой отклик.

— Что самое главное в жизни?
— Сделать выбор между добром и злом. Зло губит человека, приносит ему явное, видимое зло здесь. Получается, что человек даже не умирает, а погибает душевно. Другой путь -путь спасения для жизни вечной со Христом.

— Есть ли спасение вне веры, может быть в семье, в творчестве?
— Если вы под спасением подразумеваете некое пристанище, где может человек душевно отдохнуть, успокоиться, то, наверное, люди, совершенно погруженные в семейные заботы или занятые творческим трудом, и находят в этом некое удовлетворение. Но поскольку человек создан для вечной жизни и инстинктивно это присутствует в его сознании, даже если он рационально вечную жизнь отрицает, то совершенного успокоения для безрелигиозного человека не бывает. Когда мы говорим не о спасении от житейских невзгод, а о спасении от греха, проклятья, которое пало на нас после грехопадения наших прародителей, и преодолении греха и смерти, — такое преодоление совершается в церкви и в вечности, а не в коротких пределах земной человеческой жизни.

Подготовили Янова Ксения, Порохин Евгений

N 43, 10 ноября 2004 г.

Опубликовано на сайте Архангельской епархии 11 ноября 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика